Общество

«В Литве воцарилось нацистское понимание народа по крови»: Литва за неделю

Март 19
10:10 2011

«В Литве воцарилось нацистское понимание народа по крови»: Литва за неделю

 

Литва встает на бой с нацизмом

 

Неонацисты выступали на немецком языке в самом центре литовской столицы. В то время, как власти Вильнюса открыто издеваются над профсоюзами, находя на протяжении последних месяцев каждый раз смехотворные поводы, чтобы отказать им в праве протестовать в центре столицы, расистским и неонацистским маршам, проходящим под маской «патриотического шествия», они дают тут же зеленый свет, сообщает телеканал LNK. По мнению некоторых литовских СМИ, правящие в Литве консерваторы, не обладая цивилизованным понятием «патриотизма», сами нередко являясь в душе сторонниками «верховенства» литовской «расы», тайно подыгрывают разжиганию расистского движения. Иначе нельзя объяснить выдачу разрешения на такие марши, которые еще недавно проходили нелегально. Хотя после состоявшихся муниципальных выборов консерваторы могут потерять контроль над Вильнюсом, пока еще именно они правят столицей и их представитель является мэром Вильнюса, стало быть — они и несут ответственность за разрешенную ими пропаганду расистских и неонацистских идей.

 

Тем не менее в текущем году сложилась качественно новая атмосфера вокруг марша «бритоголовых» — литовская общественность впервые, будучи шокирована опасностью превращения государства в нацистское, подняла голову. Впервые сами литовцы назвали бритоголовых «патриотов» и разделяющих их платформу «не бритоголовых» участников марша «неонацистами» — хотя еще недавно отъявленных расистов и неонацистов своими именами называли только российские СМИ и в Литве считалось, что речь идет о некой «клевете» и «информационной войне» со стороны враждебного восточного соседа. Однако теперь мы видим, клевета это или правда, раз сами литовцы прозрели и ужаснулись уже вполне откровенной пропаганде «белой расы», «верховенства литовцев» и фактически призывам изгнать из литовской земли всех «нелитовцев», включая и граждан Литвы (главный лозунг шествия «Литва — литовцам!»).

 

По мнению сайта lrytas.lt, состоявшийся 11 Марта, в День возрождения независимости, охраняемый полицией марш расистов и неонацистов по центральному проспекту Вильнюса впервые вызвал такие протесты антифашисткой общественности — причем из рядов самих литовцев — что наконец и руководители государства вынуждены были назвать вещи своими именами и осудить «разжигание межнациональной розни». Впрочем, как пишут некоторые комментаторы, осудили «сквозь зубы», в недостаточной мере, между прочим: не выяснив степень ответственности тех людей из вильнюсской мэрии, кто легко дал разрешение на проведение этого беспрецедентного для цивилизованной Европы расистского шествия. Как должны себя чувствовать проживающие в Литве нацменьшинства, слушая крики агрессивно настроенной тысячной толпы и читая транспаранты «Литва — литовцам!», «За Литву, народ и расу!», «Мы — братья белые!»? Срочно собирать вещи, чтобы бежать из страны? А «не белым» что делать? В крематории готовиться? Причем речь о гражданах Литвы, русских, поляках, евреях, цыганах, которые родились и выросли на этой земле. Что уж говорить о настоящих эмигрантах, которые не имеют «гражданства».

 

Как сообщает телеканал BTV, возглавляемые бритоголовыми скинхедами праворадикальные литовские «патриоты» несли в руках нарисованные разновидности свастики. Напугало резко, по сравнению с предыдущими годами, возросшее количество участников марша — тысяча (по некоторым данным — полторы тысячи) человек. Журналисты зафиксировали и скандирования типа «Красивая Литва без русских!» и другие расистские выпады. На одной из главных площадей столицы в самом центре города неожиданно речи стали толкать на немецком языке, а на фотографиях, появившихся в интернете, мы видим выброшенные в нацистском приветствии руки бритоголовых. Доказательством того, что речь идет о хорошо организованном под видом патриотического волеизъявления неонацистском шествии, свидетельствует и приезд из Германии представителей праворадикальных движений.

