Экономика

Сбербанк швыряет миллионы по всему миру

Июнь 04
23:33 2009

Сбербанк швыряет миллионы по всему миру


Стали известны некоторые подробности сделки по приобретению немецкого концерна Opel консорциумом с участием Сбербанка, группы «ГАЗ» и канадско-австрийской группы Magna.







Справка КМ.RU: За исключением Гупты, сообщают «Ведомости», остальным членам Наблюдательного совета Сбербанка будет выплачено за 2008 год по 1 млн руб. Однако чиновники не имеют права на компенсации за работу в советах директоров, а сотрудники Банка России от них отказываются. Так что в Сбербанке в этом году получат вознаграждения только независимые директора, которых, помимо Гупты, в Сбербанке двое. Это ректор Академии народного хозяйства Владимир Мау и ректор Российской экономической школы Сергей Гуриев.


29 мая, напомним, было объявлено, что этот консорциум достиг с концерном General Motors (который владел немецким автопроизводителем) принципиальной договоренности о приобретении у GM марки Opel. Но эту рамочную договоренность должно было еще благословить правительство Германии. И оно, надо сказать, ждать себя не заставило – уже в ночь на субботу германский министр финансов Германии Пир Штайнбрюк подтвердил, что покупателем марки Opel становится канадско-австрийская Magna, выступающая совместно со Сбербанком и группой «ГАЗ».


По итогам переговоров, в которых принимали участие представители властей США и Германии, а также концерна GM и компании Magna, было достигнуто соглашение по всем основным спорным пунктам — стороны договорились о создании органа внешнего управления для защиты Opel в случае банкротства GM, о размере кредитных гарантий и сумме промежуточного займа. В итоге правительство Германии обязалось выделить концерну Opel около 6 млрд евро в виде кредитов (1,5 млрд из этой суммы составит краткосрочный кредит), а еще около 700 млн евро немецкому автопроизводителю должна предоставить Magna.


По условиям соглашения Magna получает 20% акций Opel, Сбербанк – 35%, столько же останется у GM и еще 10% акций сохранят за собой сотрудники концерна Opel.


О производственных планах (условиях) в этот торжественный день стороны не распространялись. Хотя до этого Magna разработала план развития Opel, который представила немецкому правительству. Как выяснило издание Rheinische Post со ссылкой на источники, близкие к Magna, в плане предусматривается создание на базе Opel глобального автоконцерна, выпускающего 5 млн машин в год. При этом одна пятая часть этого количества, т. е. 1 млн автомобилей, предполагается продавать как раз в России.


И вот теперь газете «Ведомости» удалось выяснить некоторые детали сделки. В результате производственные показатели, фигурировавшие в первоначальном плане, несколько изменились – причем, в более благоприятную для Сбербанка, «ГАЗа» и компании Magna сторону.


Прежде всего, это касается объема продаж на российском рынке — речь сейчас идет не об 1 млн машин ежегодно, а всего лишь о 600 тысячах (что, впрочем, тоже очень проблематично). Как отметил Зигфрид Вольф, соуправляющий компании Magna, Сам Вольф озвученная ранее цифра в миллион автомобилей является пока целью, которые новые владельцы намереваются достичь в ближайшие несколько лет.


Где и на каких мощностях новые владельцы концерна Opel намереваются производить заявленные 600 тысяч машин? Вольф сообщил, что консорциум, покупающий у GM марку Opel, планирует стать владельцем всех активов General Motors в России и странах СНГ, а также право продавать здесь автомобили Opel и Chevrolet.


По словам Вольфа, в новый концерн на базе Opel войдет не только завод General Motors в Петербурге, но и пакеты GM в тольяттинском «GM-АвтоВАЗе» (GM владеет 41,6%) и совместном предприятии GM-Uzbekistan. Консорциум планирует также использовать для сборки производственные мощности калининградского «Автотора».


Впрочем, какие именно активы войдут в обновленный Opel, стороны еще не решили, заявил представитель GM. Ведь стороны пока достигли лишь рамочной договоренности – правда, что очень важно, уже одобренной правительством Германии. Но все же окончательный контракт стороны должны подписать в течение пяти недель, сообщил Вольф.


Общая проектная мощность заводов, совладельцем которых хочет стать Magna, — 370 000 автомобилей в год, сообщают «Ведомости». Вот из чего складывается эта цифра.


