Общество

Святитель Николай Сербский (Велимирович): Не обкрадывай державу.

Святитель Николай Сербский (Велимирович)
Святитель Николай Сербский (Велимирович)
Июнь 25
03:33 2015

Не обкрадывай державу, ведь она оплачена дорогой ценой. Братья твои погибли в бою. Они отдали свои жизни за отчизну — как же ты осмеливаешься обкрадывать и обворовывать такое драгоценное достояние? Эта держава им принадлежит также как и тебе, и даже больше им принадлежит, ведь они заплатили больше тебя, больше вложили в нее, чем ты. Скажу так: держава — это собственность больше тех, кто лежит в гробах чем тех, которые развлекаются в городских гостиных. Поэтому, крадущий у державы есть мародер, обкрадывающий мертвого. Ведь и один и другой покушаются на собственность мертвых.

Твои деды и прадеды и все предки боролись за эту державу, мучились ради нее, воздыхали и плакали, проливали пот и кровь, умирали. Безумный! У кого крадешь? Обкрадываешь своих ближних, которые проклянут тебя из гроба. Отсекаешь себя от державы, а она отсекает тебя. Твои предки не признают твои права на гражданство в этой, им принадлежащей державе. Они тебя обличат перед Богом и причислят к роду крыс. Воруя у державы, воруешь у Отечества своего, у земли своих отцов; обкрадываешь своих братьев, сыновей и дочерей отца твоего. Подумай, что если и другие последуют твоему примеру: все начнут красть у своей державы — что станет тогда? Земля витязей и мучеников превратилась бы в крысиную яму! И Бог праведный, Который смотрит на землю и людей, отберет землю у крыс, чтобы дать людям, которые живут за границей.

Смотри, ведь еще плачут послевоенные вдовы. Еще мучаются не возросшие сироты, спрашивая мать о том, где их отец. Мать отвечает им: «Погиб за Отечество», утонул в море и его съели рыбы. И это не один разговор матери со своими сиротами, а разговор многих и многих тысяч матерей вдовиц со своими детьми.

Разве не бегут по твоей спине мурашки от таких разговоров, наполнивших воздух, которым ты дышишь с тех пор как началась война? Как же ты дерзаешь протягивать руку в государственную казну, чтобы украсть или ограбить? В государственной казне кровь погибших ратников и стоны их вдов и сирот. Ведь ты крадешь кровь и слезы, когда у державы крадешь. И дашь ты своим детям в пищу те кровь и слезы, и отравишь их. Так достояние родителя ты превратишь в подлость убийцы. Ты этого не знаешь и не веришь в это, потому что не веришь в живого и всевидящего Бога, страшного ревнителя правды.

Кладбища и алтари — все это твоя земля, Серб, это держава твоя. Бывало, пахарь, возделывая землю по долинам и возвышенностям, обнаруживал человеческие кости. Это кости создателей и защитников твоей державы. А часто плуг натыкался на основания похороненных церквей. Это задушбины и святилища твоих отцов. Вся твоя земля покрыта гробами и алтарями больше всех других на европейском континенте. Что представляют собой те гробы? Жертву людскую за Божью правду. Что представляют собой те алтари? Жертву Сына Божьего за спасение людей. Твоя земля — это жертвенник, ведь земля и в длину, и в ширину, и в глубину твоя.

Хочешь красть с жертвенника? Кража из гробов называется мародерством; кража из храма — святотатство. Желаешь на эти титулы заменить унаследованные титулы предков, которых назвали Святыми, Родолюбцами, Мучениками? Желаешь кражей из гробов и алтарей унизить и посрамить моральное благородство, переданное в наследство тебе и твоему народу? Твоя земля не какая-то безлюдная лесная чаща, где находятся звериные кости. Твоя земля — это древнее поселение людей, самое древнее поле сражения за Царство Небесное, за Крест Честной и Свободу Золотую, древнее кладбище и святилище Божье. Величина греха оценивается по месту, где грех совершен. Тот же грех, совершенный в лесной чаще и в храме, по-разному оценивается и осуждается. Кража на гробе и в храме влечет более тяжелое наказание, нежели кража в густом лесу.

Размышлял ли ты об этом? Прочувствовал ли ты это? Подумал ли ты о том, почему Бог наносит тебе такие сокрушительные удары? Задавался ли ты вопросом: почему удары судьбы на нашей земле тяжелее, чем где бы то ни было?

Потому что эта земля покрыта мученическими могилами и святыми храмами больше, чем другие земли, и тяжесть греха оценивается по месту совершения греха. Это закон вечного Благочестия, жало которого ты ощущаешь так часто и так болезненно на этой своей земле.

Не кради. Не обкрадывай землю свою и державу свою, если желаешь, чтобы вечное Благочестие вынуло жало свое и возлило мед на твои уста и на уста твоих детей.

Каждый, кто крадет, истребится, как сказал Всевышний через своего пророка ( см. Зах. 5, 3). Так же и тот, который ложно клянется. Ведь сказано, что и одно, и другое есть проклятие.