 

Встречавшие литовских «расистов» по ходу движения небольшие группы антифашистов были атакованы марширующими скинхедами, а по свидетельствам некоторых СМИ, полиция, охранявшая марш, расчищала путь националистам. Шокирующим фактом является и участие в марше представителей правящей партии консерваторов — вместе с нацистами маршировал и член Сейма Казимерас Уокас.

 

Молчание литовских властей создало впечатление, что расистские и неонацистские идеи участников марша разделяет государство (оно же и дало добро на марш), это шокировало многих литовцев, которые не хотят жить в нацистском государстве: ни президент Литвы, ни спикер Сейма, ни премьер не сказали ни слова осуждения. Так родилось протестное письмо, подписанное выдающимися деятелями литовской культуры, науки, известными общественными деятелями. Только после этого письма премьер и президент Литвы сказали несколько осуждающих слов в адрес неонацистов, которые «компрометируют» истинных патриотов Литвы.
 

Между тем ни одна парламентская партия Литвы не выступила с осуждением, включая входящие в правящую коалицию две партии либералов. Молчат и социал-демократы, и другие оппозиционные партии, именующие себя «левыми» и «демократическими». По мнению местных обозревателей, в Литве царит страх быть обвиненными в «антипатриотизме» и чуть ли не в службе «враждебным государствам», если начнешь выступать против присвоивших себе монополию на право называться «патриотами» неонацистов и расистов.

 

«Об отмежевании от радиальных маршей и распространяемой ненависти»: протестная петиция литовской элиты властям. Ниже приводятся основные положения письма литовской элиты Президенту, Сейму, Правительству Литвы, а также разрешившему шествие неонацистов Совету самоуправления Вильнюса. В петиции впервые неонацисты называются своим именем. «11 марта 2011 г. по проспекту Гедиминаса в Вильнюсе промаршировали радикальные националисты и неонацисты, выкрикивая расистские и ксенофобские лозунги «Литва — литовцам!», «За Литву, народ и расу!», «Мы — братья белые» и т.п., — говорится в обращении. — Участники марша украсили себя милитаристской символикой — кулаками и черепами на транспарантах, военными униформами, агрессивно вели себя по отношению к людям, мирно протестующим против марша. Эти марши проходят уже несколько лет (в 2008 г. на них кричали «Juden raus!», «Красивая Литва без русских!», несли свастики) — в этом году марш привлек еще больше участников и его символика ненависти была еще более выразительной, однако необходимой реакции на него со стороны учреждений высшей власти так и не было проявлено. «Вонью неонацистов» возмутился только советник премьера».

 

Больше всего известных литовских представителей культуры и общественных деятелей возмутило и напугало молчание властей: «Очевидно — отсутствие такой реакции является двусмысленной позицией: похоже, что молчание со стороны властей, общественности, научных учреждений означает немое согласие с претензиями участников марша идентифицироваться с литовским государством, при этом узурпируя понятие «патриотизма». Тот факт, что эти учреждения закрывают глаза на неонацистов, которые свою цель артикулируют достаточно ясно («Сегодня — улица, завтра — Сейм», — такой плакат рядом с написанной датой «1926 г.» несли неонацисты, стремясь напомнить состоявшееся в 1926 г. в Литве смещение демократической власти, таким образом открыто угрожая существующему конституционному порядку и законно избранной литовскими гражданами власти), шокирует и пугает, ввиду каждый год увеличивающегося их количества». Напомним, что в 1926 г. в Литве состоялся государственный военный переворот, в результате которого к власти незаконным путем, при поддержке реакционного офицерства, пришел разогнавший Сейм лидер «таутининков» («народников») Антанас Сметона, тем не менее почитаемый сегодня в Литве в качестве главного вождя независимой Литвы. Диктатор запретил все партии, кроме своей, проводил репрессии против инакомыслящих и правил страной вплоть до прихода советских войск накануне германской интервенции в Литву. Репрессивный полуфашистский режим Сметоны настолько подавлял свободы, что многие в Литве восприняли конец правления Сметоны как облегчение.

