Русский мир

Тезисы, озвученные Председателем Верховного Совета Республики Крым Сергеем Цековым 15 лет назад в Государственной Думе РФ, актуальны и сейчас

Апрель 14
21:49 2010

Тезисы, озвученные Председателем Верховного Совета Республики Крым Сергеем Цековым 15 лет назад в Государственной Думе РФ, актуальны и сейчас


Ровно 15 лет назад, 14 апреля 1995 года, в Государственной  Думе Федерального собрания Российской Федерации выступил Председатель Верховного Совета Республики Крым Сергей Цеков. Это выступление состоялось вопреки бешеному сопротивлению спикера Верховной Рады Украины Александра Мороза и депутатов от партии «Рух» в украинском парламенте. Им, как ни странно, подыгрывал вице-спикер Государственной Думы России Геннадий Селезнёв. Но выступление состоялось. Сергей Цеков рассказал российским парламентариям о политико-правовой ситуации, связанной с отменой президентом Кучмой целого ряда нормативно-правовых актов Республики Крым и института президентства в Крыму. Назвав эти действия беспределом, С. Цеков попросил депутатов Государственной Думы России о помощи, призвал их поддержать крымскую автономию на основе норм международного права. Не смотря на то, что у Государственной Думы, подконтрольной президенту Ельцину, в отличие от расстрелянного в 1993 году Верховного Совета России, уже не было собственной позиции в крымском вопросе, выступление Сергея Цекова с её трибуны имело резонанс. Текст этого выступления актуален и сегодня. Ведь сегодня на смену президентам Украины, которые боролись с крымской автономией, пришел президент, с которым связаны надежды крымчан на укрепление полномочий Автономной Республики Крым. Но эта надежда должна быть подкреплена реальными действиями. Например — отменой т.н. «поправки Заеца» в Конституции АР Крым от 1998 года, созданием комитета Верховной Рады Украины по вопросам Автономной Республики Крым (эти вопросы ставятся на повестку дня Всекрымским общественно-политическим движением «Русское единство»).


Приводим  текст выступления Сергея Цекова в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации от 15 апреля 1995 года в полном объёме.


 


Выступление Председателя Верховного Совета Республики Крым С. Цекова


на  заседании Государственной  Думы Федерального собрания Российской Федерации 14 апреля 1995 г.


     Уважаемые депутаты!


     Передо  мной стоит непростая задача рассказать вам о той ситуации, которая сложилась в Крыму, причем с позиции людей, живущих в Крыму и болеющих душой за судьбу нашей республики.


     Как простому человеку, не облеченному  никакими должностями, хочется кричать во весь голос о той несправедливости, которая совершается с Крымом. Говорить о коварстве, беспринципности, нечистоплотности. Ругать тех, кто это допускает в самых нелицеприятных выражениях.


     Но  как Председатель Верховного Совета Крыма я должен все время, как бы трудно это ни было, сдерживаться и помнить одно — не навреди Крыму. Крыму, который всей душой привязан к России. Крыму, который все время сдерживается в этом стремлении, боясь поссорить Украину с Россией. Который ждет, что вот-вот наступит декларируемое сближение двух братских народов. Ждет, когда будет заключен долгожданный экономический союз, когда будет заключен Договор о двойном гражданстве. Что постоянно обещалось, обещалось и обещалось и также постоянно не выполнялось.


     Вместо  этого — наступление на минимальные права республики. Фактически нулевая защита со стороны мирового сообщества и, как это ни печально, с той стороны, откуда мы все время ожидали помощь, со стороны России.


     «На  сегодня вы остались одни», — это заявил Президент Украины  Леонид Кучма, говоря об этом  в контексте того, что Российская  Федерация вас не защитит. Как  ни горько это признавать, но, по всей видимости, в этом есть большая доля правды.


     Проблема  Крыма имеет много аспектов. Она  тесно связана с проблемами Севастополя, Черноморского флота, российско-украинских взаимоотношений, которые изменялись на разных этапах становления независимости Украины. По мере укрепления своей государственности, позиция Украины по всем названным проблемам становилась всё более жесткой. Ужесточалось и отношение Украины к статусу Крыма.


     Нелишне напомнить, что республика, ликвидированная  в 1945 году, восстановлена на основании результатов общекрымского референдума, проведенного 20 января 1991 года, в котором приняли участие 81.3 процента крымчан, из которых на вопрос «Вы за воссоздание Крымской Автономной Советской Социалистической Республики как субъекта Союза ССР и участника Союзного договора?» — утвердительно ответили 93 процента, что составило 3/4 от имеющих право голоса.


     Необходимость восстановления республики была поддержана и прежним руководством Украины. Леонид Кравчук за три месяца до проведения референдума, находясь в Крыму, заявил, что «республике, конечно же, быть» и убеждал, что для этого даже нет необходимости проводить референдум.


