Духовная жизнь

Святой великомученик Георгий Победоносец

Май 06
14:33 2012

Житие Святого Георгия Победоносца


О великий избранник Божий, почитатель Живоначальной Троицы, предводитель мучеников, добропобедный воин Христов Георгий! Как воспеть тебя по достоинству, как поведать читателю всю красоту и величие твоего подвига и дивных чудес!


Страстотерпец Георгий исповедовал Христа, когда «тьма безумного идолопоклонства разлилась по всей вселенной»2 и не было гонения более жестокого по изощренности истязаний и числу их жертв3. Святой великомученик Георгий мужественно претерпел самые тяжкие пытки, которым когда-либо подвергалась человеческая плоть, и вышел из этой брани победителем над врагом рода человеческого, за что и наречен Святой Церковью Победоносцем.
Крепкий и необоримый воин Христов поспешил на войну с нечестием в самом начале Диоклетианова4 гонения и стал дивным примером для целого сонма христиан, принявших вслед за ним мученический венец. Сиятельнейший Георгий стал факелом в кромешном сумраке ночи для скитающихся по морю нечестия. Имя Георгий на греческом языке означает «земледелец»5. Святой Георгий не только по имени, но и по своим великим делам воистину стал «земледельцем Божественных замыслов и Божиим полем, возделанным благодатью»6. Он возрос как кипарис в тернистой земле, как маслина, плодоносящая в пустыне. Всехвальный Георгий — ветвь истинной виноградной Лозы (Ин. 15, 1). Он — чадо Божие из Небесного Иерусалима.
Для пользы нашей Богу было угодно не скрыть под спудом подвиги всехвального Георгия. Благочестивый читатель узнает многое о земной жизни великомученика, поразительной тяжести испытаний, перенесенных им за исповедание Христа, а также о невероятных чудесах, которые совершил Бог через Своего угодника благодаря достоверным свидетельствам преданного слуги Георгия Пасикрата, присутствовавшего при всех деяниях святого и записывавшего его речи7.
Великий исповедник и чудный воин Христов святой Георгий родился в Каппадокии8. Он происходил из знатного рода и был воспитан в благочестии своими родителями-христианами9. После кончины мужа мать Георгия переселилась с сыном на свою родину, в Палестину. Там близ города Лидды у нее были богатые имения.
В юном возрасте Георгий поступил на воинскую службу. В когорте10 он выделялся своей красивой внешностью, силой и мужеством. За отличное знание военного дела Георгий уже в двадцать лет11 был назначен начальником прославленной когорты Инвиктиоров12. Во время войны римлян с персами13 Георгий выказал удивительную отвагу. За храбрость в боях император назначил его комитом14.
В феврале 303 года Диоклетиан обнародовал эдикт15, повелевавший во всех частях Римской империи «…разрушать церкви до основания, сжигать Священные книги и лишать христиан почетных должностей…»16. Начиналось величайшее из гонений в истории христианства. Диоклетиан обнажил свой меч на праведных людей Божиих. Вместо преступников темницы наполнились исповедниками Истинного Бога. Первыми подверглись гонениям христиане, служившие в императорской армии17.
Именно в это время, подобно яркой звезде, появился чудный воин Христов Георгий. Несмотря на свою молодость, Георгий обладал мудростью старца. Он решил восстать против нечестия и насмерть стоять за Христа.
К тому времени мать Георгия уже скончалась. Святой Георгий раздал нищим все, что имел: золото, серебро и драгоценные одежды. Он даровал свободу находившимся при нем рабам, а также распорядился об освобождении невольников в своих палестинских владениях.
Когда на совете в Никомедии18 император стал обсуждать новый эдикт об истреблении христиан, Георгий, состоявший на службе при царе, окончательно убедился, что замысел Диоклетиана тверд. Великий воин Христов Георгий отверг человеческий страх, препоясал чресла свои истиной и, облекшись в броню праведности, надел шлем спасения, взял щит веры и меч духовный, который есть Слово Божие (ср.: Еф. 6, 14-17).
Так исповедник Христов Георгий вооружился против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных (Еф. 6, 12) и с ревностью пророка Илии мужественно обратился к собравшимся:
— О император, и вы, сенаторы и советники! Вы поставлены для соблюдения законов и праведных судов, а ныне утверждаете беззаконие и издаете постановления о преследовании неповинных христиан, требуя от них поклонения идолам, как богам. Но ваши идолы — не боги! Не прельщайтесь ложью. Истинный Бог — Иисус Христос, Творец Неба и земли, всего видимого и невидимого. Познайте истину и не преследуйте благочестивых христиан — рабов Божиих.
Смелость Георгия изумила членов императорского совета. Все с нетерпением ожидали, как поступит Диоклетиан, но император медлил. Едва сдерживая гнев, он наконец знаком руки повелел своему другу проконсулу Магненцию ответить Георгию.
Магненций подозвал к себе святого и спросил:
— Кто побудил тебя к такой дерзкой речи?
— Истина, — отвечал святой.
— Что же это за истина? — спросил Магненций.
— Истина — это Сам Христос, гонимый вами, — произнес Георгий.
— Значит, ты христианин?
— Да, и готов свидетельствовать о моем Боге, — отвечал святой.
Члены совета, перебивая друг друга, стали увещевать Георгия, а Диоклетиан внимательно смотрел на этого воеводу и наконец узнал его. Император приказал всем замолчать и сам обра­тился к нему:
— За твое мужество и знатность рода я удостоил тебя чести носить высокое воинское звание. И сегодня, когда ты говоришь дерзкие слова себе во вред, я из уважения к твоей храбрости и заслугам, как отец, даю тебе совет: не лишай себя воинской славы и высокого сана и не предавай на муки своим непокорством цвет твоей юности. Принеси жертву богам — и будешь у нас в еще большем почете.
Святой Георгий отвечал:
— О император, если бы ты сам познал Истинного Бога и принес приятную Ему жертву хвалы! Он открыл бы для тебя врата безграничного Небесного Царства, несравненно превосходяще­го твое земное владычество. Власть и блага, которыми ты наслаждаешься, суетны, кратковременны и преходящи. Поэтому мою любовь к Истинному Богу я не променяю на земную славу, которую ты обещаешь мне: всякая слава человеческая — как цвет на траве: засохла трава, и цвет ее опал; но слово Господне пребывает вовек (1 Пет. 1, 24-25).