 

Далее в петиции литовской элиты даются четкие указания властям, что им нужно делать: «Этим расистским и ксенофобским процессам мыслимо противостоять только если действовать солидарно и ясно отмежевываясь от этих маршей, а также осуждая их, таким образом демонстрируя свою ясную позицию. Поэтому этим письмом мы просим и призываем Президента Литовской республики, Сейм, Правительство и Совет самоуправления Вильнюса осудить марш неонацистов и радикальных националистов, имевший место 11 марта, и отмежеваться от него (…)».

 

В «рекомендациях» властям из четырех пунктов говорится:

 

«1. Публично и смело выразить свой взгляд на демократические ценности, толерантность и уважение к правам человека, утвержденным в Конституции Литовской республики и в международных договорах, показав, что расизм и ксенофобия несовместимы с ценностями цивилизованного общества и с представлением о будущем литовского государства.

 

2. Выразить уважение и поддержать всех временно или постоянно проживающих в Литве иностранцев, граждан другого происхождения, которые были уязвлены лозунгами настроенных к ним враждебно неонацистов и радикальных националистов в ходе марша.

 

3. Поскольку среди участников шествия маршировал и парламентарий Казимерас Уока, отмежеваться от действий этого парламентария, которые дискредитируют СО-ХДЛ (правящий «Союз Отчизны — Христианские демократы Литвы». — ИА REGNUM) и весь институт Сейма.

 

4. Показать, что национальный праздник возрождения независимости и высшие органы власти ЛР не имеют ничего общего с ксенофобскими и расистскими идеями неонацизма, что слышимые на международной арене подозрения, будто бы эти идеи в ЛР пропагандируются на государственном уровне, совершенно не обоснованы.

 

Отмежевание Президента, Сейма и Правительства от упомянутых маршей закрыло бы путь для двусмысленных интерпретаций по поводу молчания со стороны общества и важных учреждений (…). С публичным заявлением с призывом отмежеваться от маршей 11 марта и все сильнее проявляющего себя в обществе неонацизма и осудить его — выступают отдельные лица, общественные движения, негосударственные организации, политические партии (…)».

 

Письмо подписали около десятка общественных организаций и учреждений, среди которых: Национальный Институт социальной интеграции, Институт критической мысли DEMOS, Ассоциация толерантной молодежи, Общество женщин Каунаса, Литовский центр защиты прав человека, Общество евреев Литвы, Ассоциация Русский культурный центр, Центр гражданских инициатив и др. На сегодняшний день под петицией поставлены также подписи около 600 представителей литовской интеллигенции, среди которых много известных лиц, лауреатов Национальной премии: в частности, известные писатели В.Юкнайте, М.Мартинайтис, Р.Растаускас, А.А.Йонинас, Д.Кайокас и др. Среди подписавшихся немало выдающихся композиторов, художников, скульпторов, режиссеров, ученых, в частности авторитетный историк и телеведущий профессор Альфредас Бумблаускас. Абсолютное большинство из них — литовцы.

 

Некоторые обозреватели обращают внимание на пункт 4 «рекомендаций» властям, где фактически признается, что ранее обвинявшиеся в клевете «враждебные Литве зарубежные СМИ» были правы и речь не идет о клевете. Нацистские и расистские идеи в Литве имеют место и они поощряются власть предержащими. Авторы петиции призывают власти Литвы изменить поведение для того, чтобы доказать миру обратное. «Показать, что национальный праздник возрождения независимости и высшие органы власти ЛР не имеют ничего общего с ксенофобскими и расистскими идеями неонацизма, что слышимые на международной арене подозрения, будто бы эти идеи в ЛР пропагандируются на государственном уровне, совершенно не обоснованы». Остается открытым вопрос, достаточно ли для этого двух коротких заявлений президента и премьера, не наказавших тех, кто нес расистские лозунги, а также тех, кто дал разрешение расистам маршировать по центру столицы.

 

Премьер, а затем и президент Литвы слегка пожурили неонацистов. Лишь увидев реакцию общественности, со словами некоторого осуждения выступил глава консерваторов и правительства Андрюс Кубилюс. Оглашения позиции президента Литвы Дали Грибаускайте прошлось ждать дольше. Расистское шествие состоялось 11 марта, а Кубилюс высказался 14 марта. Президенту Литвы, чтобы определиться, понадобилось на 2 дня больше: ее заявление датируется 16 марта.

