Духовная жизнь

Святитель Петр Могила. Две памятных даты.

Январь 13
14:38 2012

Святитель Петр Могила – две памятные даты

 

Андрей ВОРОНЦОВ

 

10 января исполнилось 415 лет со дня рождения святителя Петра Могилы, митрополита Киевского.

13 января 1647 года, ровно 365 лет назад он почил .

 

За несколько дней до Рождества Христова (по старому стилю), 21 декабря 1596 года, в благочестивом семействе молдавских бояр Мовиле родился мальчик. Надежда знаменитого рода, третий сын, на которого годы спустя будут смотреть как на достойного наследника Молдавского престола. Его назвали Петром (Петру) — в честь Московского митрополита Петра, поскольку день рождения первого совпал с днем памяти второго. Вряд ли тогда кто-то подозревал, что новокрещенный младенец и сам станет впоследствии митрополитом Киевским.


Фамилия Могила, которая соответствует русской фамилии князей Холмских и происходит от молдавского слова «мовиле», означающего холм, возвышенность.

 

Весьма символично, что будущий святитель появился на свет в трагический для Церкви 1596 год. В этом году была принята Брестская уния, согласно которой часть Западно-Русской Православной Церкви на территории, находившейся под польским владычеством, отпала от Матери-Церкви и насильственно была присоединена к римо-католичеству. И в этом же году династия Мовиле официально вступила на молдавский престол, на котором  смогла удержаться с перерывами немногим более 15 лет.

 

Петр Могила получил строгое православное воспитание и блестящее образование. Он поступил в Польскую академию в Замостье, а затем обучался в различных учебных заведениях в Голландии и Париже. По возвращении из-за границы он не смог обосноваться в родных местах в связи с притеснениями турок и переехал на Украину. В 1625 году он был пострижен в монашество и принят в братство Киево-Печерской лавры.

 

Надо сказать, что, несмотря на гонения, а может быть, как раз благодаря им, часто в лавре в то время собралось много хорошо образованных монахов, в том числе с горы Афон, поставивших своей целью поддержание истинного Православия. Одни из них занимались переводами святоотеческих книг, другие писали труды в защиту Православия. В лаврской типографии печатались книги для церквей и училищ. В этой среде молодой инок Петр довершил в православном духе своё образование, начатое за границей. С благословения митрополита Иова Борецкого и архимандрита лавры Захарии Копыстенского он на свои средства отправил за границу нескольких способных молодых людей для обучения наукам.

 

В 1626 г., после смерти архимандрита Захарии, по настоянию учёных монахов 30-летний Петр был избран архимандритом лавры. Этого звания он не сложил и став уже митрополитом. Его попечением была обновлена церковь Успения Божией Матери, украшены святые пещеры, возвращён под управление лавры древний Пустынно-Николаевский монастырь. Петр основал Голосеевскую пустынь и на свой счёт устроил богадельню. Много сил положил он и на основание высшего духовного училища в Киеве, необходимого для защиты Православия от униатов, получавших высшее образование в Риме и в своих коллегиях.

 

Должность настоятеля Киево-Печерской лавры давала архимандриту Петру возможность бороться с могущественными противниками, притеснявшими Православную Церковь и грозившими ей полной ликвидацией в пределах Речи Посполитой. Лаврой пытались овладеть униаты. Архимандрит Петр не допустил этого и сделал всё возможное, чтобы сохранить в Православии украинское и белорусское население захваченных поляками и литовцами русских земель. В этих целях он активно пользовался покровительством русского царя Михаила Феодоровича и его отца митрополита Филарета.

 

Большое значение святитель Петр придавал развитию просвещения. При нём киево-печерская типография занимала ведущее место на востоке Европы. Среди книг, напечатанных ею за 5 лет, было 15, написанных или переведённых самим архимандритом Петром. Большинство книг издавалось на тогдашнем русском литературном языке, принятом и в Московской Руси, и на Украине (а украинского литературного языка, как, впрочем, и разговорного, тогда вовсе не существовало — только южнорусский диалект).