Слова Георгия сильно разгневали царя, и он повелел заключить воеводу в темницу. Но это не поколебало твердой решимости святого исповедовать Христа. Георгий обратился к Богу с горячей молитвой, и на виду у всех по дороге в тюрьму произошло нечто поразительное: когда один из воинов ударил Георгия копьем в плечо, железное копье согнулось, точно прутик, даже не поранив святого.
В темнице мучители решили ни на минуту не оставлять в покое святого, ибо понимали, как непросто им будет сломить его веру. Они распростерли Георгия на земле лицом вверх и забили ноги в колодки. Затем воины взяли тяжелый камень, который едва могли нести четверо, и положили его на грудь святого исповедника.
Святой Георгий терпел ужасные муки, но непрестанно воздавал благодарение Богу. Он надеялся получить от Него тем большее воздаяние на Небесах, чем мучительнее будут страдания за исповедание веры Христовой, поэтому непомерная тяжесть камня только укрепляла веру Георгия и ободряла его. Воистину святой Георгий, подобно Апостолу Петру, сам стал великим камнем, на котором созидалась Церковь Христова в годы жестоких гонений.
На следующий день царь снова призвал святого и, увидев перед собой человека, изнуренного продолжительными страданиями, спросил:
— Раскаялся ли ты, Георгий, и согласен ли теперь отречься от Христа?
Святой Георгий едва смог проговорить:
— О царь, неужели ты думаешь, что после такого незначительного мучения я отрекусь от своей веры? Скорее ты изнеможешь, мучая меня.
Тогда Диоклетиан велел принести огромное колесо. Под колесо подложили доски, в которые были вставлены острые железные лезвия ножей и гвозди. Мученика раздели и привязали к колесу. Когда колесо начали вращать, острое железо на досках вонзалось в тело святого и иссекало его. Страстотерпец Георгий, истекая кровью, доблестно переносил мучения. Сначала он молился Богу громким голосом, затем — тихо, про себя, пока не потерял сознание.
Император решил, что святой умер. Он вознес хвалу своим богам и, с радостным чувством глядя на изуродованное тело мученика, произнес:
— Где же твой Бог, Георгий, и почему он не избавил тебя от смерти?
Диоклетиан велел отвязать от колеса тело Георгия, а сам пошел в капище Аполлона.
Вдруг среди бела дня стало темно, прогремел страшный гром и многие услышали голос с неба:
— Не бойся, Георгий, Я с тобой.
Около колеса внезапно появился Ангел Божий в образе лучезарного юноши и произнес:
— Радуйся, верный раб Христов!
Ангел возложил руку на мученика и исцелил его от страшных ран. Пока продолжалось видение, никто не смел приблизиться к ним. Но когда Ангел стал невидим, святой Георгий, возбла­годарив Господа, последовал за воинами в капище, где царь присутствовал при жертвоприношении идолам. Воины сообщили императору о случившемся чуде.
Диоклетиан и его свита сначала не поверили. Да и кто бы мог поверить, что после истязания на колесе человек может остаться совершенно невредимым? Все подумали, что перед ними не Георгий, а кто-то очень похожий на него. Они узнали воеводу императора, лишь пристально вглядевшись в него и услышав его речь:
— Это я, Георгий, которого вы обрекли на гибель. Христос спас меня от неминуемой смерти, дабы вы уверовали в Него как Истинного Бога. Оставьте своих богов, ведь они не могут помочь нивам, ни другим людям, как это делает мой Господь.
Ужас и недоумение надолго сковали уста всех присутствовавших. Многие из них уразумели, что Георгий — свидетель истинной веры. Два почтенных мужа, военачальники Анатолий и Протолеон, которые ранее были оглашены в христианской вере, совершенно утвердились в исповедании Христа и воскликнули:
— Велик и славен христианский Бог!
Император Диоклетиан приказал схватить их, вывести за город и отсечь им головы мечом. Перед мученической кончиной святые Анатолий и Протолеон19 обратились к Богу с покаянной молитвой:
—  Господе Иисусе Христе, мы открыто исповедуем веру в Тебя. Будь милосерд и прости нам грехи. Упокой в мире души наши и сподоби Твоего Вечного Царства.
Царица Александра20 также была свидетельницей чудесного исцеления мученика Ангелом и познала истину. Семя веры, брошенное святым Георгием, попало на благодатную почву. Царица хотела дерзновенно исповедать Христа, но проконсул Магненций удержал ее и повелел отвести домой, прежде чем император узнал об этом.
Мужество воина Христова Георгия вызвало сильную ярость тирана. Он решил предать святого новым пыткам и приказал бросить Георгия в яму, обложенную камнем, и засыпать мученика негашеной известью. Император повелел также поставить стражу со всех сторон ямы, чтобы никто не мог подойти к ней: ни друзья, ни враги мученика. Святой же уповал не на человеческую помощь, а на заступничество Господа и по дороге к месту нового истязания усердно молился:
—  Господи Боже мой, Спаситель скорбящих, Прибежище гонимых, Надежда безнадежных! Услышь молитву раба Твоего и избавь меня от диавольского коварства. Дай мне силы соблюсти до конца моей жизни исповедание Твоего Святого имени. Не оставь меня, Владыка, покажи силу Твою и прославь имя Твое во мне. Ты сохранил невредимыми от огня в печи трех отроков в Вавилоне. Сохрани и меня.
Помолившись и осенив себя крестным знамением, Георгий спустился в яму, радуясь и славя Бога, а воины по приказу императора связали мученика и засыпали его негашеной известью.
На третий день император повелел воинам извлечь из ямы кости мученика и разбросать их, ибо он думал, что негашеная известь сожгла тело Георгия.
— Уничтожьте останки Георгия, — сказал Диоклетиан, — пусть от этого строптивого человека не останется никакой памяти его почитателям, дабы они не шли на смерть, подражая его безумию.
Царь намеревался поступить так с останками святого еще и потому, что хотел поглумиться над христианами — Диоклетиан знал, какую боль он причинит боголюбивым людям. Но когда воины разгребли известь, то вопреки ожиданию императора нашли святого живым и абсолютно невредимым. Тело Георгия благоухало запахом роз, лицо излучало свет, а руки он простирал к небу и благодарил Бога за все Его благодеяния.