 

«Кубилюс: шествие радикалов дискредитирует настоящих патриотов» — под таким названием печатает статью Delfi: «Радикалы, которые ежегодно отмечают День восстановления независимости Литвы шествием, которое сопровождается скандированием «Литва — литовцам», своим поведением дискредитируют настоящих патриотов. Так считает премьер-министр и лидер «Союза Отечества — Христианских демократов Литвы» Андрюс Кубилюс, однако он не стал оценивать факт участия в этом шествии своего коллеги по фракции Казимераса Уоки», отмечает Delfi. На вопрос, как он оценивает, что в этом мероприятии не в первый раз участвует и его коллега Уока, глава СО-ХДЛ заявил, что Уока не является членом партии: «Он не является членом партии. Оценим». Между тем премьер сказал не совсем правду — Уока не исключен из партии «Союз Отчизны — Христианские демократы Литвы», а его членство всего лишь «приостановлено» в связи с другим скандалом, когда он вместе с другим членом Сейма радикалом Пятрасом Гражулисом лезли через барьеры к участникам шествия сексменьшинств и вступили в схватку с полицией. Уока продолжает оставаться членом фракции консерваторов в Сейме.

 

Delfi напоминает, что «День восстановления независимости Литвы в столице как обычно по-своему отметили лица, называющие себя «патриотами» — прошло шествие «Отчизне». Около 1000 человек, скандируя «Литва — литовцам!» и «Не для Запада и не для Востока — Литва для детей Литвы», прошли от Кафедральной площади до площади Лукишкес. Среди участников шествия были скинхеды, неонацисты, представители других субкультур, были и люди весьма почтенного возраста».

 

В свою очередь президент Литвы Даля Грибаускайте 16 марта заявила: «Я хотела бы сказать, что такие шествия людей, если они касаются выражения патриотизма, любви к Родине, это очень красиво и приветствуется. Однако таких шествий, во время которых разжигается межнациональная рознь — такого в Литве не должно быть». Но они есть и их разрешает власть. И если Грибаускайте является избранной народом верховной властью, то она должна разобраться, кто правит Литвой, подчеркивает целый ряд литовских СМИ.

 

Этими двумя заявлениями и исчерпывается пока что реакция властей на вызов неонацистов. Нетрудно заметить, что подписавшие петицию не дождались от властей того, чего ожидали. В частности, из уст президента и премьера не прозвучали ожидаемые слова в защиту пребывающих в меньшинстве «не литовцев», проживающих в стране: как граждан, так и не граждан Литвы. Второе лицо в государстве, спикер Сейма, один из лидеров консерваторов Ирена Дегутене по этому поводу вообще хранит молчание. Не сообщается также о каких-либо комиссиях, которые бы разбирали дело о том, кто выдал разрешение на шествие расистов и неонацистов по центру столицы (дабы впредь чиновники боялись разрешать ксенофобские марши). Кто разрешил бритоголовым скинхедам возглавить марш «патриотов»? Почему разрешено марш проводить под расистскими лозунгами «Литва — для литовцев!», «За Литву, народ и расу!» и «Мы — братья белые»»? Почему, увидев их, полиция не потребовала убрать лозунги, а, наоборот, охраняла их вместе с шествием? На все эти вопросы, похоже, в Литве никто отвечать не собирается. Стало быть, вполне можно ожидать, что через год 11 марта по центру Вильнюса будут идти уже не тысяча, а тысячи расистов, как этого страшатся лица и организации, подписавшие обращение к властям.

 

Литовские евреи возмущены: «Вильнюсская мэрия знала о радикальном содержании шествия и дала разрешение». Что расизм и неонацизм поощряется самими властями, свидетельствуют и другие материалы литовских СМИ. В сообщении «Литовские евреи удивлены тем, что было разрешено шествие радикалов» BNS отмечает: «Еврейская община Литвы (ЕОЛ) заявила, что озабочена тем фактом, что Вильнюсская мэрия выдала разрешение на проведение шествия, представленного как шествие патриотов, во время которого звучал лозунг «Литва — литовцам». «ЕОЛ выражает озабоченность в связи с тем, что Вильнюсская мэрия выдала разрешение на проведение демонстрации, лозунги которой и часть символики противоречат законам ЛР о не разжигании межнациональной розни», — сказано в сообщении общины.

