Россия – не полицейское государство. К сожалению

Россия – не полицейское государство. К сожалению


«Независимая газета» приводит данные исследования «Лаборатории Крыштановской», проведенного на «Марше миллионов» 12 июня. Были опрошены 893 человека. Средний возраст – 39 лет, как и в стране в целом. Это – единственный пункт, по которому данные митинга совпадают с общероссийскими показателями. Далее идут различия. Высшее образование в стране имеют 28% граждан, среди митингующих таких оказалось 70%. Ученую степень в России имеют 0,4% граждан, среди митинговавших процент «остепененных» – 6%. Студентов и аспирантов в стране 9%, среди протестовавших – вдвое больше. А пенсионеров на проспекте Сахарова оказалось вдвое меньше в процентном соотношении, чем в стране: 13 и 26% соответственно. 72% протестовавших 12 июня – москвичи, 82% – русские. 


 У нас государство произвола сильного над слабым и богатого над бедным


Должна ли власть применять насилие против оппозиции, а если должна, то в какой мере? С возвращением Владимира Путина в президентское кресло «дорогих россиян» стали пугать «закручиванием гаек». Дескать, теперь Россия станет по настоящему полицейским государством. Ужо, плохо придется всякого рода «навальным».


 «Пушки – последний довод королей», – говорил прусский король-полководец Фридрих Великий. Полицейское государство сильно отличается от представления граждан о нем. Обычно думают, что полицейское государство – государство, в котором много полиции. И полиция лютует, беспредельничает. Кого хочет – арестует, кого хочет – дубинкой побьет. Но авторы идеи полицейского государства вкладывали в нее совсем иной смысл. Полицейское государство – государство диктатуры закона. Это значит, что закон одинаков для всех и жестко работает вне зависимости от личности преступника. А как у нас?


 В России все наоборот. Никакие законы не работают, а если работают, то крайне избирательно. Матерые уголовники могут уйти от правосудия, а ни в чем не виновные люди – получить длительный срок тюремного заключения. Богач может с легкостью уйти от наказания, задавив на дороге старушку. Старушка еще и сама виноватой окажется. Откровенные убийцы освобождаются чуть ли на следующий день после совершения преступления. Вспомним Манежку – ее причиной был бунт футбольных болельщиков, когда откровенные убийцы и преступники были выпущены из милиции сразу же после того, как убили Егора Свиридова.


 Так что в России полицейского государства нет. Больше того, то, что есть, следует назвать антиполицейским государством. У нас сложилось государство произвола сильного над слабым, богатого над бедным, знатного над безродным. Вспомним, что у нас не принято трогать представителей некоторых семей, приближенных к государственной власти.


 Общество разделилось на господ и «быдло». Причем нам предлагают не бороться с этим положением дел, а узаконить его. Например, предлагают ввести систему «откупа» при призыве в армию. Есть деньги – не служи. Или предлагают реформировать образование таким образом, чтобы ученики получали лишь базовый пакет образовательных услуг бесплатно (физкультуру, русский язык, немного математики). Все остальное – за деньги. Аналогичная ситуация складывается и в здравоохранении. Власть с упорством, достойным лучшей участи, добивает медицину.


 И раскол все углубляется. Наши власти хотят плеснуть керосина в огонь и начать полицейские репрессии против оппозиции? Бога ради, но стабильности данного режима это не увеличит. В самом деле, государство, которое крышует произвол, да не просто крышует, а произволом похваляется, произвол поддерживает, произвол защищает – рано или поздно будет вынуждено отказаться от всякого подобия законности. Ибо люди, которые протестуют против этого – морально правы. А против моральной правоты бессильны демагогия и пропаганда. Значит, остается только применять силу.


 Проправительственные социологи успокаивают занервничавших властителей. Протестует, мол, только средний класс, только люди с высшим образованием, только жители мегаполисов, в основном Москвы. В остальной России – тишь, гладь да Божья благодать.


 «О как!», – думает власть. Ну, раз так, надо просто отменить высшее образование, упразднить средний класс, да перенести столицу из Москвы куда-нибудь «в деревню-к тетке-в глушь-в Саратов». Проблема лишь в том, что из простого факта, что российские регионы пока не присоединились к протесту мегаполисов, еще не следует, что они спят. Нарастание классовой розни рано или поздно приведет их в движение. И тогда мы столкнемся с повсеместным протестом, протестом не только богатого московского среднего класса, но и миллионов бедных простых людей в провинции.


 Ибо средний класс более чувствителен к проблемам страны, потому что в мегаполисах эти проблемы представлены гораздо более ярко, выпукло и зримо, чем в провинции. Но это не значит, что Красноярск или Пермь – это острова блаженных,


 Власть делает риторическую ставку на простых рабочих. Но ведь никакого реального улучшения жизни рабочих не происходит. А ведь еще в 19-м веке такие политики как Вильгельм Второй в Германии или Николай Второй в России планомерно занимались улучшением фабричного законодательства, потому что ясно видели, что причина рабочих бунтов – именно в нем.


 Как долго рабочие и прочие жители глубинки будут терпеть? Скорее всего, времени мало. Произвол богатых над бедными, зародившись в столице, распространится и на регионы. И тогда протестные настроения возникнут и там. Да они и сейчас есть. Просто люди не спешат выйти на улицу.


 Какой из этого следует вывод? Власть хочет силовым путем воевать с оппозицией? Бога ради. Так поступали все тираны прошлого – Каддафи, Мубарак. Так поступает сейчас Асад. Вопрос только в том, каков будет результат.


 Лучше бы наши правители занялись реальными проблемами страны. И не рушили еще работающие советские системы образования, здравоохранения и социального обеспечения, а совершенствовали. Впрочем, действуя в интересах кучки богатеев, они, похоже, не слышат никого и ничего.


 Условия для классового раскола общества создаются безумными либеральными реформами. Если раскол произойдет и будет осознан, мало не покажется никому. Тогда лояльные рабочие выступят против власти, и окажется, что она повисла в воздухе.


 «Единая Россия» и молодежные движения, готовые петь осанну властителям, пока у тех есть сила, мгновенно растворятся в воздухе, чуть только подует ветер перемен. Они уже и сейчас скисли, а дальше будут киснуть в 10 раз активнее.


 Так что выбор прост – силовое преследование оппозиции или же реальная реформа экономики, прекращение работы на классовый раскол государства и общества. Что-то мне подсказывает, что государство не решится ни на первое, ни на второе. А это значит, что нынешние протестные настроения будут расти и расти, и полицейскими репрессиями тут не отделаешься.

Ещё похожие новости