Такое великое чудо может показаться тебе, читатель, невероятным. Вспомни тогда Священное Писание. Невредимым остался Иона, пробыв три дня во чреве кита, уцелел Иеремия, потопленный в яме с грязью, и три отрока в Вавилоне не пострадали в огненной печи. Вспомни и не усомнись в великих подвигах и чудотворениях святого Георгия.
Воины, посланные за останками Георгия, и другие свидетели этого непостижимого чуда, среди которых была царица Александра, пришли в ужас и изумление. Многих присутствовавших чудо окончательно привело к вере во Христа. Народ, видевший святого Георгия выходившим из ямы с негашеной известью живым и здоровым, стал восклицать:
— Велик и славен христианский Бог! Император Диоклетиан был сильно напуган случившимся. Он приказал тотчас привести к себе святого и спросил его:
— Откуда, Георгий, в тебе такая сила и какой магией ты пользуешься? Я думаю, ты нарочно притворился верующим во Христа, дабы удивить всех своим чародейством и волшебством завоевать великую славу.
—  О царь, — отвечал святой, — Христос, Сын Божий, незримыми крылами покрывает и сохраняет от всякого зла уповающих на Него. Ты же прельщен диаволом и впал в глубочайшее заблу­ждение, называя магией чудеса Истинного Бога, которые совершились на твоих глазах. Поэтому ты, безумный слепец, недостоин даже моего ответа.
Слова святого Георгия привели Диоклетиана в ярость. Он повелел принести железные сапоги, в подошвы которых были вбиты гвозди, и раскалить их на огне. Затем это орудие пытки наде­ли на ноги святого и с побоями погнали мученика до темницы. Император смотрел, как гнали Георгия, и, насмехаясь, говорил:
— Ты теперь скороход, Георгий! Беги же быстрее, как на беговом ристалище!
Но святой воин Христов уже избрал для себя другое ристалище — ристалище стяжания мученического венца ради Христа и Его учения, по слову Апостола Павла: Сие же делаю для Евангелия, чтобы быть соучастником его… Бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить (1 Кор. 9. 23,24).
Святой мученик, бесчеловечно подталкиваемый жестокими ударами стражи, говорил себе:
— Иди, Георгий, иди к венцу нетленному, — и с горячей молитвой призывал Бога: Призри на страдание мое и на изнеможение мое и прости все грехи мои. Посмотри на врагов моих, как много их, и какою лютою ненавистью они ненавидят меня (Пс. 24. 18, 19). Ненавидят за исповедание Тебя. Но Ты Сам исцели меня, Владыка, и дай мне терпение до конца, чтобы не сказал враг: я силен против него.
Ноги мученика были истерзаны железными сапогами, но дух его не изнемог. В темнице он не переставал возносить молитвы Богу. Ночью страстотерпец Георгий услышал голос с Неба — Господь исцелил его от жестоких ран.
Утром святого Георгия привели к царю на очередной допрос. Император с удивлением увидел, что мученик ходит, не хромая, будто его ноги еще вчера не были изуродованы раскаленными железными сапогами, и спросил:
— Неужели тебе понравились мои сапоги?
— Вполне, — ответил святой Георгий.
— Доколе ты по своей гордости собираешься сопротивляться нам, прибегая к волхвованию и магии? — произнес царь. — Будь кроток и покорен. Откажись от своих колдовских хитростей и принеси жертву милостивым богам или я подвергну тебя множеству других мучений и лишу жизни.
Доблестный Георгий ответил императору:
— Ты подвергал меня лютым пыткам и обрекал на неминуемую смерть. А я стою перед тобой и неопровержимо свидетельствую о могуществе Христа. Никому не пожелаю мук, которые я перенес. Но если ты пожелаешь уготовать мне новые пытки — приму и их без страха, ибо надеюсь получить за страдания ради Христа Вечную жизнь. Вы же, язычники, на что надеетесь? Все поклоняющиеся бездушным идолам будут гореть в вечном огне.
Гнев снова охватил тирана. Диоклетиан криком прервал речь святого и, повелев воинам бить его по устам, произнес:
—  Пусть воевода Георгий научится не досаждать царю.
Затем святой был страшно избит плетьми и воловьими жилами: император приказал истязать Георгия до тех пор, пока его плоть не прилипнет к земле.
Но по воле Божией во время пытки -это легко было заметить — мучители страдали больше, чем святой. Император видел очевидное превосходство страстотерпца Георгия и с огорчением воспринимал его победы в их противостоянии.
Император и многие из его свиты были убеждены, что воевода Георгий легко переносит жесточайшие пытки и спасается от лютой смерти с помощью волшебства и чародейства. Занимав­ший при дворе Диоклетиана высочайшее положение Магненций, друг и советник императора, приблизился к нему и сказал:
—  В Никомедии есть некий Афанасий, имеющий большие познания в ворожбе. Он лучший и искуснейший из волхвов. Если ты прикажешь его привести, я думаю, Георгий будет побежден и вернется к тебе в повиновение.
Тотчас волхв был призван к царю. Диоклетиан сказал ему:
— Все видели, что творил здесь скверный Георгий, но как он это делал, знаете только вы, волхвы, искусные в магии. Или победи его в волхвовании и сделай покорным нам, или лиши Геор­гия жизни чародейными травами, дабы он принял смерть от той магии, которой всех удивляет.
Афанасий обещал исполнить повеление императора на следующий день, и мученика Георгия отвели в темницу. В ней святой стал призывать Бога на помощь:
— Яви, Господи, мне Твою милость, направь стопы мои к Твоему исповеданию и сохрани путь мой в вере Твоей, чтобы везде прославилось имя Твое Пресвятое.
Утром царь снова явился в суд и сел на высоком месте на виду у всех. Волхв Афанасий, гордящийся своим превосходством, принес в глиняных сосудах приготовленные им зелья, показал их царю и всем присутствовавшим и произнес:
— Пусть сейчас приведут сюда воеводу Георгия, и он увидит силу наших богов и моих чар.
Афанасий взял сосуд и сказал императору:
—  Если хочешь, чтобы безумец Георгий во всем тебе повиновался, пусть он выпьет это зелье. Если же угодно будет твоему суду видеть его горькую смерть, тогда прикажи напоить его из второго сосуда.


