Культура и искусство

Ударим кинематографом по религиозному фундаментализьму и экстремизьму

Декабрь 10
23:32 2008
«Ударим кинематографом по религиозному фундаментализьму и экстремизьму!»

 

Картинка 4 из 9

В последней декаде ноября, в Санкт-Петербурге прошел фестиваль христианского кино «Невский благовест»

 

Дело «архиерея советского времени», как назвал в своем недавнем докладе митр. Никодима (Ротова), профессор СПбГУ Сергей Фирсов, к великому нашему сожалению, продолжает торжествовать на Невской земле, проникая в сферу культурной жизни и активно поддерживаемое властями города.
«Все мы — православные, католики, армяне, лютеране — братья», «различия между нами носят характер исторический и они лишь следствие непонимания друг друга где-то там, раньше», «а теперь, мы все осознаёмединство нашей веры»… Множество фраз, подобных этим прозвучало на пресс-конференции, открывавшей в Санкт-Петербурге Второй кинофестиваль «Невский благовест».


Среди устроителей фестиваля духовенство, как Русской Православной Церкви в лице наместника Свято-Троицкой Александро-Невской лавры архимандрита Назария, так и представителей инославных вероисповеданий, а именно: армян-монофизитов, римо-католиков, а также протестантских пасторов. Неслучайно, сей экуменический кинофорум, со всей очевидностью призванный к стиранию граней между «христианскими конфессиями» прошел в нашем городе в рамках программы «Толерантность», столь щедро финансируемой правительством Матвиенко.

 

Так, в своей речи один из главнейших организаторов «Невского благовеста», архимандрит Назарий радостно сообщил, что конечно, организовать фестиваль православного кино было бы значительно проще, при количественном доминировании в нашей стране Православной Церкви. Но, было решено, все же, сделать фестиваль общехристианским. Это, разумеется сложнее и организаторам пришлось очень много потрудиться. Ведь так трудно получить право на прокат хотя бы одного зарубежного фильма.


М-да… От себя же добавим, что провести фестиваль православного кино, было бы не только проще, но и не в пример душеполезнее. Но, однако, отец-наместник, особо подчеркивающий, что Православие в России имеет лишь количественное превосходство (sic!), совершенно чужд этой идее и даже позволил себе помечтать, что когда ни будь удастся провести и кинофорум межрелигиозный — главное, чтобы ни кто не думал, что в России настаивают на гегемонии Православной Церкви. В устах православного пастыря такие слова звучат достаточно сильно. Как говаривал некий персонаж одного очень не христианского романа Михаила Булгакова: «свистнуто, так свистнуто!». Ну, что же, отец Назарий может быть спокоен, ведь при нынешней россиянской демографической политике «количественное превосходство» вскоре может оказаться за исламом. А вот уж последователи этой религии навряд ли будут столь политкорректны, и на своей «гегемонии» настоят обязательно. Уж будьте уверены, Ваше высокопреподобие!

 

Чрезвычайно удивил и депутат петербургского ЗакСа от «руководящей и направляющей» Константин Серов — вдохновитель сего экуменического кинопредприятия. Он, в частности, заявил, что нас сейчас пугают неким мифическим финансовым кризисом (ну, тут уж, хоть плюй в глаза…), но, главное чтобы в нашем обществе не произошел кризис духовный! Это будет во много раз страшнее! А фестиваль этот и служит, как раз сей благородной задаче — предотвращению кризиса духовности.

 

Надо же! Получается, что в питерский ЗакС избирают жителей Луны. Не иначе к нам оттуда прибыли-с, милейший Константин Николаевич? Оглянитесь, и посмотрите — чем живут наши соотечественники, и какие им привиты идеалы, с подачи, кстати, нынешней — Вашей власти! Одно то, что многим из них убить собственного ребенка в материнской утробе все равно, что высморкаться, говорит о том, кризис духовный, и при том глубочайший и доселе в Русской истории невиданный, стал нормой жизни! Ее повседневностью! Так что, хоть себе-то не лгите. Или Вы «по долгу службы», только?