 

Согласно сообщению, Вильнюсская мэрия знала о радикальном содержании этого шествия. «Заранее сообщалось о лозунгах, которые оскорбительны для нацменьшинств, были получены письма с выражением протеста против таких демонстраций — несмотря на это Вильнюсская мэрия выдала разрешение», — с недоумением констатировали представители ЕОЛ. «ЕОЛ считает полным недоразумением тот факт, что в этом году, который объявлен годом памяти Холокоста, столичные власти выдают разрешения тем, кто в один из важнейших праздников по сути насмехается над памятью жертв Холокоста», — утверждает еврейская община.

 

В сообщении сказано, что надеются на то, что «на очевидно расистское содержание демонстрации отреагируют соответствующие правоохранительные органы». Евреи также удивлены, что в шествии участвовал и депутат Казимерас Уока. Пока о никакой реакции «правоохранительных органов» ничего не известно.

 

Литовские СМИ разделились в оценке. Отражающие общественное мнение СМИ Литвы свидетельствуют, что литовское общество разделено по данному вопросу. Это можно понять как по откликам в интернете, где против неонацистов выступают не только представители нацменьшинств, но и многие литовцы, так и по статьям и телепередачам. Так одна из двух ведущих газет страны Respublikа встала на защиту «патриотов», назвав небольшие группы людей с плакатами «Нет нацизму!», протестующих по ходу движения расистов, «провокаторами». Мол, марш прошел и «провокаторам» их «провокации» не удались. Ежедневник предоставляет свои страницы тем, кто полагает, что ничего особого не произошло и проблема раздувается. Сами организаторы шествия называют тех, кто не согласен с расистскими и нацистскими лозунгами, «больными». Они не видят ничего расистского в лозунгах «Литва литовцам», «За Литву, народ и расу!» и «Мы — братья белые».

 

В то же время другая центральная газета Литвы Lietuvos rytas заняла противоположную позицию. На ее страницах и на сайте газеты печатаются статьи, в которых резко критикуется поощряемая властями атмосфера взвинчивания национализма и агрессивного отношения к гражданам нелитовского происхождения. Пожалуй, наиболее характерная публикация этого типа — «Литва — только для тысячи литовцев?» (именно столько участвовало в марше). Ее автор, обозреватель газеты, отмечает: «Тысяча защитников литовской «расы» со сведенными челюстями промаршировали в честь 11 Марта по центральной улице Вильнюса. Геям и другим «толерастам» о таких шествиях под охраной беспристрастной полиции — остается только мечтать».

 

«А, может, говорю, и мне, литовцу, происходящему из литовских евреев и гражданину Литвы, принять участие, пусть и с некоторым опозданием, в отмечании 11 Марта с криками, похожими на «Литва литовцам!»? — пишет обозреватель Lietuvos rytas. — Например, «Литва евреям!», «Литва русским!», «Литва полякам!» или «Литва всем национальным меньшинствам, среди них и геям и лесбиянкам!». Газета указывает на путь к созданию ненависти в обществе, на который встали власти, разрешившие подобные шествия.

 

По мнению ежедневника, «национальные меньшинства составляют в Литве около 20%. Это около 600 тысяч, зависимо от того, от какого количества населения мы будем считать. Все эти «проценты» являются гражданами Литвы. Многие из них вместе уже столетиями живут в Литве. Может точнее — со времен Великого Княжества Литовского (ВКЛ), в которое даже русские староверы (17 век) бежали в поисках убежища. В Литве и крепостничество было более легким, и несравнимо более широкая терпимость по отношению к другому и другой культуре господствовала».

