Экология и природные катаклизмы

Росгидромет опубликовал прогноз изменений климата в ближайшие 10-20 лет для природной среды и экономики России и Белоруссии

Январь 19
15:39 2010

Росгидромет опубликовал прогноз изменений климата в ближайшие 10-20 лет для природной среды и экономики России и Белоруссии


Активное изображениеФедеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) опубликовала на своем сайте доклад «О стратегических оценках последствий изменений климата в ближайшие 10-20 лет для природной среды и экономики Союзного государства», рассмотренный на заседании Совета Министров Союзного государства 28 октября 2009 года.


Наблюдения за состоянием климата на территории Союзного государства проводятся гидрометеорологическими службами России и Беларуси на базе сети наземных метеорологических станций, образующих единую государственную сеть наблюдений, по единым методикам. Оценки изменения состояния климатической системы проводятся на основе сравнения данных ежегодных наблюдений со среднеклиматическими характеристиками за предшествующие годы, а также климатическими нормами, вычисленными по 30-летним периодам предыдущих рядов наблюдений. Оценки ожидаемых изменений климата и проявления их последствий для природной среды и экономической деятельности являются результатами научных исследований, основанных, как правило, на результатах расчетов по климатическим моделям.


Достоверность прогностических оценок изменения климата, связанного с антропогенным воздействием, на короткий период (до 10-20 лет) является весьма высокой и мало зависит от сценариев эмиссий парниковых газов в первые десятилетия 21-го века. Это подтверждается близостью оценок, полученных по различным климатическим моделям для разных сценариев антропогенных эмиссий как российскими и белорусскими, так и зарубежными исследователями.


В документе отмечается, что климат в России и Белоруссии становится более резким, а в ближайшие годы произойдет перераспределение ресурсов в сторону ряда регионов.


«Наблюдаемые изменения климата на территории Союзного государства характеризуются значительным ростом температуры холодных сезонов года, ростом испаряемости при сохранении и даже при снижении количества атмосферных осадков за теплый период года, возрастанием повторяемости засух, при одновременном увеличении интенсивности экстремальных (ливневых) осадков, в том числе в регионах с нарастающей засушливостью», – говорится в докладе.


«В тех регионах, где формируется более 95% водных ресурсов Союзного государства», ожидается рост водообеспеченности. Это север и северо-запад Белоруссии и европейской части России, Поволжье, Нечерноземный центр, Урал, а также большая часть Сибири и Дальнего Востока.


Одновременно в ряде густонаселенных регионов Черноземного центра России (Белгородская, Воронежская, Курская, Липецкая, Орловская и Тамбовская области), Южного (Калмыкия, Краснодарский и Ставропольский края, Ростовская область) и юго-западной части Сибирского (Алтайский край, Кемеровская, Новосибирская, Омская и Томская области) федеральных округов РФ в ближайшие десятилетия следует ожидать уменьшения водных ресурсов на 10-20%, — сообщается в докладе.


В сельском хозяйстве ожидаемые климатические изменения для территории Беларуси и Нечерноземной зоны ЕТР в целом являются положительными. Прогнозируемый рост теплообеспеченности и продолжительности вегетационного периода при достаточном увлажнении способствует расширению и улучшению структуры растениеводства, продвижению на север традиционных агроклиматических зон.


Так, на территории Прибайкалья и Забайкалья, в условиях летнего потепления, наблюдается тенденция к падению урожайности зерновых культур. Важнейшей негативной особенностью ожидаемых изменений климата является сопровождающий процессы потепления рост засушливости в южных регионах Союзного государства. Ожидаемый рост засушливости климата может привести к снижению урожайности в основных зернопроизводящих районах России (потенциальные ежегодные потери объемов сбора зерновых культур при сохранении существующей системы землеобработки и применяемых селекционных видов могут в ближайшие 5-10 лет достигать в отдельные годы до 15-20% валового сбора зерна), но не окажет, по-видимому, значимого отрицательного влияния на сельское хозяйство достаточно увлажненной Нечерноземной зоны. В Республике Беларусь и ряде регионов ЕТР ухудшатся условия произрастания и формирования урожая средних и поздних сортов картофеля, льна, овощных культур (капуста), второго укоса трав. С целью использования дополнительных ресурсов тепла целесообразно увеличение удельного веса более теплолюбивых и засухоустойчивых культур (кукуруза, просо, сорго, подсолнечник и др.); внедрение более позднеспелых сортов (гибридов), которые лучше используют растущие тепловые ресурсы территории; расширение пожнивных (поукосных) посевов, расширение объемов ирригационных работ и внедрение систем капельного орошения.


