Происшествия

В столице закрывают единственное учебное заведение с русским этнокультурным компонентом

Октябрь 20
01:23 2008

В столице закрывают единственное учебное заведение с русским этнокультурным компонентом


Зарисовка из жизни школы №1073: гребешок непростой, из прабабушкиного сундука. Экспонаты для выставки дети находят сами.


Зарисовка из жизни школы №1073: гребешок непростой, из прабабушкиного сундука. Экспонаты для выставки дети находят сами. Фото Марины ВОЛОСЕВИЧ.

 

Всякие письма нам в наши электронные почтовые ящики сыплются. Редко — от школьников. Чаще — от родителей. От учителей — никогда. А тут вдруг жалоба целого педагогического коллектива. 24 подписи! Закрывают, расформировывают школу… Что за дела?


 

Ориентировка на местности

 

…Позвольте, а где же школа? Небольшой серенький домик, чуть ли не с трубой. На нем табличка: «Средняя общеобразовательная школа № 1073…» Меня предупреждали, что школа — камерная, но она оказалась просто миниатюрной.

 

В школьном фойе по стенам — полки. На полках — лапти, вышиванки, прялки, какая-то древняя посуда, чугунок не чугунок и как называется-то, не знаю. А здешние дети знают. Они вообще много чего про родину и ее культуру знают. Сами выставку и собирают. И песни народные поют. И на экскурсии по древнерусским городам ездят. Школа у них такая — с русским этнокультурным компонентом.

 

Ездят сюда со всей Москвы и даже из Подмосковья. В школу конкурс. В этом году пятиклашек пришло ровно в два раза больше, чем могут вместить классы. А к одиннадцатому классу вырастают самородки. В этом году на 31 выпускника — аж 8 медалей! И даже великий и ужасный ЕГЭ 90% учеников 1073-й школы сдали на 4 и 5. А по стране четверть всех сдававших ЕГЭ огребли по паре…

 

«Вы берете деньги из чужого кармана»

 

«Закроют нас», — с тоской говорит учительница математики Нина Прокофьевна Андреева. Минуточку, зачем? «Маленькие мы слишком, — объясняют педагоги. — У нас некомплект учащихся». И вправду — в классах здесь 17 — 18 учеников. Больше посадить некуда. Двухэтажный домик достался школе по наследству от яслей в 1992-м. Крошечные комнатушки приспособлены под классы, актового зала нет, на всю школу — два туалета.

 

Школы сегодня финансируют в расчете на количество учеников. Много классов, и в каждом по 25 человек (столько максимально должно быть по нормам) — порядок, будут деньги. А если 17? Получается, что камерная 1073-я — убыточна. Чтобы платить учителям такую же зарплату, как в больших школах, нужно где-то доставать дополнительные средства. А где? То-то…

 

И чиновники всерьез взялись «реорганизовать» учебное заведение. В ходу все традиционные аргументы. И то, что учителя 1073-й «сидят на шее» у педагогов других школ. И то, что помещение срочно нуждается в ремонте, а то и в сносе. Еще в июне пришло заключение о неудовлетворительном техническом состоянии здания (хотя Департамент образования Москвы на днях прилюдно заявил: в столице — ни одной аварийной школы!). В бумажке сказано: «В ходе обследования выявлено…» А никакого обследования не было. Это в августе в здание без предупреждения пытались проникнуть какие-то люди, присутствие свое мотивируя этим самым «обследованием». Скажите, где июнь, а где август?

 

Выхода нет?

 

Замначальника Южного окружного управления образования Борис Коваленко поначалу согласился мне объяснить ситуацию. Но потом вдруг передумал. Приходите, говорит, как-нибудь попозже. И на прощание добавил: «Это неправда, что школу вообще закрывают…»

 

Но вот что интересно: на собрании педагогов 1073-й тот же самый Борис Коваленко говорил совсем другое (цитирую по аудиозаписи): «Вашу школу ожидает реструктуризация. Оставлять вашу школу, как школу с каким-то особым статусом, никто не собирается. Вам уже сегодня необходимо решать, куда вы пойдете: всем ли коллективом, по отдельности ли».

 

И закрадывается сомнение: может, не школа сама по себе не нужна, а место под ее зданием кому-то приглянулось?

 

Но школа ведь не свечной заводик. Дает убыток — повесили на двери замок. А как же качество образования? Ведь понятно, что в маленькой школе и подход к обучению другой. У учителя есть больше времени заниматься с детьми индивидуально. Все на виду, домашняя, семейная почти обстановка… И результаты у выпускников потрясающие. Неужели это совсем никому не надо? Неужели ничего не стоит удивительная школьная атмосфера, учителя, дружащие с учениками и их родителями? Хотя о чем это я?! Какая а-т-м-о-с-ф-е-р-а может быть в разгар становления капитализма?!

 

…В следующем году в Южном округе расформировывают из-за хронического недобора учеников почти два десятка школ. Куда денутся здания? Неужели все под снос? Почему освободившееся здание нельзя отдать качественной школе с уже сформировавшимся педагогическим коллективом, у которой не будет проблем с набором? Возможности у столицы большие. Было бы желание…

 

КСТАТИ

 

В 2009 — 2010 гг. только в Южном округе столицы прекратят свое существование 16 школ.

 

При этом через 5 — 6 лет в 1-й класс должны будут пойти дети беби-бума последних двух лет. Хватит ли им места в оставшихся школах?..

 

ПОСЛЕСЛОВИЕ

 

На углубленное изучение русской культуры денег нет

 

Чиновники подчеркивают: 1073-я — самая обычная школа, просто слишком маленькая. Но знаете ли вы в Москве хоть еще одно учебное заведение с углубленным изучением русского языка, художественной культуры, истории? Я — нет! 1073-я — единственная! У нас полно школ с разными другими этнокультурными компонентами: с молдавским, литовским, грузинским. Как правило, у них роскошные здания, замечательные педагоги (которые, между прочим, получают доплату за эксклюзив), хорошее финансирование. И бюджет денег подкидывает, и диаспоры не забывают.

 

Ну почему ж русская-то школа не заслужила ничего подобного? Неужели в столице России совсем нет денег на содержание учебного заведения, которое дает детям углубленные знания своей родной культуры и истории?!

Страны