По повелению царя святой был тотчас приведен на суд.
— Сейчас твоим волхвованиям, Георгий, придет конец, — сказал Диоклетиан и приказал насильно напоить святого магическим напитком.
Мужественный Георгий без колебаний выпил зелье, насмехаясь над бесовской прелестью, и не покорился язычникам. Тогда, кипя от ярости, царь велел напоить его из малого сосуда, наполненного ядом. Святой же не стал ожидать насилия, а сам взял сосуд и выпил смертоносный яд. И снова произошло чудо: с помощью благодати Божией он остался невредимым. Волхв Афанасий недоумевал, почему не подействовал сильнейший яд.
Царь еще некоторое время ждал смерти Георгия, но святой не умер, и тогда Диоклетиан снова обратился к нему:
— До каких пор, Георгий, ты будешь удивлять нас своим колдовством? Открой нам, какие таинственные магические силы помогают тебе оставаться живым и совершенно невредимым по­сле лютых истязаний и даже смертоносного яда? Скажи правду нам, желающим милостиво выслушать тебя.
— Господь научил нас, Своих слуг, не бояться убивающих тело, так как они не могут убить души (ср.: Мф. 10, 28). Мы верим, — отвечал блаженный Георгий, — что без воли Божией волос с го­ловы нашей не упадет (ср.: Лк. 21, 18) и смертоносный яд не повредит нам (ср.: Мк. 16, 18). Происходящее со мной подтверждает слова Христа и утверждает истинность Его учения. Не ду­май, о царь, что человек сам может выдержать такие лютые муки. Нет, я спасаюсь призыванием Христа и Его всемогуществом. Только уповая на Него, мы, христиане, можем претерпевать любые муки и даже творить чудеса. Наш Бог Христос сказал: …верующий в Меня дела, которые творю Я, и он сотворит (Ин. 14, 12).
— Какие же это дела вы способны творить? — спросил царь.
— Исцелять больных, очищать прокаженных, возвращать слух глухим, а зрение — слепым, изгонять бесов и воскрешать мертвых (ср.: Мф. 10, 8) — эти и подобные дела Бога нашего мы можем творить, — отвечал святой.
Тогда Диоклетиан обратился к волхву Афанасию:
— Что ты скажешь на это?
— Удивляюсь, — отвечал Афанасий, — как Георгий глумится над твоей кротостью. Он лжет в надежде избежать твоей державной руки. Мы, наслаждающиеся ежедневно многими благодеяния­ми наших бессмертных богов, еще никогда не видали, чтобы они воскресили мертвого. Георгий утверждает, будто не только его Бог может сотворить столь великое чудо, но и верующие в Него способны совершать такие дела. Пусть Георгий воскресит мертвеца перед тобой и всеми нами, о царь! Тогда и мы покоримся его Богу как Всемогущему. Отсюда видна могила, в которой недавно похоронен мертвец. Я знал его при жизни, и если Георгий воскресит мертвого, то воистину победит нас.
Император изумился такому совету Афанасия. Суд происходил на месте бывшего театра, у ворот города, а могила, указанная им, отстояла от суда на полстадия21 и была за городом, так как по обычаю эллинов их мертвецы погребались вне города.



