Духовная жизнь

Таинство Евхаристии в жизни православного христианина

Октябрь 15
19:00 2013

Таинство Евхаристии в жизни православного христианина


С самого основания Святой Христианской Церкви среди верующих возникали различные вопросы церковной жизни. Наиболее важные из них выносились на общее обсуждение всей Христианской Церковью на соборах, получивших впоследствии наименование Вселенских, остальные обсуждались на местных соборах каждой из Христианских Церквей. Сегодня также возникают определенные вопросы, требующие обсуждения и решения. Совсем недавно комиссия Межсоборного Присутствия Русской Православной Церкви подготовила проект документа по вопросам приходской жизни и приходской практики. Проект вызвал живой отклик среди многих православных христиан и сейчас ведется интенсивная дискуссия, в которой принимают участие и священнослужители, и миряне. Особенно активно происходит обсуждение подготовки ко Святому Причащению, высказываются различные мнения, происходит всеобъемлющее обсуждение вопроса.


Столь высокий интерес к Таинству Причастия не удивителен, ведь Святая Евхаристия занимает центральное место в жизни любого православного христианина. Сам Христос в конце своего земного бытия устанавливает это Таинство и заповедует своим ученикам регулярно повторять Причащение Святых Тела и Крови Христовых в Его воспоминание:


«И когда они ели, Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое. И, взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из нее все. И сказал им: сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая» (Мк.14:22-24).

Кроме того, Христос учил о необходимости Причастия. В Евангелии от Иоанна мы находим слова Христа, что кто не будет есть тела Его и пить крови Его, тот не будет иметь части с ним и не получит «живота», то есть жизнь вечную, спасение:

«Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин.6:53-56).

В таинстве святой Евхаристии мы наполняем всю свою сущность самим Богом, просвещаемся и просветляемся божественным в нас присутствием. Таким образом, являясь богоустановленным Таинством, Евхаристия является обязательной составляющей нашего спасения, без Причастия христианин не наследует небесные обители.

«Старайтесь чаще собираться для Евхаристии и славословия Бога», — говорит священномученик Игнатий Богоносец.

Но если само значения и важность Причастия для большинства православных христиан очевидны, то такие важные вопросы, как частота Причащения, пост перед Причастием и другие всегда волновали православную общественность. По словам святителя Геннадия, патриарха Константинопольского, «тот, кто приглашает императора в свой дом, сначала вычищает свой дом; так и ты, если хочешь принять Бога в свой телесный дом, должен сначала освятить свое тело постом». И сегодня Русская Православная Церковь призывает всех желающих принять участие в дискуссии о правилах и обязательных составляющих подготовки ко Святому Причащению и принятии Евхаристии.

Важность такой инициативы трудно переоценить: предельно благоговейное и достойное отношение к столь Великой Святыне, как Тело и Кровь Христовы, необходимо каждому христианину для достойного приобщения. Святой Иоанн Кронштадтский постоянно напоминал своим прихожанам о значении Причастия:

«Итак, оставил нам Спаситель как бы завещание совершать литургию и вкушать Его животворящие тело и кровь. Литургия – это дивный подарок Иисуса Христа. Литургия – это мост, по которому можно пройти в жизнь вечную. Помните: это завещание Иисуса Христа! Идите этим золотым мостом, который спасет от пропасти ада».

При этом необходимо учитывать, что за почти 2000 лет существования Христианской Церкви правила приобщения периодически изменялись и без соборного мнения всей Русской Православной Церкви будет сложно самостоятельно ориентироваться и делать верные выводы.

О своевременности такой дискуссии говорит в первую очередь тот факт, что после начала возрождения Православной Церкви в 90-х годах прошлого века, духовно жаждущие люди стали приходить в Церковь за утешением и помощью, но не редко без должного понимания всей святости и неизреченной важности Церковных Таинств, в том числе святой Евхаристии. И эта проблема еще много лет назад существовала в христианских общинах:

«И как они зажгут в своих сердцах божественную любовь, духовную радость, божественный мир и прочие плоды и дары Святого Духа, не причащаясь тела и крови возлюбленного Сына Отца, единосущного Духу Святому, Который есть сущая радость и мир наш, по словам апостола, и источник всех благ? – недоумевал святитель Григорий Богослов, – Я изумляюсь и удивляюсь, как могут христиане в настоящее время праздновать воскресный день или другие праздники года и радоваться духовно истинной радостью, если они не принимают постоянно святое причастие, которое есть повод и причина для праздника и торжества».

Именно для восстановления правильного отношения к Святому Причастию, благоговейного отношения, Православная Церковь и поднимает этот вопрос на повестку дня. А правильное отношение очень важно, ведь по словам святителя Кирилла Александрийского:

«Благодаря причащению мы очищаемся от всякой душевной нечистоты и получаем готовность и ревность к добру: честная Кровь Христа не только от тления нас избавляет, но и от всякой нечистоты, сокрытой внутри, и не оставляет нас охлаждаться в нерадении, но делает нас более горячими в духе».

В современном цифровом мире, где практически каждый житель нашей страны может находить нужную ему информацию в сети интернет, существует опасность ознакомления с заведомо ложной информацией, в том числе и о Церковных Таинствах. Сегодня можно найти огромное количество мнений о правилах Причащения, каждое из которых подкрепляется авторитетными заявлениями святых отцов. Но далеко не всегда такие частные богословские мнения соответствуют духу современной Русской Православной Церкви и зачастую нуждаются в разъяснении. Исходя из вышеперечисленного следует признать высокую важность дискуссии о Святом Причастии.

«Сегодня, когда в полной свободе мы имеем возможность и учить детей и взрослых, и творить дела милосердия, и делать много других добрых дел, и взаимодействовать с властью, с государством, с обществом, мы должны помнить, что самое главное, что мы совершаем как Церковь – это святейшее таинство евхаристии. Вот почему важно, чтобы верующие люди чаще причащались святых Христовых таин», – эти слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла еще раз напоминают нам о высочайшем значении Святого Причащения.

Церковь, как единый богочеловеческий организм, должна руководствоваться едиными для всех ее членов правилами, особенно в таком важном вопросе, как Причастие Святых Христовых Таин. Самое важное, что каждый человек должен совершать на земле – это идти к Богу. И именно Евхаристия является той самой спасительной узкой тропою для каждого православного христианина на пути в Царствие Небесное.