Не менее благодушным был и президент фестиваля Николай Буров, в недалеком прошлом председатель Комитета по культуре, а ныне директор Исаакиевского Собора. Спев песню об особой роли Петербурга и о «многонациональном народе России» — ну, куда уж без этого: толерантность-с! — бывший актер Александринки, также много говорил о «духовности» и «веротерпимости», приведя, по его мнению, удачный пример с тем, что на Невском проспекте мы видим храмы всех конфессий. Одно забываете, Николай Витальевич, то что храмы эти расположены все же по разные стороны «центральной магистрали нашего города».

 

Представители «всех конфессий» также, единодушно заявили, что фестиваль не будет касаться вопросов богословия и различий в вероучении, но лишь покажет людям «человека в церкви». Вот только вопрос: а в какой церкви? Не в новой ли, создаваемой ныне для достойной встречи того, «кто придет во имя свое»? Весьма смешными, в этой связи выглядели слова руководителя проекта «Невский благовест» Раисы Евдокимовой. Она, пожаловавшись на всеобщую религиозную безграмотность, выразила уверенность, в том, что   этот фестиваль будет способствовать религиозному просвещению.


Ну, уже если просвещать, так просвещать. Рассказать, например, своей пастве о том, как решительно отсекали Отцы Церкви всевозможные ереси и лжемудрствования, увещевая хранить чистоту православной веры. Поведать, скажем, об исповедническом подвиге святителя Марка Эфесского, а также о том, как учили нас относиться к иноверию преподобные Антоний и Феодосий Печерские, св. прав. Иоанн Кронштадтский. А, главное, православно объяснить что есть Церковь Христова — Его Непорочная Невеста, не могущая разделиться Сама в Себе.

Да и латиняне, в принципе, тоже могли бы вспомнить своих же собственных святых, в частности сэра Томаса Мора, который предпочел жестокую смерть принятию англиканства.

 

Безусловно, ряд фильмов, демонстрировавшихся на фестивале имеет большой религиоведческий интерес. Это, прежде всего, представленные армянской стороной ленты, посвященные истории христианства в Армении. В частности — это фильм рассказывающий о традициях мироварения. Оно, как и многие другие священнодействия древневосточных нехалкидонских церквей, к которым принадлежит и церковь армянская, достаточно сильно отличается от Православной традиции. Но сам экуменизм — суть этого фестиваля, неоднократно осужденный поместными Православными Церквами от этого ересью быть не перестанет.


Любопытно, что проведение этого очередного толерантного мероприятия по воспитанию тех, «кто ни холоден и ни горяч», сопровождалось и так называемыми «днями конфессий», во время которой каждая сторона-участник устраивала у себя этакий своеобразный «день открытых дверей» с чаепитием. Именно, так медленно. но верно совершается размывание церковного сознания у едва успевших воцерковиться людей.
Все это, по мнению пастырей христиан новой формации, а ля «Vaticanum secundum» призвано способствовать углублению толерантности и противостоянию религиозному фундаментализму и экстремизму. Вот только, кто настоящий экстремист? Помнится, что именно иконоборцы, а вовсе не почитатели св. икон были изобличены Отцами II Никейского Собора, как духовные приемники идолопоклонников, ибо в своем сознании они относились к иконе, как к идолу. Делайте выводы…

 

В довершении всего, фестивальное духовенство порадовало нас скорым созданием и выходом в свет межконфессионального христианского календаря на 2009 год. В нем будут представлены как православные, так и католические, и протестантские праздники, памятные даты и т.д. На просьбу журналистов рассказать подробно о данном шедевре экуменической мысли, архимандрит Назарий, шутя произнес: «потерпите — это таинство!». Ну что ж. В каждой шутке, есть доля… шутки.

Русские новости