Культура и искусство

У Свято-Троицкого источника села Александровское будет построена уникальная часовня

Май 11
20:33 2009

У Свято-Троицкого источника села Александровское будет построена уникальная часовня


 


На окраине села Александровского Ставропольского края в удивительной по своей красоте долине речки Тамузловки, студеной серебряной струей бьет из скалы источник. Тенистая прохлада леса и вкусная ключевая вода привлекают сюда многих путников: неподалеку проходит оживленная дорога, соединяющая краевой центр с Кавказскими Минеральными Водами, перед поворотом на источник есть указатель. Тот, кто хоть раз побывал здесь навсегда сохранит в своем сердце память о «храме под открытым небом». Иконы в нем развешены прямо на стволах деревьев, «подсвечники украшены причудливым переплетением корней», а в раскидистой зелени ветвей соединяющихся между собой высоко в небе и напоминающих купол, с раннего утра слышны голоса птиц. 

История этого райского уголка неразрывно связанна с историей села Александровского, которое возникло в 1777 году как одна из крепостей Азово-Моздокской линии обороны. Нужно сказать, что Александровская крепость вначале закладывалась на месте нынешнего села Саблинского, но затем была перенесена на речку Томузловку, т.е. на место современного села Александровского. Скорее всего, перенос был вызван как неудачным ее расположением со стратегической точки зрения, так и нехваткой воды в том районе. Ровная степь затрудняла выбор надежных постов для конных дозоров, а наличие большого числа лошадей соответственно требовало и большого количества пресной воды.


Кто же строил и обживал эти крепости? Здесь первым пионером, первым колонизатором является казак — вернейший слуга Русского Государства, и казачьи станицы, а равно и слободки, образовавшиеся при крепостях, послужили основанием к развитию Русского владычества на Кавказе. Вот как описывает быт казачества знаменитый Русский историк генерал Потто. «Тяжело жилось казакам в первое время. Денежное пособие не выплачивалось, выдачу пищевого довольствия прекратили, но в виде компенсации предоставили казакам право пользоваться землёй и лесами без ограничения в количестве. Но постоянные боевые действия и занятость в них всего мужского населения делали эти привилегии мёртвым капиталом в руках казака. При таких условиях, строил ли казак свою хату среди неогороженной ещё местности, вел ли коня на водопой или выезжал в поле, ему приходилось всегда иметь ружье за спиной и пистолет за поясом, не переставая ждать нападения коварного врага. Но как ни бедствовали казаки, а в конце концов все-таки обстроились, засеменили кое-как землю и огляделись в новой для них обстановке. Приступая к постройке своих селений, отводили прежде всего место под церковь и обносили его каменной оградой с проделанными в ней бойницами. Жилые строения располагались кругом, но не ближе ружейного выстрела от этой ограды, а улицы планировались правильными кварталами. Вырыв себе землянку или сколотив кое-как хату, казак употреблял все свои силы на постройку Божьего храма, и в этом отношении станицы щеголяли одна перед другой. Красота церкви, высота её колокольни, густота звона, блеск купола, и золоченого креста служили признаком большего или меньшего достатка станицы. Медленные удары колокола сзывали станичных жителей на повседневную молитву, а частые — «на бат» — возвещали тревогу. Заслышав этот зловещий звон, служилые казаки бросались на вал, а старики, женщины и дети спешили в церковную ограду. Если одолевал неприятель, то казаки, отбиваясь и отстаивая шаг за шагом родную станицу, отходили к той же церковной ограде, как к редуту, — и Господний храм служил, таким образом, как бы знаменем, вокруг которого собиралось все население и черпало в нем силы для последней зашиты.» 

 

Первыми чудеса происходившие от Святотроицкого источника и заметили казаки. Вернувшись после тяжелого похода, воздав хвалу Богу, исповедавшись и причастившись в храме, казак спешил к источнику, чтобы омыть благодатной водой свои раны и получить исцеление. За верную и самоотверженную службу земля лежащая близ источника была пожалована казачьему атаману Есаулову.  

 

Впоследствии здесь и развилось его родовое поместье. Не далеко от источника по другую сторону реки Тамузловки расположился постоялый двор-гостиница, где можно было отдохнуть и поменять лошадей, путешествуя на Кавказ. Возможно, останавливались здесь и Великие люди России.

 

Воспоминания об этом живы в памяти местного населения и по сей день. Место вокруг источника облагородили, над самим источником соорудили часовенку, увенчанную крестом. Сейчас уже и не скажешь, сколько молитв, сколько печальных и радостных мыслей помнит это место. Часто здесь совершались молебны о даровании мира и благоденствии, об изобилии плодов земных и временах мирных. Но нагрянувшее лихолетье не минуло стороной и источник. Поместье Есаулова частично разорили, в место креста на часовенке засияла зловещая красная звезда, как бы предсказывая своим цветом, что ждет всех впереди. Близ источника стали устраивать народные гуляния с пьянками и драками. Казалось, какая-то злобная сила делает все, чтобы искоренить память о святыне у последнего русского человека.  