Не кради никогда; но особенно не смей обкрадывать державу свою: ни государственные деньги, ни государственную землю, ни государственный лес. Ведь если крадешь, навлекаешь на себя проклятие, на свой дом, на свою державу. Там, где кража, там нет благословения, там проклятие. Об этом нам свидетельствует Святое Писание, в котором на первых страницах записана заповедь Божия: не укради. Святое Писание как основная истина нашей веры и закона Божьего не объявляет только сами заповеди, но и приводит примеры и события из жизни, свидетельствующие о последствиях, неминуемо постигающих тех, кто попирает заповеди Господни. Приведем один страшный пример:

Когда Иисус Навин перевел народ Израильский через Иордан и ввел его в землю обетованную, и стал занимать ту землю, село за селом, город за городом. Так он занял всю долину Иорданскую и затем город Иерихон. Поводом взятия Иерихона, Навин издал указ о том, что все вещи и посуда из серебра и золота, бронзы и железа, взятые в Иерихоне, должны быть собраны в кучу как общее благо, чтобы пополнить ризницу Господню, наложив под страхом проклятия запрет что-либо присваивать себе. Так поступил весь народ, кроме одного человека-вора. Того человека звали Ахан сын Хермиин. Он присвоил себе из тех вещей нечто от серебра и золота и спрятал у себя в шатре. И разгневался Бог из-за той кражи на целый народ Израильский. И целый народ пострадал от того греха.

Сразу после взятия Иерихона Навин послал 3000 воинов в маленький город Гай, где было слабое войско. Но случилось так, что защитники Гая побили 3000 израильских воина. Опечалился народ Израильский, а народный вождь пал лицом в землю перед Господом, вопия о том наказании, в недоумении, за что оно было послано. И пришел ему ответ свыше — за то Бог отступил, что в среде израильтян находится 5 проклятых вещей. Узнав об этом, Иисус Навин стал искать виновника и нашел его в лице Ахана сына Хармиина. За это преступление он и весь его род был забит камнями всем народом и было отобрано его имущество (Ис. Навин 6, 7).

Не кради ничего у державы и не навлекай на себя, на своих детей и на свой народ зло. Ведь кто крадет, отравляет этим своих детей, питает их стрихнином.

И оскорбление наказуемо. Кто оскорбит одного человека, наказывается за оскорбление одного; кто оскорбит многих людей, наказывается за оскорбление многих. Кто оскорбит государство, наказывается за оскорбление миллиона людей.

Так же кто нанесет ущерб одному, многим или целой державе. Кто наносит ущерб державе, наносит его и миллионам граждан той державы, потому кража у государства грех намного тяжелее того, когда совершается кража у одного человека.

И еще: кто крадет у отдельного человека, тот крадет у имущего. Кто крадет у державы, тот крадет у всех, кто платит государственные налоги, то есть не только у богатых, но и у бедняков, ведь государственные налоги платят и бедняки. Налоги государству платят наемники и поденщики, прачки и прислуга, сезонные работники и труженики рудокопы, работающие под землей, и крестьяне, возделывающие сохой, запряженной парой быков, землю, одинокие старцы и старицы, и дворники, чистящие улицы.

За неуплату налогов у бедняка отбирается дом и скот, и все нехитрое имущество. Державное благо залито потоками пота и сиротскими слезами. Путь, которым течет то благо в государственную казну, исполнен воплями и рыданиями. Действительно, тяжело найти более страшное оскорбление своего народа, чем кража от общего государственного блага. И тяжело придумать большую глупость, чем эта.

Говорю Вам, кража у державы есть великая глупость, не только оскорбление, но и великая глупость. Оскорбление в том, что кража происходит даже у тех, у кого больше ничего нет, то есть, у кого продано последнее имущество ради уплаты налогов, или кто занял денег, чтобы расплатиться с государственным долгом. Глупость заключается в том, что всякий совершивший кражу у государства становится врагом государству. Вор начинает ненавидеть державу, а держава ненавидит вора. Никто так много не говорит против державы, как тот, который крадет у нее. Таковы факты и таков опыт.

Честный ремесленник, у которого продан медный котел ради уплаты налогов, не говорит так много против державы, как тот, кто крадет у державы. Ведь всякий вор ненавидит того, у кого крадет. Тот, кто крадет у державы, ненавидит державу все больше, зависимо от продолжительности кражи, и чувствует, как увеличивается к нему ненависть граждан той державы, поэтому он все громче ругает эту державу. Он и не осознает причину своей неприязни, но неведомая ему сила заставляет его так поступать. По сути, своей руганью он защищается от ненависти миллионов граждан той державы, восставших против государственного преступника. Державный вор среди этой ненависти как утопленник среди буйного моря.

