Экономика

Россия должна излечиться от потребительской чумы

Июнь 19
03:25 2009

Россия должна излечиться от потребительской чумы


Помимо очевидных издержек, связанных с неизбежным падением уровня жизни, влияние нынешней глобальной рецессии на общественное сознание в России может оказаться исключительно благотворным, если не сказать больше — отрезвляющим. По мнению многих экспертов, одним из ее главных следствий станет преодоление той порочной экономической модели общества потребления (а точнее говоря, даже сверхпотребления), которая исторически возникла и реализовалась в странах «золотого миллиарда», а впоследствии была искусственно «пересажена» на российскую почву. Не секрет, что последнему фатальному вздутию «финансовых пузырей» на мировых сырьевых и валютных рынках (которые начали лопаться осенью прошлого года, послужив сигналом наступления первой глобальной экономической депрессии) предшествовали десятилетия кропотливой работы транснациональных корпораций по захвату новых рынков сбыта, в ходе которой «дельцам мирового масштаба» удалось произвести уникальную операцию по формированию потребительского пузыря планетарного масштаба. И в самом деле, парадокс ситуации заключается в том, что докризисный человек (и наши сограждане после либеральных реформ начала 1990-х годов, к сожалению, не являются в этом смысле исключением), сознание которого ежедневно и с помощью самых изощренных технологий подвергается «массированной рекламной бомбардировке», уже не способен осознать, что, скажем, его потребность в коммуникации с использованием средств мобильной связи вполне удовлетворяется приобретением одного сотового телефона, а не трех или четырех, как это теперь часто бывает. Захваченные массовым потребительским психозом в эпоху, когда над Россией круглосуточно лился нефтедолларовый дождь, люди перестали отдавать себе отчет в том, беспрерывный «апгрейд» персонального компьютера на самом деле не является насущной жизненной необходимостью. А какая-нибудь сомнительная по своим качествам продуктовая дрянь рекламируется по ТВ только для того, чтобы вскоре после этого у человека возникла потребность побежать в аптеку за «эффективным средством от желудочно-кишечных расстройств». Не секрет, что маркетинговые стратегии крупных компаний, занимающихся производством товаров и услуг широкого повседневного спроса, уже давно не плетутся в хвосте у потребительских предпочтений населения, а, напротив, активно их формируют. С одной только целью — заставить людей (которых некоторые профессиональные маркетологи «за глаза» пренебрежительно называют «потребленцами») забыть о своих реальных желаниях, о времени, потраченном на заработок денег, о собственной выгоде и будущем. В результате чего общество постепенно превращается в машину по потреблению товаров и услуг. А рядовые «винтики» этой системы с раннего утра субботы до позднего вечера воскресенья забивают свои дома грудами бесполезных товаров (в основном иностранных), участвуя в бесконечном забеге под названием «апгрейд» (по крайней мере так было до недавнего времени в период бума потребительского кредитования). Не случайно одной из примет недавно завершившегося времени стал неформальный лозунг «Пипл хавает». И граждане России, зомбированные идеологией консюмеризма, воплощали этот тезис в жизнь. Причем с неподдельным энтузиазмом, позабыв о традиционных ценностях и о том, что неотъемлемой чертой национального характера русских всегда являлось убеждение в необходимости обретения духовного смысла жизни.







Справка KM.RU: Реальное личное потребление в России после вызванного либеральными реформами падения на 20% в середине 90-х годов, в последующее время высоких нефтяных цен росло по 10% в год и уже к 2005 году составило 140% от 1990 года. Хотя если учитывать запредельно высокий уровень социальной дифференциации в России, то следует признать, что львиную долю этого прироста обеспечила узкая группа сверхбогатых граждан из представителей крупного бизнеса.


Ответить на вопрос, кому это было выгодно, сейчас уже не составляет особого труда. Конечно, массовое потребление — явление далеко не новое и, как мы уже отмечали, импортированное в Россию извне. Социокультурный феномен «потребительского свинства», как и биологический вирус «свиного гриппа», изначально возник в Новом Свете, а потом распространился по всему миру, включая постсоветскую Россию. Он был генерирован в «лабораториях» американских транснациональных корпораций, которые самым непосредственным образом были заинтересованы в превращении России в пылесос, поглощающий избыточный западный ширпотреб в обмен на нефтедоллары, заработанные гражданами РФ за счет продажи (Западу же) своих невосполнимых природных ресурсов. Для заокеанских стратегов было жизненно необходимо изобрести способ, как «выманить», а скорее, даже фактически украсть триллионы российских рублей, накапливавшихся в Стабилизационном фонде и других государственных «копилках», которые составляли основу экономической мощи нашей страны — чтобы они не пошли на укрепление оборонной мощи, развитие армии и новых технологий, дальнейший экономический рост России. И способ был вскоре изобретен. Им стало навязывание российскому населению идеологии потребления. Очевидно, что после падения мировых цен на энергоносители «потребительская игла», на которую было подсажено российское общество, «засорилась» и новые дозы нефтедолларового наркоза уже больше не подпитывают ощущение эйфории среди адептов сложившегося в России культа потребления. А значит, нация получает шанс на духовное выздоровление. Будем надеяться, что нам удастся им воспользоваться.


 


Справка KM.RU: Реальное личное потребление в России после вызванного либеральными реформами падения на 20% в середине 90-х годов, в последующее время высоких нефтяных цен росло по 10% в год и уже к 2005 году составило 140% от 1990 года. Хотя если учитывать запредельно высокий уровень социальной дифференциации в России, то следует признать, что львиную долю этого прироста обеспечила узкая группа сверхбогатых граждан из представителей крупного бизнеса.