Экономика

Российский бюджет пойдет под нож

Февраль 15
22:19 2009

Российскому бюджету грозит секвестр. Уже объявлено о сокращении расходов Министерства обороны. Скорее всего, та же участь ждет и остальные статьи главного финансового документа страны.






Справка КМ.RU: Московские власти хотят урезать бюджет столицы. По разным оценкам, сокращение доходной и расходной частей может составить от 200 до 500 млрд руб., сообщил агентству Интерфакс глава бюджетно-финансовой комиссии Мосгордумы Игорь Антонов. Финансировать нехватку средств за счет займов вряд ли получится – деньги на рынке дорогие. Пострадать могут инвестпроекты, но не исключено, что сократят социальную сферу.


О том, что принято решение провести секвестр оборонного бюджета, парламентарии узнали из выступления на закрытом заседании Госдумы министра обороны Анатолия Сердюкова. Напомним, что, согласно трехлетнему бюджету, основанному на стоимости нефти в $95 за баррель, расходы Минобороны в 2009 году должны были составить 1,376 трлн руб. (2,7% ВВП), в 2010 году – 1,379 трлн, в 2011 году – 1,476 трлн. Однако из-за кризиса и падения цен на нефть власти готовят секвестр бюджета из расчета $41 за баррель нефти.


После заседания заместитель председателя Комитета Госдумы по обороне Михаил Бабич заявил представителям СМИ о том, что в связи с кризисом бюджет Министерства обороны будет урезан на 15%. При этом он подчеркнул: «Сегодня уже есть такое решение, и вполне возможно, что это – не последнее решение такого рода по военному бюджету 2009 года». Отвечая на вопрос РИА «Новости», является ли 15%-й секвестр бюджета окончательной цифрой, Бабич ответил: «Все будет зависеть от того, как будет развиваться экономическая ситуация в стране». «Тем не менее, мы постараемся, чтобы в полном объеме сохранилось финансирование гособоронзаказа и социальных гарантий военнослужащих», – добавил депутат.


Другой парламентарий, председатель подкомитета Госдумы по военно-техническому сотрудничеству Комитета по обороне Михаил Ненашев, комментируя предстоящее сокращение оборонного бюджета, заявил, что оно не скажется на закупке вооружений и военной техники, в частности, для Военно-морского флота РФ. «Сокращение бюджета на 15% коснется только вспомогательных и тыловых участей. Параметры гособоронзаказа не изменятся, в т. ч. и на нужды Военно-морского флота будут выделены необходимые средства», – сказал депутат. Он подчеркнул, что в первую очередь будут финансироваться кораблестроительные программы: продолжение строительства корветов типа «Стерегущий», начало серийного строительства фрегатов типа «Адмирал Горшков», дизельных подводных лодок типа «Лада», завершение строительства головных атомных подводных лодок «Юрий Долгорукий» и «Северодвинск».


При этом Ненашев особо отметил необходимость финансирования ремонта и модернизации уже существующих кораблей и морской авиации, роль которой в последнее время возрастает в связи с ростом интереса мировых держав к освоению Арктики. Он также сообщил, что министр обороны в своем докладе отметил необходимость приоритетного развития Черноморского флота и Северокавказского военного округа.


Накануне премьер-министр РФ Владимир Путин заявил, что сокращения гособоронзаказа в 2009 году не будет. «Мы приняли, по сути, окончательное решение: принципиальным образом не сокращать гособоронзаказ», – заявил он на заседании Совета генеральных и главных конструкторов в области высокотехнологичных секторов экономики. В этом году, напоминает РИА «Новости», на нужды гособоронзаказа планируется выделить 1,3 трлн руб., а всего на период 2009–2011 годов он утвержден в объеме 4 трлн руб.


Однако многие эксперты обращают внимание на прозвучавшую в выступлении Путина формулировку «принципиальным образом». «Это не значит, что гособоронзаказ вообще не будет затронут: есть вероятность непринципиального, по мнению правительства, сокращения, – заявил заведующий лабораторией военной экономики Института экономики переходного периода (ИЭПП) Виталий Цымбал. – Это – вопрос трактовки».


По мнению замгендиректора Центра анализа стратегий и технологий Константина Макиенко, были серьезные опасения, что оборонный заказ будет сокращен на 30-40%. Отказ от такой меры, по его словам, «стал приятной неожиданностью». Сейчас есть объективная потребность в перевооружении, объяснил он. Во-первых, потребность военная, в 1990–2000 годах закупок почти не было, так что техника устарела и находится частично в нерабочем состоянии; необходимо срочно менять парк вооружений и военной техники. Вторая потребность – экономическая. «Увеличение госзаказа нивелирует сокращение ВВП и влияние кризиса», – уверен Макиенко.