     Признал результаты референдума и Верховный Совет Украины, принявший 12 февраля 1991 года Закон о восстановлении республики без каких-либо оговорок по сути поставленного вопроса.


     Но  в этот период Украина не была независимым  государством и шла на компромиссы с Крымом, понимая, что дезинтеграционные процессы, набирающие силу в Союзе, приведут не только к независимости Украины, но могут привести и к выходу Крыма из Украины, учитывая, что подавляющее большинство крымчан, несмотря на злосчастный 1954 год, всегда чувствовало себя в первую очередь в составе СССР и прежде всего — России, а затем уже Украины.


     С тех пор прошло 4 года. Четыре года несбывшихся надежд, пустых обещаний, постоянного обмана. Обмана со стороны российских, украинских, крымских политиков.


     С укреплением независимости Украины усиливалось и наступление на тот уровень государственности Крыма, который был достигнут в первой половине 1992 года и который был признан и закреплен Украиной в ряде законов и Конституции. А признано было немало, начиная от названия республики, ее символов, гражданства, территории и заканчивая неотъемлемым правом собственности на землю, недра, природные ресурсы, возможностью проведения самостоятельной внешней экономической политики.


     Наступление на республику началось фактически со второй половины 1992 года, но особенно усилилось оно с мая 1994-го, когда к власти в Крыму пришли пророссийски настроенные силы — Президент республики и Верховный Совет. Способствовала этому наступлению и совершенно вялая позиция Российской Федерации, в первую очередь исполнительной власти. В угоду сомнительному на сегодняшний день стратегическому партнерству между Россией и Украиной, на фоне постоянных заявлении о дружбе и сотрудничестве двух братских народов, Крым (включая, конечно же, и Севастополь) фактически отдан на растерзание.


     Объективности ради надо признать, что и нынешнее руководство Крыма допустило в своей работе много ошибок. Основная причина — неопытность. Но если говорить о Верховном Совете Крыма, то он искренне стремился реализовать ту программу, с которой баллотировались депутаты. И при этом верил в то, что и Президент Украины Леонид Кучма, и вновь избранный Верховный Совет Украины также будут выполнять предвыборные обещания. А их, весьма приятных для крымчан, было достаточно много. Например, что русский язык будет одним из государственных в Украине, что отношения с Крымом должны строиться на договорной основе, что Президент Украины не будет предпринимать в отношении Крыма односторонних действий. Поверили, и около 90 процентов крымчан проголосовали за нынешнего Президента Украины, а это самый высокий показатель по Украине. Сегодня  кажется удивительным, но даже депутаты из фракции «Россия» Верховного Совета Крыма призывали голосовать крымчан за кандидата в Президенты Украины — Леонида Кучму.


     Итак, урезание полномочий Крыма, едва просматривающееся в 1992 году, с мая 1994-го происходит по нарастающей, при постоянных заявлениях России о том, что Крым — это внутреннее дело Украины.


     Вначале из подчинения Крыма выводятся милиция, Служба безопасности, органы юстиции. Форсируется решение спорных вопросов по собственности с перераспределением ее в пользу Украины. Причем делается это с нарушением прежде всего украинского законодательства.


     Надо  отметить, что нарушение собственных законодательства, Конституции, международного права, предыдущих договоренностей в отношении Крыма становится стилем в работе руководства Украины.


     1994 год оказался для Крыма невероятно  сложным по погоде и природной,  и политической. Засуха, которой не было 100 лет. Противостояние исполнительной и законодательной властей, вылившееся в известный сентябрьский кризис, затем кризис в руководстве Верховного Совета Крыма. Милиция, вышедшая из подчинения Крыма якобы для эффективной борьбы с преступностью, тем не менее с ней не справляется. Серия заказных убийств, взрывы коммерческих магазинов, предприятий потрясают Крым.


     Наступает февраль 1995 года, преодолен кризис в  парламенте, восстановлена коалиция тех сил, которых избрали в Верховный Совет Крыма на основе программы блока «Россия», фактически преодолен конфликт с Президентом Крыма. Успешно идет переговорный процесс с Украиной, почти два месяца в Киеве работает группа депутатов Крыма, оценка их деятельности со стороны руководства Верховного Совета Украины высока. Дождливые и снежные осень и зима показывают хорошие виды на урожай.


     Но  то, что вызывало оптимизм и надежду у нас, не устраивало официальный Киев. Запущенная машина по ликвидации государственности Крыма уже не могла остановиться. Беспрецедентные и по процедуре принятия, и по своему содержанию решения Верховного Совета Украины от 17 марта, а затем Указ Президента Украины от 31 марта низвели Крым к даже не только уровню области, а гораздо ниже — к уровню колонии.


