Экономика

За странную ошибку Минтранса платит вся страна

Октябрь 31
05:22 2012

За странную ошибку Минтранса платит вся страна


Маленькая итальянская авиакомпания Wind Jet (всего 12 самолетов) принесла большие неприятности России.


Как положено в конце увлекательного спектакля, когда публика в зале скандирует: «Автора!», и сейчас хочется узнать, кто же привел этих неудачливых итальянцев на наш рынок перевозок. Узнаем – Минтранс, зачем-то.


На днях Wind Jet прекратила полеты. Российское федеральное агентство воздушного транспорта выпустило рекомендации пассажирам, которые приобрели билеты на ее рейсы. Правительство обеспокоилось ситуацией и уговорило компанию «Россия» возить пассажиров по билетам Wind Jet, о чем во вторник, 14 августа, сообщило агентство «Интерфакс». Как будут компенсированы «России» затраты, не поясняется, но в любом случае, сколько бы не понадобилось, это будут деньги российских налогоплательщиков (тех, кто не умеет скрывать свои доходы за пределами страны). Речь – минимум о сотнях тысяч долларов.


Справедливости ради о метим, что экстренным вывозом россиян, застрявших в Италии по вине Wind Jet, зсразу занялись 5 других итальянских авиакомпаний, в том числе — национальный перевозчик Alitalia. Этот гигант сообщает, что ему пришлось ввести дополнительно 20 рейсов в день на Сицилию. Очевидно, что далее последуют тяжелые переговоры Alitalia с нашей бюрократией о том, кто же компенсирует и какую часть понесенных авиаторами потерь. Вероятно, что опять придется раскошелиться российским налогоплательщикам (которые не сумели скрыть свои доходы за пределами страны).


При этом и с пассажиров-неудачников требуются доплаты — 80 евро по национальной территории и до 250 евро по международным маршрутам, включая Россию.


Всего из-за краха аппенинского дискаунтера Wind Jet пострадали почти 300 тысяч пассажиров, которые купили билеты до октября. Перевозчик выполнял авиарейсы из Италии по 17 направлениям. В России летал в Москву, Петербург и Ростов-на-Дону. Полеты были прекращены в ночь на воскресенье, 12 августа. У компании кончились деньги, не хватило даже на закупку керосина.


Надо сказать, что банкротство авиакомпаний стало в Италии почти национальной забавой. С 2000 года в Италии разорились 10 авиаперевозчиков. Среди них: MyAir, Alpi Eagles, Panair, AzzurraAir. Заметим, что до Wind Jet они создавались в основном для осуществления внутренних маршрутов. Жили лет 6-7 лет. Сначала зарабатывали, потом – разорялись. Сценарий отработан.


Может быть, это выгодный сценарий, позволяющий владельцам закрывать дело и уходить на покой с хорошим счетом где-нибудь на Гибралтаре. Во всяком случае нашлись желающие применить схему более глобально и организовать не только внутренние перевозки, а и полеты за границу. Для такого серьезного проекта, конечно, нужны солидные и смекалистые партнеры. Где их взять? В России.


На наш рынок прошлой зимой Wind Jet вывел Минтранс. И любопытно, как он это делал. Наше министерство загодя начало канючить, что пора переписать межправительственно соглашение о воздушном сообщении с Италией. Подключило к делу всех, кого положено из властей. Итальянские власти, говорят, долго не могли понять, зачем вообще надо править исправно действующее соглашение. Потом попробовали даже сопротивляться инициативе, наивно полагая, что без Берлускони русским будет труднее лоббировать свои интересы. Не тут то было. Согласились в итоге. И ради чего все было сделано?


По новому соглашению с каждой стороны появились вторые назначенные регулярные перевозчики в Рим и Милан. С российской — «Трансаэро». Это понятно, компания давно говорит, что надо разрушать монополию «Аэрофлота» на перевозки. А вот с итальянской стороны и явилась Wind Jet со всеми своими 12 самолетами. Кто предложил Wind Jet? Российский Минтранс.


Об этом рассказывает известный экономист и член Совета директоров «Аэрофлота» Сергей Алексашенко: «…на изменение соглашения итальянцы пошли только под сильнейшим давлением со стороны российского Минтранса, который сам предложил Wind Jet в качестве второго перевозчика с итальянской стороны»…


Конечно, у представителя интересов «Аэрофлота» мотив понятен – доказать, что не всегда разрушение монополии топорными действиями является благом. Может углядеть намек, что, мол, «Трансаэро» «уговорило» Минтранс на эту акцию. Но если у «Трансаэро» очевиден интерес к расширению географии полетов, то вовсе не однозначен – к выводу на российский рынок именно Wind Jet.


С другой стороны, сегодня ситуация в авиаотрасли такова: конкуренция – громадная, прибыльность – нижайшая. Понятно, что выживать в таких условиях могут только гиганты, потому в Европе и США идет консолидацция отрасли, перевозчики объединяются, чтобы устоять. В общем, в Италии найти желающих налаживать регулярные полеты в Россию было невозможно (тем более, что AlItalia только вышла из состояния банкротства). Другое дело (гипотеза) – компании, реализующие такой сценарий: «Срубить денег, пока можно, а потом тихо пойти под банкротство». Вот и приглянулся Wind Jet.


Тут, конечно, могли срастись интересы «Трансаэро» и Wind Jet. Но Минтранс-то –регулятор. Министерство должно было знать, не могло не знать, соотношение сил на рынке авиаперевозок. Можно даже предположить, что, исходя из интересов страны, Минтранс должен был узнать подноготную Wind Jet, проблемы у которой прошлой зимой, когда компания шла в Россию, уже были. Тогда бы Минтранс мог отказать Wind Jet. Или позволить себя уговаривать, выторговывая гарантии на случай разорения партнера. На самом же деле, как говорит С. Алексашенко, Минтранс агрессивно лоббировал приход именно Wind Jet.


В этом месте возникает вопрос: почему Минтранс это делал? И рождаются нехорошие подозрения, которые, впрочем, сразу отпадают, стоит вспомнить про восстановленную статью про тюрьму за клевету.