Южный рубеж: слабых мест больше

Южный рубеж: слабых мест больше

 

Объем прилагаемых российской стороной усилий не соответствует вызовам, с которыми ей приходится сталкиваться при обеспечении национальной и региональной безопасности на южных рубежах

 

Даже при поверхностном анализе складывающейся на Северном Кавказе ситуации достаточно очевидно, что безопасность и стабильность в данном регионе во многих отношениях зависит от положения в соседних южных странах. При этом следует отметить, что с точки зрения региональной и национальной безопасности России важнейшими акторами во внешнеполитической стратегии российского государства являются закавказские государства, которые как соединяли, так и продолжают соединять в качестве промежуточного звена в единую дугу нестабильности два остальных источника конфликтов на континенте: ближневосточный и северокавказский.

Россия не может самоустраниться от конфликтов, разворачивающихся на ее южных рубежах: нестабильность на Кавказе оказывает прямое воздействие на этнополитическую ситуацию в северокавказских республиках России.

 

Эта дуга нестабильности стала серьезным фактором в дезинтеграционных процессах, происходящих на южных рубежах России.

 

Строго говоря, национальным интересам России отвечало бы существование единых, целостных и стабильных соседних стран – Грузии, Азербайджана и Армении, проводивших бы дружественную или, по меньшей мере, нейтральную политику в отношении России. Касательно первой такого сказать совершенно невозможно, что касается Армении и Азербайджана, то здесь приходится констатировать скорее нейтральную позицию данных государств, нежели дружественную.

 

Теоретически Закавказье могло бы образовать надежный буфер, который амортизировал бы угрозы безопасности на юге России, исходящей от нестабильных регионов мусульманского мира. Поэтому Россия в свое время – после краха СССР – прилагала или делала вид, что прилагает немалые усилия для урегулирования конфликтов и прекращения военных действий в южном поясе. В отношении карабахского спора между Арменией и Азербайджаном российская сторона до сих пор пытается предпринять усилия для нормализации обстановки, однако, как и прежде, заметных результатов в ее деятельности не наблюдается.

 

Россия не может самоустраниться от конфликтов, разворачивающихся на ее южных рубежах. Нестабильность на Кавказе, равно как и в Центральной Азии, оказывает прямое воздействие на этнополитическую ситуацию в северокавказских республиках России и прилегающих к ним Краснодарском, Ставропольском краях и Ростовской области.

 

На рубеже XX и XXI веков возникли серьезные проблемы, связанные с угрозой распространения религиозного экстремизма и терроризма с территорий Юга, а также недопущением переноса внешних для России конфликтов на внутреннюю почву. Приходится констатировать, что этого добиться не удалось.

 

Приоритетное значение для российской внешней политики в Южном направлении имеет регулирование конфликтов и в Центральной Азии, при этом главные угрозы связываются с деятельностью исламского экстремизма в Таджикистане и Узбекистане, а в последнее время – и в Казахстане.

 

Между тем, Юг России в силу своего геополитического положения неизбежно вовлечен в мировые политические процессы, более того – является одним из невралгических узлов современной системы международных отношений.

 

Ключевыми государствами в Средиземноморско-Черноморско-Каспийском и Кавказско-Ближневосточном регионах является Турция и Иран, также борющиеся за расширение сфер своего влияния в данном регионе. Также, с точки зрения национальных интересов России, на Южном направлении существенное значение имеет развитие ситуации в Афганистане.

Возможная транспортировка энергоресурсов Каспия в Турцию, а через нее – на Запад, в обход России по проектируемому газопроводу «Набукко» не отвечает задачам национальной и региональной безопасности.

 

Следует отметить, что к числу важных региональных приоритетов России относится сохранение в Кавказском, Каспийском и Центрально-Азиатском регионах своего экономического и военного присутствия.

 

Огромные запасы обнаруженных здесь углеводородных ресурсов превратились в одну из стержневых проблем современной международной политики.

 

Для стратегических внешнеполитических и экономических интересов России немаловажным является вопрос: будет ли Россия контролировать нефтепотоки с открытых крупных месторождений нефти и газа на шельфе Каспия? Каспийский бассейн, как Черноморский и Балтийский, составлял значительную часть российского геостратегического потенциала. Юг России имеет перспективы стать составной частью комплексных трансконтинентальных транспортных систем.

 

Возможная транспортировка энергоресурсов Каспия в Турцию, а через нее – на Запад, в обход России по проектируемому газопроводу «Набукко» не отвечает задачам национальной и региональной безопасности. В случае реализации данного транскавказского коридора проблемы территориальной целостности России могут обостриться, поскольку товарный поток, движущийся из Центральной Азии через Россию, скрепляет Урал, Поволжье, Западную Сибирь, Дальний Восток и европейскую часть России в единое целое.

 

К счастью российской стороны, реализация проекта «Набукко» пока тормозится. Однако, не похоже, что это происходит благодаря какой-то (тайной или явной) деятельности России, но, скорее, является лишь следствием несговорчивости потенциальных партнеров.

 

Резюмируя краткий обзор внешнеполитических аспектов национальной и региональной безопасности России на южных рубежах, следует констатировать, что объем прилагаемых российской стороной усилий не соответствует вызовам, с которыми ей приходится сталкиваться.
ИсточникЕвразия

Ещё похожие новости