Культура и искусство

В Москве пройдет премьерный показ фильма Сергея Бодрова «Монгол»

Сентябрь 20
03:50 2007

Кадр из фильма Сергея Бодрова-старшего "Монгол". © Официальный сайт фильма "Монгол".В Москве вечером в четверг пройдет премьерный показ фильма Сергея Бодрова «Монгол» про ранние годы великого завоевателя Чингисхана.

«Я давно хотел снять историю про великого завоевателя, который сам определил свою судьбу» — признался в интервью РИА Новости Бодров.


«Еще ребенком он сделал ряд поступков, которые круто поменяли его жизнь. Отец повез мальчика выбирать невесту в племя меркитов, из которого когда-то похитил мать Чингисхана, но сын выбрал девушку из другого клана. Союз с меркитами не состоялся, отца отравили, а сам Чингисхан, тогда еще Темуджин, попал в рабство. Но, вернувшись через много лет свободным воином, он все-таки женился на своей возлюбленной Борте, ставшей, несмотря на четырех жен и большое число наложниц, его главным помощником и советчиком до конца жизни», — объяснил режиссер.


По его словам, «главной целью походов Чингисхана стало желание обеспечить своим многочисленным детям мир и покой».


«Я изучил практически все серьезные исследования, которые были посвящены этому периоду. Но ближе всех мне оказались идеи Льва Гумилева», — добавил Бодров.


Он рассказал, что найти актеров на главные роли оказалось очень непросто: «Мы пересмотрели более двух тысяч человек, пока не остановились на известном японском актере Таданобу Асано и монгольской студентке-журналистке Хулан Чулуун».


Съемки картины, проходившие в Китае, Монголии и Казахстане, потребовали привлечения больших ресурсов.


Самой дорогой и масштабной сценой фильма стало сражение между Чингисханом и его названным братом Джамухой (звезда китайского кино Сун Хон Лей). Эта кинобитва обошлась в 2 миллиона долларов, а ее репетиции заняли два месяца.


«Мы снимали эту сцену на севере Китая, так как там живут казахи, монголы и уйгуры, которые, в отличие от китайцев, умеют ездить на конях. Каждый съемочный день статиста с лошадью стоил примерно 20 долларов — большие деньги для Китая. Потом мы потратили еще 1,5 миллиона долларов на то, чтобы на экране, при помощи компьютерной графики, эта тысяча человек превратилась в 40-тысячную армию», — вспоминает Бодров.


Всего работа над фильмом заняла четыре года и обошлась в 15 миллионов евро — сумму по российским меркам достаточно значительную. Впрочем, режиссер утверждает, что «найти деньги оказалось не слишком сложно».


«Порядка 1 миллиона нам дало государство; 50% бюджета — инвестиции кинокомпании «СТВ» и компании «Андреевский флаг», еще 20% дали германские компании, и 20% — Казахстан», — рассказал он.


«Любопытнее всего, — добавляет режиссер, — получилось с Казахстаном. Меня позвали заканчивать картину «Кочевник», когда я уже работал над «Монголом», — съемок еще не было, но было понятно, что в предполагаемые 10 миллионов долларов мы не укладываемся. И мне удалось договориться с Казахстаном о финансовой поддержке моего собственного проекта».


Бюджет фильма «Кочевник», вышедшего в прошлом году и ставшего самым затратным кинопроектом в казахской истории, оказался гораздо больше, чем у «Монгола» — он составил около 40 миллионов долларов.


Мировая премьера «Монгола» состоялась 8 сентября на международном кинофестивале в Торонто.


За прокатную судьбу картины Бодров-старший спокоен: «Еще до начала съемок картину купили более чем в 20 странах — во Франции, Италии, США, Мексике, Бразилии, Австралии. Интерес к этой фигуре огромен, а после того как в США пару лет назад появилась видео-игра «Чингисхан», об этом военоначальнике теперь в Америке знает каждый школьник».


«Кроме того, — напоминает режиссер, — наш фильм — классическая love-story, которая будет востребована во всем мире. Собственно, в Америке его и купили как историю о любви».


«Как ни странно, самый сложный рынок — Россия. В нас слишком живуч образ Чингисхана как великого злодея. После пробных демонстраций картины мне зрители говорили: интересно, но зачем про этого монгола фильмы снимать?», — рассказывает Бодров.


«А то, что Александр Невский — приемный сын хана Батыя, и, что не будь татаро-монголов, мы бы все были католиками и говорили не по-русски, об этом мало кто помнит. Ведь правильно сказал классик: «Поскреби русского, а там татарин или монгол». У меня, кстати, тоже есть татарская кровь», — говорит он.


Между тем 30 августа на российские экраны ограниченным прокатом вышел еще один фильм на ту же тему — на сей раз японский, режиссера Шиничиро Саваи. Он называется «Чингисхан», и его бюджет был в 10 раз больше, чем у «Монгола».


Также закончились съемки в Монголии двухсерийной картины «По велению Чингисхана», режиссером которой выступил министр культуры и духовного развития Якутии Андрей Борисов.


Премьера этой картины, производство которой пока обошлось в 10 миллионов долларов, намечена на апрель. В батальных сценах приняли участие 300 солдат регулярной монгольской армии и 50 каскадеров.