Паоло Уччелло. «Битва Св. Георгия со змием»


Проконсулу Магненцию очень понравилось предложение Афанасия, и он не только упросил царя освободить Георгия от оков, но, когда оковы были сняты, пообещал отпустить святого мученика, если он оживит мертвеца, и добавил:
— Если ты сможешь возвратить к жизни мертвого, мы без всякого промедления уверуем в твоего Бога.
Магненций полагал, что воскресить мертвеца — дело невозможное. Он предложил сделать это Георгию ради насмешки над нашей святой верой. Георгий, наоборот, считал, что, если будет на то воля Божия, вдохнуть в мертвого жизнь так же легко, как спящему проснуться, орлу летать, а дельфину плавать, и поэтому ответил проконсулу:
— Слова волхва Афанасия справедливы: ни ваши боги, ни волхвы никогда не могли воскресить мертвого. Дабы вы не приписывали все совершенное мной ранее колдовству, я перед лицом всех стоящих во всеуслышание призову моего Бога, и Господь, Который все сотворил из ничего (2 Мак. 7, 28), воскресит мертвеца. Совершенно ясно, что ты, император, во власти диавольского заблуждения, и даже когда воскреснет мертвый, все равно не уверуешь в Истинного Бога. Но ради обращения ко Христу многих благоразумных людей, находящихся здесь, я призову Всемогущего Бога, и Он через меня сотворит это великое чудо.
Святой Георгий преклонил колени и горячо, со слезами молился Богу, затем встал и громким голосом воззвал к Господу:
— Боже Вечный, Боже Милостивый, Боже Всемогущий, не посрами уповающих на Тебя. Господи Иисусе Христе, услышь в этот час меня, смиренного Твоего раба, как слышал Ты всегда свя­тых апостолов Своих, творя чудеса и знамения, и воскреси мертвеца, лежащего в гробу. О Владыка, покажи ныне, что Ты Бог Един для всей земли, дабы многие познали Тебя, Господа Всесильного, Коему слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь.
Когда святой произнес: «Аминь», загремел гром, затряслась земля, так что все ужаснулись, и крышка гроба упала на землю. Святой Георгий преклонил колени, благоговейно поклонился Господу, обратил свой взор к небу и стал славословить Бога. И произошло чудо — мертвец ожил, вышел из гроба, припал к ногам святого и стал просить его:
— Раб Бога Вышнего, сподоби меня печати Христовой и спасения.
— Веруй в Бога Животворящего мертвых (ср.: Рим. 4, 17) и будешь спасен, -произнес святой.
—  Верую в Бога Живого и Единородного Его Сына Иисуса Христа, воздвигнувшего меня ныне из мертвых по молитве твоей, — ответил воскресший человек.
Многие горожане и воины, свидетели этого чуда, поверили в Бога. Молва о случившемся разнеслась по городу: люди рыдали от радости и прославляли Христа и угодника Его Георгия.
Но царь и Магненций, хотя и были сильно удивлены и напуганы, однако не уверовали во Христа, назвали святого мужа чародеем, а само воскрешение -иллюзией мага. Они говорили:
— Георгий — великий волхв. Он поднял из гроба не мертвеца, а некоего духа или привидение, дабы обольстить народ.
Однако вскоре все убедились, что перед ними не привидение, а действительно живой человек, воскресший из мертвых. Император и вельможи пришли в великое недоумение и молча ок­ружили Георгия, совершенно не зная, как с ним быть. Волхв Афанасий уверовал во Всесильного Бога Христа и стал раскаиваться в своих поступках. Он припал к ногам святого и молил мученика простить ему согрешения, содеянные в неведении. Обращение ко Христу Афанасия вызвало у царя новое подозрение. Он велел народу умолкнуть и произнес:
—  Нечестивейший Афанасий помог своему собрату волхву Георгию обмануть нас. Он дал ему выпить вместо яда безвредный напиток. А в гроб волхвы положили живого человека, ко­торого подговорили изобразить мертвеца, и на наших глазах как бы воскресили его из мертвых. Теперь вы видите, о мужи, здесь был хитроумный сговор фокусников.
За исповедание Христа император приказал без допроса и пыток отсечь головы Афанасию и воскресшему из мертвых человеку. Так Афанасий претерпел смерть от меча, унаследовав соответствующую своему имени22 Вечную жизнь на Небесах. Святого же Георгия царь велел держать в оковах в темнице, пока он не придумает, как поступить с мучеником.
Император удалился в свой дворец, а святого Георгия увели в тюрьму, где он радовался и благодарил Бога:
— Слава Тебе, Господи, подающему великую силу на Тебя уповающим. Ты укрепляешь меня, недостойного, и с каждым днем посылаешь мне все больше благодеяний. Дай мне вскоре уви­деть славу Твою и посрами до конца диавола, преследующего меня.
Но врагам Божиим не удалось скрыть в темнице благодать, исходившую от святого. Именем Христовым и крестным знамением святой исцелял больных. Множество людей, уверовавших во Христа стекалось к тюрьме. Они подкупали стражников, чтобы увидеть святого и получить от него наставление и помощь.
Бедный землепашец Гликерий23 также пришел к святому за утешением. Гликерий оплакивал быка, который пал у него под плугом. Святой улыбнулся ему и сказал:
— Иди, брат, и не печалься. Мой Бог, Христос, возвратит жизнь твоему быку.
С твердой верой в слова мученика землепашец вернулся домой и действительно увидел своего быка живым.
Когда Гликерий убедился, что его бык ожил, он окончательно уверовал во Христа и немедленно отправился к святому Георгию. По дороге Гликерий открыто, с великой ревностью исповедовал Христа, громким голосом крича на весь город:
— Воистину велик Бог христианский!
Воины императора случайно встретили Гликерия, услышали, как он прославляет Христа, и донесли об этом царю через его телохранителей. Бедного землепашца схватили и привели к Ди­оклетиану. Император даже не удостоил его судебного разбирательства и приказал умертвить исповедника. На смерть за Христа Гликерий пошел с радостью, как на праздник, громко призывая и благодаря Бога. За городом воины отсекли ему голову, и блаженный Гликерий славно закончил земную жизнь, крещенный собственной кровью. Так бедняк, имевший клочок земли в несколько югеров24, стал «владыкой всего райского сада»25.
Советники императора сообщили Диоклетиану, что Георгий даже в темнице именем Распятого Христа врачует больных и отвращает народ от отеческих богов. Царь призвал проконсула Магненция и повелел ему наутро приготовить место для суда близ капища Аполлона.
Ночью перед новым испытанием святой Георгий усердно молился, а когда немного задремал, увидел в сонном видении Господа. Христос обнял его, возложил на голову мученика венец и произнес:
— Не бойся, но дерзай. Ты скоро придешь ко Мне в Небесное Царство.
Святой проснулся, радостно возблагодарил Господа и позвал тюремного сторожа:
—  Прошу тебя, брат, об одном благодеянии: впусти ко мне моего слугу Пасикрата.
Сторож позвал слугу Георгия, который постоянно стоял у входа в темницу. Слуга до земли поклонился своему господину, сидящему в оковах, приник к его ногам и заплакал. Святой поднял Пасикрата с земли, попросил быть мужественным и сообщил о своем видении:
—  Скоро Господь призовет меня к Себе. После моей смерти возьми мое тело, перенеси его в Палестину и исполни все, что я завещал. Имей страх Божий и не отступай от веры во Христа.
Слуга со слезами обещал все исполнить, а святой на прощанье обнял его и поцеловал.
Утром, как только взошло солнце, император велел привести святого Георгия. По совету Магненция царь прикинулся кротким, он как бы сменил львиную шкуру на лисью и стал льстиво бе­седовать с Георгием:
— Клянусь богами, если ты меня послушаешь, Георгий, и совершишь жертвоприношение, то получишь высшие почести и неисчислимые богатства. Я даже готов сделать тебя вторым лицом в моем дворце. Пусть боги будут свидетелями: я человеколюбив и не желаю твоей преждевременной смерти.
— О царь, — ответил святой, — ты хочешь оказать мне такую милость после столь лютых пыток и предлагаешь мученику забыть о его страданиях?
— Да, — произнес император. — Если ты станешь повиноваться мне, как отцу, я воздам тебе за страдания, которые ты перенес. Принеси жертву богам.
—  Царь, — предложил святой Георгий, — отправимся в храм Аполлона, дабы я смог увидеть твоих богов.
Ответ Георгия обнадежил Диоклетиана. Он немедленно приказал глашатаям известить народ, что всем известный христианин совершит в храме Аполлона жертвоприношение. Язычники громкими возгласами приветствовали царя и прославляли могущество и победу своих богов. Жертвы были приготовлены, и все вошли в храм. Воцарилась тишина. Народ смотрел на Георгия, ожидая, когда он совершит жертвоприношение богам. Святой подошел к изваянию Аполлона, простер руку и обратился к нему, как к живому:
—  Ты ли хочешь принять от меня жертву как бог?
Злой демон, обитавший в идоле, хотя и был лжецом, от страха перед святым покорно возвестил правду о себе:
— Я не бог, как не боги демоны, живущие вместе со мной в этом храме. Истинный Бог — Христос, Которого ты исповедуешь. Мы же отступники от Бога, падшие ангелы, бесы, из зависти прельщаем людей.
—  Как вы смеете оставаться здесь, когда сюда пришел служитель истинного Бога?!
Как только святой Георгий произнес эти слова и сотворил крестное знамение, храм наполнился стонами и воплями: демоны стали покидать идолов. Затем статуи, словно по мановению могучей руки, стали взлетать и, падая, разбиваться вдребезги.
Что же было потом? Ревностные язычники, подстрекаемые жрецами, бросились бить святого и потребовали:
—  Убей этого волхва, о император, убей его прежде, чем он погубит нас!
Слух о чуде в храме Аполлона распространился по всему городу и дошел до царицы Александры. Царица решила более не скрывать своей веры во Христа и немедленно отправилась к великомученику Георгию. Она издалека увидела святого, но не смогла пройти к нему сквозь толпу и стала громко взывать:
— Бог Георгиев, помоги мне! Ты Один Всесилен.
А Диоклетиан велел подвести мученика к себе и, бледный от ярости, сказал святому:
— Вот как ты приносишь жертву богам? Больше я не позволю тебе глумиться над непобедимыми богами!
—  О безумный царь, — отвечал святой Георгий, — постыдись называть демонов непобедимыми богами. В храме Аполлона все видели, как демоны были побеждены и с позором бежали, а кумиры повержены мной крестным знамением.