Даже если никто не знает о совершенной государственной краже кроме самого вора и Бога, все равно все граждане страны смотрят на него искоса, сами не осознавая, почему питают к этому человеку неприязнь. И вор противопоставляет им свою ненависть. Тем он объявляет свою вину против государства. Но это является тайной для хранителей закона и порядка в державе. Это невидимая война, внутренняя, духовная. Это не всякий понимает, но для богослова это очевидно. Держава становится адом для того, кто у нее крадет. Разве не глупо красть у державы? И кошка бережется красть в доме, когда хозяин видит, если она не ослепла. Для человека духовное ослепление есть глупость. Только тот, кто глуп, крадет в присутствии всевидящего Бога, не думая о грядущем неизбежном наказании. Вот, вытащили из морской пучины утонувшую ладью.

При этом многие намучились, кто-то остался инвалидом, кто-то погиб. Но ладья спасена и все радуются, стали поправлять ее, устранять все поломки. Тут появились злые люди, которые стали красть все, что им нравилось. Кто-то гвозди украл, кто-то доски, пропали лебедки и канаты, металлические штыри, исчезла лестница, появился лом в корме и оттуда стали красть все припасы, даже лампочки вывернули. Разве такая ладья опять не утонет? Честные путники не ведают о происходящем, но настанет миг, когда капитан забьет тревогу и все пассажиры будут призваны к спасению тонущей ладьи. Не будет ли поздно? Ладья может снова оказаться на дне морском. Примени эту картину на историю своего государства, тогда страх свяжет тебе руки, протянутые для воровства.

Разве Сербская держава не пребывала 500 лет под водой? Сейчас ладья извлечена со дна морского, а я уже говорил, какой ценой. Не будем упоминать тяжесть трудов, пролитый пот и муки ради спасения ладьи: войска нашли смерть в тех глубинах, прежде чем ладья увидела Солнце. А число изувеченных, ослепших, раненых, число вдовиц и сирот, за последние 30 лет — кто может назвать? Разве не будет находиться под проклятием Творца тот, кто крадет, и разве не навлечет он проклятие на наследников державы, на детей своих? Перестань же красть, верни державе все, что ты у нее украл. Послушай наставление Апостола: «Кто крал, вперед не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего выделять нуждающимся», (Еф. 4, 28).

Будь полезен державе. Не только не кради, но будь ей полезен. Подавай и помогай. Если до сих пор ты обкрадывал державу, верни ей вдвойне или вчетверо, как поступил недостойный Закхей, когда ощутил страшное присутствие Бога и стань праведным. Верни вдвойне, верни сразу, так, чтобы никто не знал об этом. Узнает Тот, Который знает все, а народ ощутит и отношение людей изменится к тебе, из врагов люди обратятся в приятелей. И дети твои будут здоровы и успешны.

Если принимаешь некую плату от державы, то считай, что ты ее не достоин и будь благодарен державе. Если даешь нечто в долг державе, не жди прибыли с процентами, но будь доволен погашением долга, как от отдельного лица. Если делаешь закупки для державы за границей, делай их точно, без личной выгоды. Если государство у тебя делает закупку, дай качественный товар. Будь доволен государственным содержанием в командировках, и то, что сэкономишь, верни державе. Делай для государства всегда больше того, чем держава тебе оплачивает. Только тем излишком измеряется родолюбие.

Не вывози свои деньги из державы своей в чужую страну. Тем ты оказываешь честь чужой державе и унижаешь вою собственную. Это кража и проклятие. Держава стабильна тогда, когда в ней первенствует уважение к ней собственных граждан. Знай, что вывозом из свой державы денег, ты делаешь ее нестабильной. Знай, что прежде чем погибнет твоя держава, погибнешь и ты, не успев пересечь границу, чтобы достигнуть своих денег в чужой стране. Это обычное возмездие Вечной Правды, которая наблюдает за нами и все видит. Безумник бережет накопления, а не знает, для кого бережет, так сказано в Книге книг.

Не переоценивай того, что даешь державе, и не смей недооценивать того, что от державы получаешь. Не требуй двойную плату за свою одну услугу державе: все это кража и проклятие. Не вырубай ни одного государственного дерева: это кража и проклятие. Не бери ни одной вещи у державы, ни одной монеты из державной казны: это кража и проклятие. Если держава не обличит тебя в краже, обличит тебя Тот, Который сказал, что Он Царь над царями и Господин над господами, и дает землю тому, кому хочет. Бог дает землю почтенным народам, а у непочтенных народов отбирает. Если ты крадешь у державы, и держава твоя гибнет, только ты будешь виновен в том.

Кто украдет у одного человека динар, будет виноват в одной краже, кто украдет один динар у державы, то будет виноват в краже у 15 миллионов человек, то есть он виновен в 15 миллионах краж. Если суды человеческие немощны наказать виновника, накажет Тот, Который судит по Вечной Правде и осудит на вечные муки.

Пусть эти слова услышат все те, кто позарился на державное добро.

«Геополитика», № 46, ноябрь 2011

Перевод Василевич Екатерины

Об авторе