 

В 1632 г. архимандрит Петр был депутатом на Варшавском сейме, избравшем нового короля польского Владислава IV. В это время, в первый раз после учреждения унии, усиленными стараниями Могилы и других православных депутатов сейм признал наконец законность существования Православной митрополии Константинопольского патриархата в Киеве и четырёх епархий. 28 апреля 1632 г. архимандрит Петр (Могила) хиротонисан во Львове во епископа с возведением в сан митрополита Киевского и Галицкого. Польское правительство было вынуждено признать митрополичье достоинство Петра, потому что он был родственно связан с несколькими виднейшими польскими аристократическими семьями, представители которых занимали даже королевский трон. Кроме того, в молодости Петр Могила служил в польских войсках и имел военные заслуги.

 

Новый митрополит тут же начал ходатайствовать о преобразовании Лаврской Братско-Богоявленской школы в академию. Католическое и униатское духовенство и некоторые из знатнейших членов сейма воспротивились этому. Но король не решился восстанавливать против себя православных и, по неотступному ходатайству Петра Могилы, дал ему желаемую привилегию. Только вместо академии училище было названо коллегией с пространным курсом богословия и философии. Митрополит не счёл нужным гнаться за названием, когда дело было сделано. Так возникла Киево-Могилянская Коллегия (Академия), которая оказала впоследствии решающее влияние на развитие образования в Российской империи, так как по её образцу создавалась Славяно-Греко-Латинская Академия в Москве. За первые 10—15 лет своего существования Киевская школа, реформированная митрополитом Петром, поднялась так высоко, что превосходила лучшие униатские и римско-католические школы. Митрополит Петр уже при жизни увидел добрые плоды, приносимые учреждённой им Коллегией. Вышедшие из её стен богословы знали римско-католические и протестантские богословские сочинения и свободно могли полемизировать в защиту православного вероучения. Можно лишь выразить сожаление, что ныне светское учебное заведение, называемое славным именем Киево-Могилянской Академии, стало оплотом русофобов, «филаретовцев» и униатов.

 

Пользуясь возможностями, которые дал ему сан митрополита, Петр Могила восстановил разрушенные во времена унии и запустевшие древние святыни Православия на Украине — среди них Софийский собор, Выдубицкий, Михайловский и Пустынно-Николаевский монастыри. Уже став митрополитом, он распорядился освободить из-под слоя земли Десятинную церковь, под развалинами которой были обретены мощи святого равноапостольного великого князя Владимира. Увы, при реконструкции Киевской Софии не всегда учитывались её оригинальные архитектурные особенности, и переделка XVII века, как и поздняя, в XVIII веке, была осуществлена в духе «украинского барокко». В частности, пропал эффект «возрастания» куполов Софии, сравнимый с картиной величественного скопления облаков на горизонте. Но в ту пору на Украине уже мало кто был знаком с особенностями византийской архитектурной школы.

 

По традиции, митрополит Петр большое внимание обращал на издание церковных книг, причём требовал, чтобы никакие книги не печатались без сличения их с греческими подлинниками. При нём были пересмотрены и подготовлены к изданию «Служебник», «Цветная Триодь» и «Требник» с важными наставлениями для священнослужителей о совершении семи Таинств. При нём был составлен «Патерик Печерский» и введён обычай совершения пассий.

 

Особенного труда от владыки потребовало обличение сочинения отступника от Православия Кирилла Саковича, который издал книгу, полную клеветы на Православие, обвиняя его в «реформаторском уклоне». Митрополит Петр написал опровержение на неё, а в 1640 г. собрал Собор. Записанные определения Собора, осуждающие учения как католиков, так и реформаторов, получили название «Изложение веры Руссов». В мае 1643 г. это изложение было одобрено всеми восточными патриархами.

 

Владыка вёл активную полемику и борьбу с противниками отеческой веры и Православной Церкви. Он написал и издал несколько религиозно-полемических книг, которые долго созревали и вынашивались. Есть основание предположить, что их появлению, как и созданию других трудов, способствовало «голосеевское уединение» митрополита Петра — имеется в виду маленький скит, Голосеевская пустынь, построенная святителем в окрестностях Киева.

 

Есть у святителя в дневнике любопытная запись о безблагодатности униатской церкви. Однажды, пишет митрополит Петр, во время службы, совершаемой униатским митрополитом Ипатием Поцеем, вино, вместо того чтобы претвориться в Кровь Христову, превратилось в обычную воду.