Пока святой говорил, царица Александра пробилась через толпу и приблизилась к мученику. Затем она перед всеми дерзновенно исповедала Христа, Истинного Бога, стала высмеивать идолов и поносить тирана. Император был чрезвычайно изумлен, увидев царицу Александру, прославлявшую Христа, уничижавшую кумиров, их служителей и самого Диоклетиана. Когда же царица припала к стопам святого, император спросил:
— Что с тобой, Александра? Неужели и ты вместе с волхвом Георгием бесстыдно отрекаешься от богов?
Святая Александра отвернулась и не ответила императору. Тогда Диоклетиан уже не стал пытать ни Георгия, ни царицу, а вынес смертный приговор обоим:
— Георгий, непримиримый поборник Христа, не внял нашим уговорам и угрозам и вместе с царицей Александрой, совращенной его волхвованием, восстал против отеческих богов и дерзко осмеивал меня. За поругание наших богов и тяжкие оскорбления императора повелеваю усечь мечом головы комита Георгия и царицы Александры.Святого Георгия после этого вновь заключили в темницу. Сюда к нему стали приходить люди, видевшие его чудеса и обратившиеся к христианству. Золото открывало им тюремные двери, и для приходящих мрачная темница стала светочем Истины, источником Слова Божьего. Многие за исповедание Христа приняли мученическую смерть. Среди них святые мученики Валерий, Донат, Ферин.Воины повели мучеников за город к месту казни. Благороднейшая царица с радостью последовала за святым Георгием. Она, горя духом, молилась и, призывая имя Господа, часто устремляла глаза к небу. В пути царица изнемогла, присела на дороге у стены, приклонила голову к коленям и предала дух свой Богу. Когда Георгия привели к месту казни, он попросил освободить его от оков и стал вслух молиться:
—  Господи из глубины сердца взываю к Тебе. Ты — надежда моя, Господи Боже, упование мое от юности моей (Пс. 70, 5). Ради исповедания Имени Твоего подвизался я в этой брани. Укрепи меня в мой смертный час. Благословен Ты, ибо не предал меня в добычу ищущих меня и не возвеселил врагов моих. Подай врагам моим прощение и любовь, просвети их, ибо Ты хочешь, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим. 2, 4). Прости мои прегрешения вольные и невольные. Прими душу мою, избавь ее от злых духов и причти меня к избранникам Твоим.



Усекновение главы святого Георгия (фреска Альтикьеро да Дзевио)


Затем святой Георгий преклонил голову и был усечен мечом26. Слуга воеводы Георгия Пасикрат27 до конца сохранил верность своему господину. Он не только присутствовал при подвигах и мученической кончине всехвального Георгия, но и достоверно записал все о его деяниях. Блаженный Пасикрат в точности исполнил завещание святого. Он перенес и похоронил драгоценное сокровище — тело великомученика — в Палестине28. От святых мощей Георгия множество людей получили исцеление и помощь29.
О великий угодник Божий Георгий! Ты в решающей битве с языческим нечестием за исповедание Христа претерпел самые жестокие истязания и казнь и получил нетленный венец. Ты, всехвальный страстотерпец Георгий, стал знаменем для многих тысяч мучеников, последовавших твоему примеру. Ты, славный воин Христов Георгий, воистину совершил великий подвиг, победив врага рода человеческого — диавола и за это наречен Победоносцем. Святой Георгий мог стать талантливым полководцем и удивить мир воинскими подвигами. Он скончался, когда ему не было и 30-ти лет.


 С этим именем прославился он с начала христианства и на Святой Руси. Святой Георгий Победоносец был ангелом и покровителем нескольких великих строителей русской государственности и русской военной мощи. Сын святого равноапостольного Владимира, Ярослав Мудрый, во святом Крещении Георгий (†1054), много способствовал почитанию святого в Русской Церкви. Он построил город Юрьев, основал Юрьевский монастырь в Новгороде, воздвиг храм святого Георгия Победоносца в Киеве. День освящения киевского Георгиевского храма, совершенного 26 ноября 1051 года Иларионом, митрополитом Киевским, вошел в литургическую сокровищницу Церкви как особый церковный праздник, Юрьев день, любимый русским народом «осенний Георгий». Имя святого Георгия носил основатель Москвы Юрий Долгорукий (†1157), создатель многих Георгиевских храмов, строитель города Юрьева-Польского. В 1238 году героическую борьбу русского народа с монгольскими ордами возглавил великий князь Владимирский Юрий (Георгий) Всеволодович (†1238; память 4 февраля), сложивший голову в битве на Сити. Память о нем, как о Егории Храбром, защитнике родной земли, отразилась в русских духовных стихах и былинах. Первым великим князем Московским, в период, когда Москва становилась центром собирания земли Русской, был Юрий Данилович (†1325) — сын святого Даниила Московского, внук святого Александра Невского. С того времени святой Георгий Победоносец — всадник, поражающий змия — стал гербом Москвы и эмблемой Русского государства. И это еще глубже укрепило связи христианских народов России с единоверной Иверией (Грузией — страной Георгия).