 

А что же националисты, прошагавшие во главе с неонацистами 11 Марта? «Для них история Литвы началась только в 1918 г. Особенно они вспоминают ту «великую» ее часть — восстание 1941 г., во время которого началось и в тот же год было завершено уничтожение большинства всех живущих в Литве евреев, литовских сограждан». Как известно, литовцы активно участвовали в уничтожении литовских евреев.

 

Число радикалов в Литве растет — свои ряды они умножают, на словах якобы ратуя за демократию, а на деле собираясь прийти к власти. «Все-таки должен заметить, что кричавшие «Литва литовцам!» пестователи народа — трусы. Ведь они, сами будучи отъявленными расистами, документально по своей форме и содержанию засвидетельствовавшие, что они исповедуют нацизм, должны это честно признать. Однако примазываются к демократии. Понимаю: может, время не пришло. В прошлом году шло 500 литовских «патриотов», теперь — тысяча. А в следующем? Вперед в Сейм?»

 

Вполне очевидно, что политики, заседающие в мэрии, если не сами исповедуют расизм, то сочувствуют участникам марша. «Можно поприветствовать за организованность и связи в самоуправлении, которое выдало им разрешение маршировать по центральным улицам Вильнюса. Они способны молниеносно собрать около трех тысяч кипящих ненавистью людей, протестующей против прошедшей в прошлом году манифестации геев. Куда исчезли либералы? Либеральная молодежь?»

 

В Литве воцарилось сугубо нацистское понимание народа «по крови». Общественность Литвы не вышла на улицы с протестами против разгула расистов. Молчат и партии. «Кстати, куда исчезли все те либералы, консерваторы, социал-демократы, вообще именующие себя демократами люди, которые любят постоять у Сейма вместе со всеми уважаемыми и не очень политическими деятелями? Почему и им не пройти по центральным улицам Вильнюса с лозунгами «Литва — гражданам Литвы!»? Интересно, собралось ли бы каких-нибудь десять тысяч? А пять тысяч? Ну, хотя бы две тысячи должно было бы собраться? Правда, премьер А.Кубилюс высказался критически против узурпации людьми таких взглядов понятия «патриот». Хорошо. Но я говорю о массовых демонстрациях думающих иначе, которые должны были бы пройти по тем же центральным улицам…»

 

В Литве воцарилось сугубо нацистское понимание народа «по крови», а формирование понятие народа не по крови, а «по гражданству» (со всем вытекающим отсюда вполне оправданным нормальным литовским патриотизмом) никто в стране и в сознании молодежи не формирует. Народ Литвы понимается как «литовская раса», а не так, как его понимают во всем цивилизованном мире — в качестве всех граждан страны независимо от происхождения. «Хотя, с другой стороны, формально как бы и не нельзя прицепиться к расистам, кричащим «Литва литовцам!», — пишет обозреватель Lietuvos rytas. — Они придерживаются буквально понятой второй статьи первого раздела Конституции Литвы, в которой утверждается, что «Литовское государство создает Народ. Суверенитет принадлежит Народу». «В каком контексте это конституционное положение нужно понимать? Подразумевается ли, как меня спросил писатель Марк Зингерис, этническое сообщество, этническая группа, которая в предвоенные годы или со времен «аушрининков» понималась только в контексте литовской этнической культуры, или же — культурно-политическое целостное сообщество жителей Литвы, внутри которого благодаря энергии каждого индивида существуют общество и государство?».

 

По мнению автора, «вопрос М.Зингериса своевременный. На самом деле ясного водораздела или объяснения нет, поэтому, нужно согласиться, что двусмысленность запрограммирована в самом упомянутом положении. Эту двусмысленность нагло и используют. Не только расисты, но и тихо им сочувствующие госчиновники». «… Совсем не удивлюсь, если уже в следующем году будут маршировать не тысяча «патриотов», готовых дать в «морду» тем, кто по другому понимает любовь к Литве, а несколько больше. Если, конечно, в обществе не будет воспитываться четкая нетерпимость к расизму. Которая вылилась бы в десятки раз более мощное шествие с лозунгами «Литва — всем гражданам Литвы!». А завершает свое выступление политолог призывом: «Думающей по-другому молодежи желаю — отвоюйте своей город у нацистов!».

 

Тэги
Страны