     Судите  сами. Отменены Конституция республики и два закона Украины — Закон «О  статусе Автономной Республики Крым» и Закон «О разграничении полномочий между органами государственной власти Украины и Республики Крым». Оба закона определяли полномочия республики и указывали на то, что объем полномочий не может быть изменен без обоюдного согласия. Верховный Совет Крыма не имеет теперь права самостоятельно принимать Конституцию, поправки, изменения и дополнения к ним. Все должно утверждаться Верховным Советом Украины. Отменены Закон «О Президенте Республики Крым» и Закон «О выборах Президента…» как не соответствующие законодательству и Конституции Украины. А как же быть с тем, что первая встреча Президента Республики Крым была с Президентом Украины в феврале 1994 года? Разве это не признание легитимности Президента Крыма? Республика лишена права собственности на землю и природные ресурсы, произведено ее территориальное расчленение — отделение Севастополя от Крыма, отменен государственный статус русского и крымскотатарского языков, государственный язык теперь один — украинский, отменены выборы в местные органы власти на основе крымского законодательства, выборы перенесены на 2 месяца позже и будут проводиться на основе украинского законодательства, что поставило в сложные условия партии и общественные организации Крыма.


     Исключено гражданство Республики Крым, ранее  оно признавалось. Правительство Крыма переподчинено центральным органам исполнительной власти Украины. Восстановлены в должности те члены правительства, которым Верховный Совет Крыма 22 марта совершенно объективно высказал недоверие. Даже одно название нашей республики — Республика Крым — вызывает в Киеве резкое неприятие.


     Ликвидировав  самоуправление республики, руководство Украины закрыло доступ представителям русской и русскоязычной общины, парламенту Крыма к телевидению и радио. Ситуация, когда Председатель Верховного Совета не имеет возможности свободно выступать по Крымскому телевидению и радио (последнее также напрямую подчинено Киеву), говорит о нарушении элементарных прав человека.


     Запрещены трансляции сессий Верховного Совета Крыма с целью не допустить  ознакомления крымской общественности с происходящими событиями.


     Для оправдания действий Киева в средствах  массовой информации Украины пущено в ход утверждение о неспособности руководства Крыма овладеть ситуацией в республике. Это очередная ложь. Кроме того, не может уровень государственности республики зависеть от плохого или хорошего руководства Крыма, как и от плохого или хорошего руководства Украины.


     Правилом  становится освобождение государственных лиц по принципу национальной принадлежности. Накануне 17 марта 1995 года произведена фактически чистка крымской милиции. Освобождались в подавляющем большинстве неблагонадежные представители русской национальности.


     У нас сегодня есть два пути. Один — стоять до конца, надеясь на помощь со стороны мирового сообщества, в первую очередь России. Либо упасть на колени и стерпеть весь тот беспредел, который допущен в отношении Крыма


Я не вправе давать вам, уважаемые депутаты, рекомендации о том, как можно реально помочь Крыму и при этом соблюсти нормы международного права. Для этого в России есть все то, чего нет у нас — Министерство иностранных дел, министерство по делам СНГ, академия, Институт международного права, информационно-аналитические центры.


     Было  бы только действительно желание помочь. И при этом знать, что Крым не давал повода для принятия столь жестких решений в отношении республики. В Крыму нет незаконных вооруженных формирований, мы не создали собственную милицию и          Службу безопасности. И наконец, руководство Крыма не принимало решение о выходе из состава Украины, хотя подобная дезинформация бесстыдно распространялась среди депутатов Верховного Совета Украины накануне принятия решений 17 марта.


     Корень  столь беззаконных решений кроется  гораздо глубже. Возможно, он берет  начало еще с предложения Председателя Верховного Совета Украины Александра Мороза депутатам Верховного Совета Крыма, сделанного им в июне 1994 г. — предложения ликвидировать республику и сделать ее областью Украины


     Не  может быть для Украины ситуация с Крымом только внутренним делом Украины с точки зрения истории и национального состава Крыма, в котором проживают 65 процентов русских и около 85 процентов считают русский язык и русскую культуру родными. В связи с этим неуважение к Крыму — это в первую очередь неуважение к России.


Когда в 1954 году Крым был передан в состав Украинской ССР в честь юбилейной даты — 300-летия воссоединения двух братских народов, никто не мог предположить, что спустя 40 лет крымчане окажутся отрезанными от своей Родины — России.


     В заключение я хотел бы поблагодарить  за приглашение и предоставленную возможность выступить перед вами, а в вашем лице — перед соотечественниками, такой близкой и такой сегодня далекой для крымчан России.


Архив Русской общины Крыма (1995 г.)