 

Самым грандиозным трудом митрополита Петра считается написанный им Православный катехизис: «Православное Исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной». Преподобный Амвросий Оптинский ставил этот катехизис на первое место в списке книг, рекомендуемых для православных родителей и для всех, кто стремится устоять и возрасти в вере.

 

Однако деятельность Петра Могилы всегда вызывала много вопросов и неоднозначных толкований: с одной стороны, он «легализовал» Православие на Украине и в Белоруссии после 37 лет гонений, с другой — многие его нововведения рассматриваются как результат влияния римско-католической церкви и западной культуры. Вот отзыв о нем архиепископа Филарета Гумилевского: «Признаюсь искренно, что Могила мне очень не нравится по образу мыслей и некоторых дел, да и нет почти ничего у него собственного, а всё, что названо его именем, принадлежит не ему. Потому мне очень не хотелось бы, чтобы дано было ему почётное место между учителями и просветителями Церкви. Папистический энтузиазм или фантазия не дают права на такое звание». С одной стороны, действительно, Петр Могила был готов идти на некоторые уступки главенствующей в Речи Посполитой католической церкви, но с другой — был непреклонен в области сохранения неприкосновенности православного обряда и развития церковного строительства.

 

Митрополит Макарий Булгаков писал в «Истории Русской Церкви»: «Имя Петра Могилы — одно из лучших украшений нашей церковной истории. Он, несомненно, превосходил всех современных ему иерархов не только Малорусской, но и Великорусской Церкви и даже всей Церкви Восточной, — превосходил своим просвещением, ещё более — своею любовию к просвещению и своими подвигами на пользу просвещения и Церкви. Для своей Малорусской Церкви он оказал величайшую услугу тем, что отстоял перед королём Владиславом IV главнейшие её права, поруганные латинянами и униатами, и мужественно защищал её в продолжение всего архипастырского служения; восстановил в ней многое, прежде ниспровергнутое или разрушенное врагами, и положил в ней начало для лучшего порядка вещей. Всей Русской Церкви оказал великую услугу основанием и обеспечением своей Коллегии, послужившей первым рассадником и образцом для духовно-учебных заведений в России. Всей Православной Восточной Церкви — тем, что заботился составить «Православное Исповедание», принятое и одобренное всеми её первосвятителями и доселе остающееся её символическою книгою».

 

Митрополит Петр Могила отошёл ко Господу за два года до освобождения Киева от поляков войсками Богдана Хмельницкого. Согласно завещанию, владыка был погребён в склепе Успенского собора Киево-Печерской лавры, в средней части храма.

 

Почти 300 лет тело киевского архипастыря покоилось в склепе под левым клиросом собора. Но во время Великой Отечественной войны, в ноябре 1941 года, когда Киев, столица Украины, был оккупирован гитлеровскими войсками, Великую Лаврскую церковь взорвали. Взрывчатку заложили именно возле места погребения святителя Петра, поэтому гроб с останками святителя был полностью уничтожен. Остались только серебряные пластины с родовым гербом и эпитафией, которые в 1982 году были найдены при раскопках археологической экспедицией под руководством В. Харламова. На руинах Успенского собора археологи установили место захоронения святителя, определили, из чего был сделан гроб и чем выложен саркофаг… Пророческими оказались слова митрополита Лазаря Барановича: «Могила скрыла от нас Могилу!»

 

Но остались его труды. А возле руин Десятинной церкви, взорванной в советское время, до сих пор растёт (и цветёт в своё время!) липа, посаженная святителем Петром в 1635 году. По молитвам святителя Петра в 1993 году началось возрождение его любимого скита — Голосеевской пустыни, упразднённой и разрушенной в советское время.

 

В декабре 1996 года, в канун 400-летия владыки Петра, Священный Синод Украинской Православной Церкви Московского Патриархата причислил Киевского митрополита Петра Могилу к лику местночтимых святых, а 8 декабря 2005 года святитель был канонизирован на всей территории РПЦ. 26 февраля 2010 года на заседании Священного Синода был учреждён орден Украинской Православной Церкви Святителя Петра Могилы.