Потепление климата приведет в целом к повышению продуктивности бореальных лесов Союзного государства. Вместе с тем, будет продолжаться, отмечаемый уже сейчас общий рост пожарной опасности в лесах и на торфяных болотах. Из-за изменения уровня грунтовых вод во многих лесных областях (в первую очередь в центре и на северо-западе России) во все больших масштабах будет отмечаться нарушение экологического равновесия, вытеснение одних биологических видов другими, в частности, увеличатся вероятности массовых размножений вредителей леса. Значительный ущерб может быть нанесен и заповедным и особо охраняемым территориям.


Адаптация в области лесного хозяйства и в сфере экологии должна быть направлена в первую очередь на выработку и реализацию упреждающих заблаговременных мер по снижению негативных последствий климатической изменчивости.


В топливно-энергетическом комплексе в числе позитивных изменений в ближайшее время называется сокращение расходов энергии в отопительный период, облегчение доступа к арктическим шельфам и их освоения. В ряде регионов возможно улучшение условий развития гидроэнергетики.


При этом увеличится риск повреждений трубопроводов в зонах вечной мерзлоты и подводных переходах, а в ряде регионов ожидается увеличение ветровых нагрузок и ледовых отложений на ЛЭП. Кроме того, вырастут расходы электроэнергии на кондиционирование воздуха в летний сезон для значительной части населенных пунктов.


В сфере транспорты и ЖКХ, отмечается в докладе, произойдет облегчение режимов речного судоходства и улучшение ледовой обстановки и условий транспортировки грузов в арктических морях.


Вместе с тем, по заключению специалистов, ожидается деградация вечной мерзлоты с ущербом для строений и коммуникаций в северных регионах. В ряде регионов увеличится опасность на дорогах в связи с гололедицей и экстремальными осадками. В ряде регионов ожидается увеличение снеговых нагрузок на строения.


Кроме того, отмечают авторы доклада, зона комфортного проживания в результате смягчения климатических условий переместится к северу. Ожидается также, что водообеспеченность населения для страны в целом улучшится (при образовании региональных дефицитов). Появятся новые территории, пригодные для реализации рекреационных программ.


Из неприятных ожидаемых явлений называются рост числа и интенсивности волн тепла, появление новых инфекционных и паразитарных болезней, несвойственных определенным регионам, а также нарушение традиционных укладов жизни в ряде регионов.


Определенные шаги по смягчению последствий изменения климата уже предпринимаются. В 2008 году разработана и утверждена Правительством Республики Беларусь Национальная программа мер по смягчению последствий изменения климата на 2008-2012 годы. Программа включает систему мер правового, финансово-экономического и организационного характера, которые направлены на предотвращение негативных последствий изменения климата для социально-экономического развития Республики Беларусь и использование положительных последствий изменения климата (адаптация к климатическим изменениям).


В 2008 г. Росгидрометом был опубликован фундаментальный Оценочный доклад об изменениях климата и их последствиях на территории Российской Федерации. Этот доклад может послужить научной основой реальных программ и проектов в контексте принятой концепции социально-экономического развития РФ до 2020 г. В 2009 г. Правительством Российской Федерации была одобрена Климатическая доктрина, которая задает вектор развития нормативно-правовых, экономических и иных инструментов, призванных обеспечить защищенность государства, экономики и общества от неблагоприятных последствий изменения климата и создать предпосылки для эффективного использования потенциала благоприятных последствий изменения климата. Непосредственными следствиями принятия Климатической доктрины Российской Федерации должны стать разработка и принятие детализированной государственной стратегии ее реализации и – на ее основе – еще более детализированных федеральных, региональных и отраслевых программ и планов действий.


Учитывая возрастающее влияние климата и его изменений на устойчивость развитии экономики и социальной сферы Союзного государства, представляется необходимым при разработке проекта концепции социального развития Союзного государства на период 2011-2015 гг. предусмотреть включение задач, связанных с изменением климата.