 

К двухтысячному году окрестности источника заросли травой в рост человека, а обломившиеся ветви преградили дорогу, люди потеряли святыню, которая верно служила многим поколениям их предков. Но Милосердный Господь вновь подарил крупицу своей благодати измученному, мятущемуся, уставшему от суеты бедному человеческому роду.


В начале нового тысячелетия в день Святого Духа священником о. Дмитрием Губаревым (ныне настоятель храма Всех Святых в России Просиявших г. Минеральные Воды) на источнике был отслужен молебен. Огромными усилиями удалось навести порядок, работали все, и прихожане и батюшка, учащимися Александровского ПТУ была востановленна из кирпича часовенка и водружен Православный Крест. Каждый, кто трудился на святом месте, оставлял здесь частичку своей души, а взамен получал огромную духовную поддержку, чистоту мыли, здоровье и каждый чувствовал в своей душе присутствие Божье. Сегодня по благословению Преосвященнейшего Феофана епископа Ставропольского и Кавказского благоустройством источника занимается настоятель храма Святого Архистратига Божия Михаила с. Круглолесское священник Сергий Фисенко.

 

На источнике проложена брусчатая дорожка до самой часовенки, заканчивается строительство купальни. Назрела острая необходимость сооружения на святом месте часовни.

СВЯТОТРОИЦКИЙ ИСТОЧНИК с.АлександровскоеВ настоящее время с благословления преосвященнейшего Феофана, Епископа Ставропольского и Владикавказского, коллектив мастерской «Зодчий» осуществляет работу по возведению часовни на Свято-Троицком источнике с. Александровское. Часовня уникальна по своему исполнению: она представляет собой деревянный сруб, украшенный резными иконами и орнаментом в стиле Святой Руси. Это будет уникальный объект, так как раньше никогда не создавался храм, в котором всё сделано из дерева, включая объемные изображения на иконах. Ценность данной часовни заключается еще в том что, она будет создаваться руками воспитанников Светлоградского ГОУ СПО «Педагогический колледж».


Мастерская «Зодчий» создана при Педагогическом колледже в городе Светлогорске Ставропольского края. Мастерская занимается изготовлением резных панно из дерева, резных православных икон, левкашеных липовых досок для иконописи, разработкой и изготовлением резных декоративных элементов, малых скульптурных форм из дерева, строительством иконостасов. Основным направлением деятельности мастерской «Зодчий» является не только выполнение творческих проектов — резьба по дереву, но и сохранение и создание православных объектов.


Помимо возведения часовни на Свято-Троицком источнике с. Александровское, мастерская «Зодчий» начала новый проект — строительство деревянной часовни (или храма) для передачи в дар народу Сербии. Эта идея возникла у учащихся колледжа, которые считают, что необходимо укреплять духовно-историческую связь народов Сербии и России.


фото: А.Королев (СПХ)


Стоит также отметить, что 17 февраля этого года руководители мастерской «Зодчий» Светлогорского Педагогического колледжа передали в дар Союзу Православных Хоругвеносцев и Союзу Православных Братств деревянный резной образ Святого Великомученика Георгия Победоносца. Это событие состоялось в преддверии открытия выставки деревянных резных икон в Храме Христа Спасителя, проходившей в рамках Международных образовательных Рождественских чтений 2009-го года.


Союз Православных Хоругвеносцев и Союз Православных Братств Русской Православной Церкви выразили благодарность за столь неоценимый дар руководителям мастерской «Зодчий» — учителю и воспитателю Светлогорского Педагогического колледжа Сергею Анатольевичу Майорову и предпринимателю-меценату Сергею Анатольевичу Таранушенко, а также всему творческому коллективу мастерской.


Икона будет передана в дар Сербскому народу в ходе ближайшего запланированного визита представителей СПХ и СПБ в Сербию.


ВНИМАНИЕ: Мастерская «Зодчий» нуждается в финансовой и организационной поддержке в реализации ее проектов. Всем желающим помочь талантливым православным мастерам — юным воспитанникам Светлогорского Педагогического колледжа сообщаем координаты мастерской»Зодчий»:


356530 Ставропольский край, г.Светлоград, ул.Кузнечная 285, ГОУ СПО «Педагогический колледж»


Адрес в сети Интернет: http://svetzodchiy.narod.ru/


Руководители мастерской: Майоров Сергей Анатольевич: т. 8-918-77-64-159, Таранушенко Сергей Анатольевич: т.8-928-25-25-007


Адреса электронной почты: svetzodchiy@yandex.ru, pilpchenko1@yandex.ru


При подготовке материала были использована информация с сайтов: pycckie.org и territoriyadetstva.26421nov1.edusite.ru