Духовная жизнь Реклама

Величаем Тя, Жизнодавче Христе, нас ради ныне плотию крестившегося от Иоанна в водах Иорданских

Январь 19
19:28 2009

Крещение Господне. Таинство крещения



В этот день вспоминается крещение Иисуса Христа Иоанном Предтечей (Крестителем) в реке Иордан. К тому времени сошлись все пророчества о пришествии в мір Мессии и многие ждали Его. Иоанн Предтеча начал подготовительную проповедь крещения во оставление грехов: «Иоанн убо крести крещением покаяния, до во Грядущего по нем верят, сиречь во Христа Иисуса» (Деян. 19:4).

 

Иоанново Крещение имело смысл духовно очищающего омовения. «Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои» (Мф. 3:5-6). При этом Иоанн говорил: «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым» (Мф. 3:11). Поэтому, когда безгрешный Сын Божий в начале Своего подвига проповеди и постепенного восхождения на Крест пришел креститься, Иоанн стал удерживать Его, говоря: «Мне надобно креститься от Тебя». На что Иисус ответил: «Так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3:14-15) – и принял крещение. Преподобный Иоанн Дамаскин говорил, что Господь крестился не потому, что Сам имел нужду в очищении, но чтобы, «водами погребсти человеческий грех», исполнить закон, открыть таинство Святой Троицы, освятить «водное естество» и, разумеется, подать нам образ и пример Крещения.

 

Греческое слово, переданное на славянский и затем русский языки словом «крещение», буквально означает «погружение» (как и в других европейских языках). Однако в русском языке при переводе Священного Писания свв. Кирилл и Мефодий избрали для этого слово с иным, символическим и многообязывающим корнем – «крест». Это должно нам постоянно напоминать об ответственности за свое крещение как приобщение к крестному подвигу Христа Искупителя человеческого греха.

Праздник Крещения Господня называется также Богоявлением – потому что при Крещении Господа была открыта великая тайна триипостасного единства Бога: міру явилась Пресвятая Троица (Мф. 3:13-17; Мр. 1:9-11; Лк. 3:21-22). Бог Отец свидетельствовал с небес о Сыне, Сын крестился в водах Иордана, и Дух Святой сошел на Сына в виде голубя. С древних времен этот праздник назывался днем Просвещения и праздником Светов, потому что Бог есть Свет и явился просветить «седящим в стране и сени смертней, свет возсия им» (Мф. 4:16) и спасти по благодати падший человеческий род.

Своим Крещением Христос положил начало крещению каждого человека во имя Пресвятой Троицы – Отца и Сына и Святого Духа: «Кто не родится от воды и духа, не может войти в Царстве Божие» (Ин. 3:5), — говорит Господь в Евангелии.  Принятие таинства Крещения является обязательным условием принадлежности верующих к Церкви. В первые века христианства принятие таинства крещения теми, кто проходил специальную подготовку — катехизацию, совершалось именно в праздник Крещения Господня. Крещение во имя Святой Троицы совершается троекратным погружением в воду – это не просто традиция, а важное напоминание о трехдневном погребении Христа перед Воскресением.

Каждый крещаемый повторяет путь Христа: умирает, чтобы затем воскреснуть. Умирает для греховной жизни и сатаны и воскресает, чтобы начать новую жизнь, жизнь с Богом. Все его естество при этом обновляется до самых своих оснований. Ему оставляются все его грехи, которые он совершил до Крещения, человек освобождается и от безысходной власти первородного греха. Таким образом, таинство крещения – не просто обряд, при нем совершается благодатное схождение Святаго Духа на крещаемого, подобно тому, как это как это произошло при Крещении Богочеловека.

 

Условия, при которых может совершаться Крещение над каждым человеком – покаяние и вера. К Крещению можно приступить, лишь отказавшись от своих грехов и осудив их. Это  таинство понимается и как очищение от греха, и как взятие на себя креста дальнейшей борьбы с грехом: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, возьми крест свой, и следуй за Мною» (Лк. 9:23). Человек отрекается от сатаны, объявляя ему войну, и соединяется со Христом, становясь членом Церкви.

