Общество

Вся надежда – на Золотую Рыбку, колдунов и чудо

Июль 10
08:39 2012

Вся надежда – на Золотую Рыбку, колдунов и чудо


 Институт социологии РАН на днях представил на суд общественности доклад «О чем мечтают россияне»


Социология (от лат. socius – общественный + др.-греч. λόγος – наука) – учение об обществе, системах, составляющих его, закономерностях его функционирования и развития, социальных институтах, отношениях и общностях. Термин «социология» впервые был введен О.Контом в 1832 году.


Как ни потешался в свое время сатирик Михаил Задорнов над любовью народа к халяве, а приоритеты с тех пор, кажется, не сильно изменились. По-прежнему много тех, кто надеется разбогатеть неким чудесным образом. Деньги – вообще отдельная тема. Почти половина россиян мечтают именно о них, а не о любви, пришли к выводу социологи РАН, представившие доклад на тему «О чем мечтают россияне», сообщают «Новые известия».


 В опросе участвовали 1750 человек в возрасте от 16 до 55 лет, представляющие все основные социальные и профессиональные группы во всех регионах и типах населенных пунктов. Для 40% из них главной мечтой является «жить в достатке, иметь возможность тратить деньги, не считая копейки».


 Достаток при этом не тождественен богатству. Какое там богатство – от бедности бы уйти, считают граждане. «Ни богатство с такими элементами, как шикарные автомобили или яхты, ни карьера, ни слава, ни красота в предмет мечтаний подавляющего большинства россиян не входят», – отмечается в докладе.


 Иными словами, опрошенным чуждо стремление сделать карьеру и они согласны на участь рядовых работников; им безразлична и собственная привлекательность, а шикарные вещи не вызывают у них вожделения.


 На втором месте в списке приоритетов стоят мечты о хорошем здоровье и жизни «в более справедливом и разумном обществе» – по 33%. 23% опрошенных мечтают иметь хороших детей, а 21% – «свою отдельную квартиру, дом». Продолжают список мечты о самореализации (18%), хорошей семье (17%), собственном деле (15%), хорошем образовании (12%), возможности «быть полезным обществу, внести «свою лепту» в развитие России» (11%) и хорошей работе (7%).


 Любовь почему-то далеко отстала от детей, хотя эти понятия взаимосвязаны. «Встретить настоящую любовь» мечтают лишь 6% россиян, а «стать уважаемым и известным человеком» – 4%. Самым непопулярным же можно назвать ответ «стать очень красивым, привлекательным»: об этом мечтают лишь 1% опрошенных. Возможно, остальные туго усвоили поговорки «С лица не воду пить», «Не родись красивой, а родись счастливой» и другие на ту же тему. Хотя все же считается, что красивым людям жить легче, чем не являющимся таковыми.


 Тем не менее большинство опрошенных согласны быть невзрачными, но не бедными, хотя и бесполезными обществу. Впрочем, каждый работающий и так приносит ему какую-то пользу самим фактом своей деятельности. Стоит ли требовать от него большего?


 Далее исследователи действовали почти в духе Задорнова: предложили самостоятельно сформулировать мечту для Золотой Рыбки. Четверть опрошенных (23%) отказались просить что-либо у волшебного персонажа. «Это те люди, которые считают, что судьба находится в руках человека», – объяснил академик РАН Михаил Горшков. Данное обстоятельство внушает некоторый оптимизм, хотя и хотелось бы, чтобы их было побольше.


 Большинство же тех, кто ответил на этот вопрос (43%), попросили о здоровье себе и близким, что вполне понятно: здоровье – универсальная ценность всегда и везде. Кто-то из знаменитостей прошлого однажды заметил, что лучше быть здоровым нищим, чем больным монархом.


 Самым же замечательным является то, что почти треть россиян (29%) надеются на исполнение своих мечтаний благодаря чуду или удаче. И вряд ли здесь понимается удача как результат упорного труда. Скорее она рассматривается как простое везение. Не зря же каждый пятый (20%) просит помощи у Бога, а 6% респондентов признались, что ради осуществления своих желаний обращаются к экстрасенсам, гадалкам и магам. Ясно, что пока есть эти 6%, означенные «кудесники» без работы и куска хлеба не останутся.


 Кульминацией же стала просьба социологов назвать сказочного героя, который является воплощением «русской мечты». Мужчины признали таковым Емелю. 28% респондентов не отказались бы поменяться с ним местами. В свете этого становится понятной шуточная поговорка, что каждый мужчина за свою жизнь должен построить жену, посадить печень и вырастить живот.


 А среди женщин в этой «номинации» победила Золушка: ее судьбу хотели бы повторить 60% из них. «Респонденты посчитали, что трудолюбие и добродетель волею фортуны будут рано или поздно вознаграждены», – предположил Михаил Горшков.


 Возможно, этим обстоятельством объясняется феноменальный успех женских романов Татьяны Устиновой, в каждом из которых действует своя Золушка – на первый взгляд страшненькая, растрепанная и слегка убогая. Но если ее умыть, приодеть и внушить немного уверенности в себе, она вполне способна найти богатого принца, что в конце концов и происходит. Каждая из читательниц наверняка думает: «Это и я бы так могла!»


 Социологи утверждают, что в России активно идет процесс формирования общества потребления: граждане стали жить лучше. В частности, мобильными телефонами владеют уже 85% опрошенных (в 2003 году – 25%); компьютерами – 72% (в 2003 году – 22%). Улучшаются и собственные оценки материального положения: в 2003 году как «хорошее» его охарактеризовали 9% граждан, а в 2012 году – уже 21%. Питание назвали «хорошим» 27% опрошенных в 2003 году и 46% – в 2012 году, одежду – 15 и 33% соответственно. Сейчас на одного опрошенного приходятся 21,1 кв. м общей площади, что на 3,6 кв. м больше, чем в 2003 году. При этом половина опрошенных проживают в отдельных квартирах с двумя и более комнатами, а 23% занимают отдельные дома и даже коттеджи, перечисляет «Коммерсантъ».


 Но только у 11% имеются сбережения, достаточные, чтобы семья могла прожить на них не менее года. Интересно также, что рост благосостояния не приводит к появлению новых жизненных перспектив. Социологи объясняют это неравномерностью роста уровня жизни. В то время как обеспеченные россияне больше мечтают и при этом осуществляют свои мечты, положение неблагополучных слоев консервируется или даже ухудшается.


 Как ни странно, к такому социальному разрыву граждане РФ в целом относятся толерантно. Единственное, с чем они не могут смириться, так это с медицинским обслуживанием: менее обеспеченные считают несправедливым, что богатый человек может, по сути, купить себе здоровье. Впрочем, это вполне укладывается в канву восприятия здоровья как базовой и универсальной ценности, которой пренебрегать нельзя.