Чудо Георгия о змие — описанное в житии святого великомученика Георгия Победоносца спасение им царевны от змея (дракона), совершенное им, согласно большинству указаний, уже после смерти. Получило отражение в иконографии данного святого, став самым узнаваемым его изображением. Сказание сообщает, что в окрестностях города Бейрута близ Ливанских гор (в ряде текстов фигурирует вымышленный город Ласия или «Гевал, в земле Палестинской», а у Якова Ворагинского — город Силена в Ливии) в озере жил змей, нападавший на людей. Правил городом царь «грязный идолопоклонник, беззаконник и нечестивец, беспощадный и немилосердный к верующим во Христа». Народ, напуганный чудовищем, пришёл к нему, царь предложил составить список горожан и по очереди отдавать своих детей на растерзание змею, пообещав, когда придёт его очередь, отдать на смерть свою дочь. Исполнив своё обещание, царь «нарядил свою дочь в пурпур и виссон, украсил золотом и драгоценными камнями, и перлами» и повелел отвести к змею.
Святой же и великий мученик, страдалец за веру Христову Георгий, чтимый небесным царем воин, который жил и по смерти, сияя великими чудесами, по Божьему соизволенью желая спасти нас, гибнущих, избавить город наш от этой напасти, в тот же час оказался на месте том в виде простого воина…
В греческих редакциях сказания чудо описывается как единственное прижизненное (славянская традиция все чудеса Георгия считает посмертными) и сообщается, что Георгий был военачальником, «войско его было распущено, а сам он шёл в Каппадокийскую землю, своё отечество».


Увидев плачущую царевну, он спросил у неё о причине её скорби и, узнав о чудовище, пообещал её спасти. Затем «осенив себя крестным знамением и призвав Господа, со словами: — „во имя Отца, и Сына, и Святого Духа“, — устремился на коне своём на змея, потрясая копьем и, ударив змея с силою в гортань, поразил его и прижал к земле; конь же святого попирал змея ногами». В некоторых вариантах истории змей был поражён только силой молитвы святого. Затем Георгий приказал царевне связать змея поясом и вести его в город. Народ был удивлён возвращением царевны, а увидев змея в ужасе стал разбегаться. Георгий обратился к ним со словами:



Георгий убивает змея перед горожанами
 (Витторе Карпаччо, 1502—1507 годы)


«Не бойтесь! если веруете в Христа, в которого верую я, то увидите ныне спасенье своё».
 Царь же, выйдя навстречу ему, сказал ему: «Как зовут тебя, мой господин?»
 Он же ответил: «Георгием зовут».
 Тогда воскликнули люди все как один, говоря: «Тобою веруем в единого Бога Вседержителя и в единого Сына его, Господа нашего, Иисуса Христа, и в Святой животворный Дух».


Георгий обезглавил мечом змея, труп жители вынесли за город и сожгли. Данное чудо способствовало обращению местных жителей в христианство, крещение по преданию приняло множество народа (в разных списках от 25 000 до 240 000), а в городе построили церковь в честь Богородицы



Геральдика
 
 Центральный элемент Большого Государственного Герба Российской империи.


Георгий Победоносец со времён Дмитрия Донского считается покровителем Москвы, поскольку город был основан тезоименным ему князем Юрием Долгоруким. Изображение всадника, поражающего копьем змия, с рубежа XIV—XV веков появляющееся в московской геральдике. Во время правления Ивана III изображение всадника-змееборца утвердилось как герб Московского княжества. В 1710-х годах первым всадника на московском гербе назвал святым Георгием Пётр I.


В Российской империи щит с фигурой всадника, поражающего змия, был частью Большой государственный герб империи:


Примечания:


1 Авторы надеются, что это повествование о Житии и чудесах святого великомученика Георгия может быть использовано при составлении будущей Четии-Минеи.
2  Святитель Андрей Критский. Похвальное слово великомученику Георгию. Гл. 1.
3 Современник Георгия историк Сульпиций Север так свидетельствует о Диоклетиановом гонении: «Никогда и никакой войной не была так опустошаема земля и никогда христиане не побеждали с таким торжеством».
4 Император Диоклетиан царствовал с 284 по 305 год.
5 Святой Георгий считается покровителем земледельцев и пастухов и охранителем их стад. Поэтому в Георгиев, или Юрьев, день в России благочестивые жители сел и деревень, выгоняя после зимы скот на пастбища, служат водосвятные молебны великомученику Георгию с окроплением святой водой пастухов и скота.
6  Святитель Андрей Критский. Указ. соч.
7 Упоминание о том, что слуга Пасикрат присутствовал при истязаниях Георгия и его казни и делал записи о всем происходившем, сохранились во многих древних рукописях.
8 Каппадокия — область в восточной части Малой Азии.
9 В некоторых очень древних Житиях святого Георгия указывается имя его отца — Геронтий и матери — Полихрония. По некоторым источникам, Геронтий был военачальником Каппадокии. Грузинская Православная Церковь называет святую равноапостольную Нину племянницей святого Георгия по отцу.
10 Когорта — подразделение численностью от 500 до 1000 воинов.
11  Назначение Георгия начальником этой когорты было до войны в Персии 296-297 годов (см. ссылку 13). Следовательно, в 296 году Георгию было уже не менее 20 лет, то есть он ро­дился не позднее времени воцарения императора Проба в 276 году.
12 Инвиктиор в переводе с латыни означает «непобедимый».
13 Эта война с персами была в 296-297 годах. Император Диоклетиан поручил в 296 году Галерию Максимиану выступить в Месопотамии вместе с армянским царем Тиридатом против персов. Галерий потерпел поражение около Карр от персидского царя Нарсеса, но в 297 году он с помощью Диоклетиана одержал решительную победу над персами в Армении и заставил их уступить римлянам пять провинций. Армения была возвращена Тиридату и вновь подпала под влияние Рима. Прочный мир и спокойствие на этой границе были установлены на 50 лет.
14 Комиты (comites), «спутники», — приближенные императора, сопровождавшие его во время путешествий и получавшие содержание. При императоре Диоклетиане, часто находившемся в походах, его двор приобрел статус ставки верховного главнокомандующего и назывался comitatus. Поэтому титул «комит» стал применяться ко всем высшим военным чинам империи в ставке императора. Так как комиты составляли свиту императора и вместе с тем были его советниками, то должность эта считалась очень почетной. Специально же комитами назывались офицеры второго ранга (viri spectabiles), командовавшие соединением нескольких отрядов.
15 Евсевий Памфил, епископ Кесарийский. Церковная история. Москва, 1993.
16 Диоклетиан был ярым приверженцем древней римской религии. Он расходовал громадные суммы денег из государственной казны на строительство языческих храмов. Диоклетиан обвинил христианских священников в колдовстве, которым они срывали все его начинания. 23 февраля 303 года, в день Термина, бога границ и пределов, император издал первый эдикт против христиан и приказал сжечь их храм в Никомедии. Вскоре после этого императорский дворец в Никомедии дважды охватывали пожары. Это совпадение послужило поводом для бездоказательного обвинения христиан в поджогах дворца и усиления гонений.
17 Вначале император осмелился пролить кровь лишь немногих рабов Божиих, так как значительная часть его армии состояла из христиан. Современник святого Георгия епископ Кесарийский Евсевий Памфил повествует: «Император объявил войну не всем нам сразу, а испытал свои силы сначала только на войске. Он думал, что ему легко будет уловить и остальных, если он одолеет сопротивление военных. Многие воины немедленно и безусловно предпочли исповедание Христа своему благополучию и славе. Большинство военных решили уйти со службы и стать простыми гражданами, лишь бы не отрекаться от веры в Творца вселенной. Император выбирал в войсках одного-двух человек, которые за свое крепкое стояние в вере платили не только потерей звания, но и жизнью».
18 Никомедия — в древности крупный город Римской империи, находившийся на северо-западе Малой Азии. При Диоклетиане Никомедия была резиденцией императора и фактической столицей восточной части Римской империи. Ныне на месте некогда знаменитой Никомедии находится город Измит.
19 День памяти святых мучеников Анатолия и Протолеона — 23 апреля/ 6 мая.
20 Можно предположить, что царица Александра была вдовой одного из императоров, правивших Римской империей до Диоклетиана. В период с 270 по 284 год сменилось пятнадцать императоров. Во многих русских житийных текстах и у святителя Димитрия Ростовского царица Александра названа женой императора Диоклетиана. Но единственной женой Диоклетиана была Приска, а женой его соправителя императора Галерия — Валерия, дочь Диоклетиана. Обе они погибли в 313 году, когда были уничтожены все родственники Диоклетиана. Очень важно отметить, что ни у Симеона Метафраста, ни в «Ватиканском кодексе» 916 года, ни в ряде других византийских и латинских древних текстов царица Александра не называется женой Диоклетиана.
21 Стадий — мера длины, равная приблизительно 185 м.
22 Имя Афанасий по гречески означает «бессмертный».
23 Блаженный Симеон Метафраст упоминает, что Гликерий был самарянином.
24 За югер у древних римлян принималась площадь, которую можно вспахать за день парой быков. Югер   равен 2518,2 кв. м.
25 Блаженный Симеон Метафраст. Гл. 21.
26 Кончина святого великомученика Георгия последовала в 303 году, в пятницу, в семь часов вечера 23 апреля/6 мая.
27 В коптском апокрифе повествуется, как Пасикрат перенес и похоронил тело святого в сопровождении двух христиан — Лукиоса и Киринеоса, слуг святого Георгия.
28 Святой великомученик Георгий был погребен в Лидде. Первый небольшой храм в честь святого Георгия в Лидде был построен еще при императоре Константине Великом. В этот храм ко времени его освящения 3 ноября были перенесены мощи святого. Поэтому в дошедшем до наших дней месяцеслове Сирийской Церкви 1030 года 3 ноября значится праздничным днем перенесения мощей святого Георгия в Лидду. Археологические исследования доказали, что сохранившаяся наиболее древняя алтарная часть храма в Лидде была построена в VI веке при Юстиниане Великом. Во время сарацинского нашествия этот храм, являвшийся главным украшением Лидды, неоднократно подвергался частичному разрушению и восстанавливался. В 1871 году Иерусалимская Церковь обратилась с воззванием к российским георгиевским кавалерам с просьбой о пожертвованиях на восстановление этого храма. По высочайшему повелению Императора Александра II из сумм капитула Ордена было отпущено 3000 рублей. Деньги, выделенные российским правительством, и пожертвования благотворителей дали возможность восстановить храм великомученика в Лидде. Его освящение состоялось в 1872 году 3 ноября, в тот же день, когда храм был освящен впервые. В нашем церковном календаре под 3 ноября отмечена память об этом событии.
29 Мощи святого Георгия (вероятно, в VIII веке) были разделены, и большая их часть перенесена в другие города. Ныне части мощей святого великомученика почивают в Лидде, Рамле, Риме (в храме, посвященном великомученику, хранится также его копье и хоругвь), Иерусалиме, Каире, в монастырях на Святой Горе Афон, в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре и в Москве (в Богоявленском соборе и в храме Воскресения Христова в Сокольниках).


Составили  А. БУГАЕВСКИЙ, игумен ВЛАДИМИР (Зорин)


 
  МОЛИТВА СВ. ВМЧ. ГЕОРГИЮ ПОБЕДОНОСЦУ
 
 О всехвальный, святый великомучениче и чудотворче Георгие! Призри на ны скорою твоею помощию, и умоли Человеколюбца Бога, да не осудит нас, грешных, по беззакониям нашим, но да сотворит с нами по велицей Своей милости. Не презри моления нашего, но испроси нам у Христа Бога нашего тихое и богоугодное житие, здравие же душевное и телесное, земли плодородие, и во всем изобилие, и да не во зло обратим благая, даруемая нам тобою от Всещедраго Бога, но во славу святаго имени Его и в прославление крепкаго твоего заступления, да подаст Он стране нашей и всему боголюбивому воинству на супостаты одоление и да укрепит непременяемым миром и благословением. Изряднее же да оградит нас святых ангел Своих ополчением, во еже избавитися нам, по исходе нашем из жития сего, от козней лукаваго и тяжких воздушных мытарств его, и неосужденным предстати Престолу Господа Славы. Услыши ны, страстотерпче Христов Георгие, и моли за ны непрестанно Триипостаснаго Владыку всех Бога, да благодатию Его и человеколюбием, твоею же помощию и заступлением обрящем милость, со ангелы и архангелы и всеми святыми одесную Правосудного Судии стати, и Того выну славити со Отцем и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков.
 Аминь.