По мнению генерал-полковника, президента Академии геополитических проблем Леонида Ивашова, решение о секвестировании военных статей бюджета фактически ставит крест на объявленной военной реформе и является «страшным» для обороны страны. «Для того, чтобы сохранить хотя бы на минимальном уровне боеготовность Вооруженных сил, нужны срочные финансовые вливания. Вместо них – секвестр!», – пишет он в своей статье на портале «Свободная пресса».


Он также напомнил, что буквально за два дня до того, как было объявлено о решении сократить военный бюджет, заместитель министра обороны Поповкин заявил о выделении средств на программы по перевооружению ВВС, «расширению производства «Искандеров», других ракетных комплексов, на ремонт и модернизацию кораблей ВМФ. «Оказывается, все это – пустые слова», – сокрушается Леонид Ивашов.


Еще раньше, продолжает он, заместитель министра обороны РФ по финансово-экономической работе Любовь Куделина торжественно рапортовала о принятии к финансированию с 2009 года четырех новых федеральных программ, в т. ч. таких, как «Совершенствование системы комплектования должностей сержантов и солдат военнослужащими, переведенными на военную службу по контракту, и осуществление перехода к комплектованию должностей сержантов (старшин) Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также матросов плавсостава Военно-морского флота военнослужащими, проходящими военную службу по контракту (2009–2015 годы)», «Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации (2009–2013 годы)» и «Антитеррор (2009–2012 годы)». «Думается, обо всем этом при новых условиях финансирования нужно будет забыть», – констатирует Леонид Ивашов.


Однако не только оборонный бюджет подвергнется сокращению. Готовится урезание большинства расходных статей бюджета, говорят депутаты и эксперты. В большинстве случаев речь идет также о 10-15-процентном сокращении. Это признал и первый вице-премьер Игорь Шувалов. «Мы вскрыли обязательства бюджета. Расходы будут по многим статьям либо сокращаться, либо отменяться», – сообщил он на прошлой неделе на закрытом для прессы выступлении на форуме «Россия-2009». Однако официально власти продолжают утверждать, что никакого сокращения бюджетных расходов не произойдет. Секвестирования на 2009 год не будет, но предполагается изменение структуры расходов, заявил помощник президента Аркадий Дворкович, выступая на том же форуме, где сделал свое заявление Шувалов. Глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина назвала планы правительства «оптимизацией госрасходов». Т. е. средства якобы будут перекидываться с одних статей на другие, более приоритетные.


Нежелание чиновников признаваться в урезании расходных статей, считают эксперты, вполне объяснимо: ранее ими неоднократно заявлялось, что при падении цен на нефть дефицит бюджета будет покрываться из Резервного фонда (одна из двух частей, на которые в прошлом году был поделен Стабфонд), для чего он и создавался. Однако теперь эти средства идут на другие цели – то, что правительство называет борьбой с последствиями кризиса, а именно подпитку ликвидностью банковской системы.


Тем временем стало известно, что федеральный центр резко сократил финансирование национальных проектов, в т. ч. таких, как «Образование» и «Здоровье». В результате, как стало известно газете «Гудок», последние несколько месяцев задерживается финансирование выплат медработникам (из федерального бюджета) и педагогам (из областного бюджета) в Екатеринбурге, в Красноярске врачи и фельдшеры «Скорой помощи» 3 месяца не получают выплат в рамках нацпроекта «Здоровье», а в Татарстане молодые семьи из-за отсутствия средств отказываются от участия в программе по льготной покупке жилья. «Мы требуем от областного правительства и Минфина выполнить свои обязательства, иначе нам придется выйти из приоритетных национальных проектов, таких, как «Здоровье» и «Образование», – заявил «Гудку» руководитель пресс-службы администрации Екатеринбурга Константин Пудов. – Региональные и федеральные ведомства должны сообщить медикам и педагогам о том, когда будут перечислены выплаты, или честно заявить об их приостановке».


Эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) Игорь Поляков полагает, что угроза сворачивания нацпроектов со стороны регионов может быть реакцией на действия Минфина. «Ведомство собрало налоги с регионов, а на расходы выделяет деньги намного медленнее, чем этого требует ситуация в экономике, – сказал он. – Аналогичным образом могут поступить и такие крупные города, как, например, Красноярск или Нижний Новгород. Екатеринбург оказался первым, т. к. связан с металлургической отраслью, переживающей не лучшие времена». По словам директора Центра политической информации Алексея Мухина, проблемы с финансированием приоритетных национальных проектов возникают во многих регионах страны, а в дальнейшем эти проблемы будут только усугубляться. В то же время ряд экспертов уверен, что регионам не дадут ликвидировать национальные проекты, поскольку это стало бы ударом по репутации государственной власти.