 

При крещении ребенка он становится членом Церкви по воле взрослых, которые за него отрекаются от сатаны (трижды плюют на него, повернувшись лицом к западу) и берут на себя ответственность за воспитание чада в Истине, ограждая от греха. При крещении взрослого человека это должно означать сознательную глубокую перемену в его жизни, начало ее настоящего содержания, отвержение всего предыдущего греха, лишение его влияния на новую жизнь через покаяние в нем. Покаяние есть первая новозаветная заповедь, вводящая во все прочие христианские добродетели. Иисус Христос призывал: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное» (Мф. 4:17). Для приходящих от жидов (отец которых – сатана, – Ин. 8:44) с древности в Церкви был выработан особый чин крещения с особым покаянным отречением от жидовско-сатанинских пут.

 

Но если нет веры, нет покаяния, «если… душа не свергла с себя страстных нечистот, и жизнь после крещения сходна с жизнью до крещения, то… для таковых вода останется водою», — наставлял готовящихся к Крещению святой Григорий Нисский в IV веке. Об этом всегда предупреждали святые Отцы Церкви. Так же и иудей, принявший крещение, если он не забывает о гордыне своей национальной еврейской «богоизбранности», не отвергается жидовских обычаев, симпатизирует им, проявляет кровную солидарность с теми, кто кричал при распятии Сына Божия: «Кровь Его на нас и детях наших!» (Мф. 27:25) – видимо, и для такого «новообращенного» «вода осталась водою». Чтобы выйти из Таинства Крещения новым человеком, нужно стремиться стать новым. В напоминание о неразрывной связи крещения с покаянием накануне праздника Крещения Господня (Крещенский сочельник) установлен строгий пост.

 

В день праздника и в день Крещенского сочельника совершается Великое водоосвящение. С глубокой древности существует убеждение в освящении всей водной стихии на земле в ночь на 6/19 января по православному календарю, поскольку Крещение Христа освятило воды иорданские и через них всю водную стихию: «Пускай радуется вся земля, пускай веселится небо, пускай взыграет весь мір, реки пусть восплещут, источники и озера, бездны и моря пускай радуются все вместе» (из богослужения предпразднества Богоявления).

 

Воды Иордана в этот день, как было при крещении Христа, неожиданно текут вспять, как бы показывая происходящую перемену в природе — это одно из регулярно повторяющихся православных чудес. Как иорданские воды, символизирующие тяжесть греха, очистились прикосновением к телу Христову, телу безгрешному, всечистому, безсмертному, пронизанному и сияющему Божеством, телу Богочеловека, так и все воды на земле очищаются до глубин и вновь делаются первичными водами жизни, способными очищать и омывать грех, обновлять человека, приобщать его вечной жизни Царства Божия. Вот почему в церквях в этот праздник освящают воду; предписаны уставом крестные ходы на «источники водные».

 

Крещенская вода является великой святыней, которую благоговейно хранят дома в течение года. На протяжении года и более вода не портится, свежа, чиста и приятна, и это — чудо благодати Божией, в котором может убедиться каждый. Крещенская святая вода обладает огромной целительной силой при болезни, но действие ее зависит от веры человека. Святую воду употребляют в небольшом количестве, утром, строго натощак, с молитвой «Во имя Отца и Сына и Святого Духа» для освящения души и тела. Крещенская вода отгоняет нечистых духов, и поэтому ей окропляют жилище, вещи и пищу с той же молитвой.

 

 


Ниже приводим тропарь, кондак и величание Праздника

 

Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя: и Дух в виде голубине извествоваше словесе утверждение: явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе.

 

Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя: пришел еси и явился еси, Свет неприступный.

 

Величаем Тя, Жизнодавче Христе, нас ради ныне плотию крестившагося от Иоанна в водах Иорданских.