Экономика

Таможенный союз спасает Россию от ВТО

Июль 09
17:32 2009

Таможенный союз спасает Россию от ВТО


Похоже, сама судьба хранит Россию от организации под названием «Всемирная торговая организация», членство в которой, по мнению многих авторитетных экспертов, способно создать серьезные проблемы России и ее экономике. Заявку на вступление в ВТО Россия подала 14 лет назад, с тех пор этот процесс превратился в подобие мыльной оперы, в которой то и дело меняются персонажи, преграждающие дорогу нашей стране, главным образом, отнюдь не по экономическим, а по политическим причинам: государства Прибалтики, Грузия, Украина. Очередная заминка связана с Таможенным союзом в составе России, Белоруссии и Казахстана, который намеревается вступить в ВТО в качестве консолидированного члена. ВТО оказалась не готова к такому повороту событий, как следствие, перспективы появления России в глобальной торговой лавке становятся еще более туманными, что не может не радовать любого человека, понимающего, какую опасность таит в себе эта организация для нашей страны.







Справка КМ.RU: Председатель Совета Федерации Сергей Миронов уверен, что отсрочка вступления России в ВТО будет лишь выгодна стране. «Я считал и считаю: чем дольше мы не вступим в ВТО, тем лучше для нашей страны, для нашей экономики, для наших граждан»,— заявил спикер верхней палаты парламента.


Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана не сможет присоединиться ко Всемирной торговой организации (ВТО) в течение ближайшего года, заявил сегодня директор департамента торговых переговоров Минэкономразвития Максим Медведков.


Напомним, в начале июня этого года по итогам заседания Высшего органа таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана премьер-министр РФ Владимир Путин заявил о том, что Российская Федерация, Республика Белоруссия и Республика Казахстан завершали формирование Единого таможенного пространства и прекращают самостоятельные переговоры о вступлении в ВТО. С этого момента переговоры со структурами ВТО будут идти в трехстороннем формате на базе согласованного подхода. Таким образом, российское руководство четко обозначило свои приоритеты — постсоветское пространство становится ключевым направлением интеграционных усилий России, а вступление в ВТО откладывается в долгий ящик.


Эта новая установка в последнее время получает все больше дополнительных подтверждений. Упомянутый Максим Медведков заявил о том, что Россия может стать членом Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), без предварительного вхождения во ВТО. Правда, это произойдет лишь в том случае, если страны ОЭСР согласятся изменить российский мандат на вступление. «Наше нечленство в ВТО никоим образом не ограничивает наши возможности начать и вести переговоры о присоединении к ОЭСР. Действительно, тот мандат, который согласовали страны ОЭСР на переговоры о присоединении России, предусматривает в качестве одного из базовых условий наше членство в ВТО. Однако мандат, если страны захотят внести в него изменения, может быть изменен»,— цитирует Медведкова РИА «Новости». Что же касается переговоров Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана по присоединению ко Всемирной торговой организации (ВТО), то они могут возобновиться уже в начале осени. «Конкретных дат пока нет, но думаю, что в сентябре встречи в Женеве возобновятся»,— заявил Максим Медведков.


Как известно, вступление во Всемирную торговую организацию, несмотря на многочисленные предупреждения со стороны целого ряда уважаемых экономистов о возможных неблагоприятных последствиях такого шага, до недавнего времени было одним из любимых фетишей экономического блока правительства, представители которого активно пропагандировали идею о том, что снятие всех торговых барьеров и ограничений повысит конкурентоспособность российских товаропроизводителей и создаст условия чуть ли не для мировой экспансии отечественных товаров и услуг. Между тем саму целесообразность присоединения нашей страны к этой организации никто обществу убедительно так и не доказал. Более того, лоббисты ВТО фактически скрывали от широкой общественности (да и от высшего политического руководства тоже) те крайне негативные последствия, которые ожидают нашу страну после присоединения к ВТО. В прессу время от времени подбрасывалась лишь выборочная статистика «бонусов», которые, мол, получит Россия. Зато о более чем вероятных потерях лоббисты, разумеется, умалчивали. Однако экономический кризис и вызванное им падение производства в глобальном масштабе внесло серьезные коррективы в планы сторонников присоединения России к ВТО. Политика протекционизма и поддержки собственного производства в условиях экономического спада, несмотря на публичную риторику лидеров G20, повсеместно превращается в доминанту антикризисных мер на национальном уровне. В результате, несмотря на периодически повторяемые (как правило, в преддверии крупных международных форумов) ритуальные заявления высшего руководства РФ о том, что Россия продолжает участвовать в переговорном процессе по поводу вступления в ВТО (и даже якобы собирается завершить его уже к концу этого года), в последнее время появляются все новые свидетельства того, что целесообразность участия России в этой структуре подвергается большим сомнениям.


Перспективы переговорного процесса по вступлению в ВТО в формате Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана в эксклюзивном интервью KM.RU прокомментировала старший научный сотрудник Института экономики РАН Дарья Ушкалова:


— Вопрос по-прежнему упирается в условия вступления. Понятно, что требования к этим трем странам со стороны членов ВТО различались на протяжении всего переговорного процесса. И условия, которые они отстаивали, тоже не были во всем идентичны. В данном случае речь идет о том, что страны — члены Таможенного союза пытаются присоединиться к ВТО на наилучших условиях. При этом Торговому союзу как субъекту переговорного процесса придется заново отстаивать те позиции, которые раньше отстаивали страны по отдельности. Безусловно, это приведет к затягиванию всего процесса. Но даже чисто технически (даже в случае переподписания всех протоколов, которые уже были согласованы Россией) можно с уверенностью утверждать, что новые переговоры потребуют гораздо больше времени. Помимо этого, переговорная практика показывает, что чем больше размер страны (или объединения нескольких стран), вступающей в ВТО, тем сложнее ей договориться по базовым параметрам вхождения в ВТО. Хотя многое будет зависеть от политических факторов. А именно от того, на какие уступки будут готовы пойти члены ВТО.