В тольяттинском ЗАО «GM-АвтоВАЗ» (в 2008 году продало 47 500 Chevrolet Niva) GM владеет 41,61%, столько же — у «АвтоВАЗа», 16,78% — у Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР). Никаких решений в отношении доли GM в «GM-АвтоВАЗе» не принято, заявил изданию представитель «АвтоВАЗа».


В GM-Uzbekistan (в 2008 году продал в Россию 95 510 Daewoo) GM принадлежит блокпакет, остальное — у госкомпании «Узавтопром». Ее представитель говорит, что вопрос о смене владельца компании не обсуждался.


Калининградский «Автотор» выпускает автомобили Chevrolet по контрактам с GM, заказчики — сбытовые подразделения концерна: «GM-СНГ» и «GM ДАТ» (по корейским Chevrolet), сообщил изданию гендиректор «Автотора» Валерий Горбунов. Смена владельцев заказчиков на сути контрактов сказаться не должна, говорит он.


Судя по планам Magna, продолжает издание, торговые «дочки» GM в России и СНГ тоже войдут в новый Opel. Если их объемы продаж (420 000 Opel и Chevrolet) добавить к продажам группы ГАЗ, то тогда и получится объявленная г-ном Вольфом цифра в 600 000 автомобилей.


Впрочем, из той подборки мнений, что привели в своей публикации «Ведомости», становится ясно, что, собственно, ничего еще не ясно – руководство всех вышеперечисленных компаний, входивших (и входящих до сих пор) в империи General Motors, ни сном, ни духом не ведает о наполеоновских планах Magna и ее российских компаньонов.


Кроме того, все вышеперечисленные цифры взяты из 2008 года – т. е. не учитывают, что поразивший Россию как и весь мир кризис неизбежно приведет к падению продаж автомобилей. И тогда недосягаемым рубежом станет даже не первоначальный план продаж в 1 млн автомобилей, но даже скорректированная г-ном Вольфом цифра в 600 тысяч.


Да она и по опыту 2008 – еще не кризисного – года, мягко говоря, недостижима. По данным Ассоциации европейского бизнеса в 2008 году в России было продано 2,93 млн автомобилей. При этом никто из производителей рубеж в 1 млн авто не перешагнул. Лидером продаж стал «АвтоВАЗ», который реализовал чуть более 620 тысяч машин (сам Opel, кстати, продал в прошлом году в России около 99 тысяч авто).


Понятное дело, что в этом году рынок сократится. По мнению большинства экспертов он будет примерно уполовинен. Следовательно, в лучшем случае в России в этом году будет продано не более 2 млн машин, а то и того меньше – 1,5 млн. Как в этих условиях новые владельцы Opel собираются захватить, по крайней мере, треть российского рынка – не понимает никто из экспертного сообщества. Все специалисты в один голос говорят – эти планы попросту фантастичны.


А ведь кризис пока отступать не собирается, А это значит, что кризисный уровень продаж, скорее всего, сохранится и далее. «В общем, как будет развиваться новый проект – большой вопрос,— (0,0,255)»заявил на днях на страницах KM.RU известный экономист Михаил Хазин,— поскольку, скорее всего, в его планах написано, что экономический рост в мире и Европе начнется если не завтра, то послезавтра. Но мы-то понимаем, что это не так». «Исходя из реалистического описания сегодняшней (не вчерашней!) ситуации,— продолжает Хазин,— Сбербанк влез в крайне рискованную операцию, которая может дорого ему стоить».


Это предостережения авторитетного эксперта (напомним, того самого, кто первым предсказал наступление нынешнего мирового кризиса) тем более насторожило, когда сегодня же все мы узнали о новом «щедром» жесте главного банка России. Как сообщили те же «Ведомости», Сбербанк выплатил по итогам работы за прошлый год своему т. н. «независимому» директору, индийцу Раджат Кумар Гупте, почти 440 тысяч евро! Впрочем, «работой» то, что сделал для Сбербанка Гупта, можно назвать достаточно условно – в прошлом году сей господин, являющийся также почетным старшим партнером консалтинговой компании McKinsey, ходил далеко не на всякие заседания Наблюдательного совета Сбербанка.


Поистине, щедрость главного банка нашей страны, в котором хранят свои скудные сбережения миллионы россиян, не знает границ. Уж не это ли чувство вкупе с тщеславием (все же становимся владельцем известного во всем мире автопроизводителя!) вело Сбербанк и в сделке по приобретению концерна Opel?