Экономика

Резервов больше нет

Июль 29
03:58 2009

Резервов больше нет


В ближайшие три года Россия намерена занять за рубежом почти $60 млрд на покрытие дефицита бюджета. За этот срок Министерство финансов рассчитывает сократить дефицит втрое до 3% ВВП


По оценкам Минфина, российский бюджет будет дефицитным еще минимум пять лет. Пока минимизировать дефицит не удается: в 2009 г. вместо запланированных 8% ВВП он составит 9,4%, а прогнозируемый на 2010 г. дефицит в процессе обсуждения бюджета вырос с 5% до 7,5%.

 

В 2011 г. разрыв между доходами и расходами бюджета будет ограничен 4,3% ВВП, в 2012 г. — 3%, сообщил «Ведомостям» зампред правительства, министр финансов Алексей Кудрин.

 

При прогнозируемом на 2011-2012 гг. номинальном ВВП в 46,783 трлн и 52,123 трлн руб. соответственно размер бюджетного дефицита составит 2 трлн и 1,56 трлн руб. против 3,2 трлн и 3,1 трлн руб. в 2009 и 2010 гг.

 

В 2011-2012 гг. исходя из намеченного дефицита и прогноза доходов в 7,347 и 8,097 трлн руб. предельный объем расходов может составить 9,359 трлн руб. (20% ВВП) и 9,661 трлн руб. (18,5% ВВП), посчитали в Минфине (эти расчеты есть у «Ведомостей»). Это меньше, чем в 2009-2010 гг., когда расходы намечены в 9,77 трлн руб. (25,4% ВВП) и 9,823 трлн руб. (23,2% ВВП).

 

В 2009 и 2010 гг. почти треть всех расходов не будут обеспечены доходами, в 2011 г. расходы будут покрываться за счет финансирования дефицита на 21,5%, в 2012 г. — на 16,2%. Борьба бюджета с кризисом в этом году заканчивается: резерва на антикризисные меры в бюджете 2010 г. не предусмотрено (в 2009 г. — 907,5 млрд руб.).

 

Источники покрытия дефицита будут сбалансированными, пообещал Кудрин: резервный фонд, фонд национального благосостояния, внутренние и внешние займы. По расчетам Минфина, резервный фонд будет исчерпан уже в 2010 г., в фонде национального благосостояния к концу 2012 г. останется 940 млрд руб., но из них 655 млрд руб. «связаны» на депозитах Внешэкономбанка, объяснил Кудрин.

 

С 2010 г. правительство намерено активизировать займы. В следующем году размер чистых рыночных заимствований (размещение минус погашение) составит 1113,8 млрд руб., из которых 568,4 млрд руб. будет занято за рубежом, информировал Кудрин.

 

В 2011 г. размер чистых займов достигнет 1408,5 млрд руб., а в 2012 г. — 968,2 млрд руб., дополнил начальника директор департамента Минфина Алексей Лавров.

 

Совокупный долг правительства (внутренний и внешний) возрастет к 2012 г. до 16,4% ВВП (6,5% в 2008 г.), посчитали в Минфине.

 

Сопоставимой величины долг у правительства был в 2005 г. (14,2% ВВП), он сокращался за счет погашения внешних займов — внутренние росли, а за рубежом Россия последний раз занимала в 1998 г.

 

Внутренние размещения в 2010-2012 гг. составят 844,1 млрд, 957,5 млрд и 755,4 млрд руб. соответственно. Внешние — 613,6 млрд, 764,7 млрд и 784 млрд руб. При пересчете по прогнозируемому Минэкономразвития валютному курсу (34,5, 37 и 39,2 руб. за доллар) ежегодный объем внешних займов составит $17,8 млрд, $20,7 млрд и $20 млрд, или в 1,5 раза больше текущего внешнего государственного долга ($39,1 млрд на 1 июля).

 

При объеме внешних займов в $100 млрд Россия все равно останется в числе стран с минимальным госдолгом, считает главный экономист «Уралсиба» Владимир Тихомиров: с нынешних 3,3% ВВП внешний долг к 2012 г. возрастет до 7,5% ВВП. По оценкам МВФ, внешний госдолг стран «двадцатки» возрастет почти на треть: с 62,8% ВВП в 2007 г. до 84,6% ВВП в 2014 г., минимальный будет у России (7,4% ВВП). А по размеру дефицита бюджета Россия и в 2014 г. останется в числе лидеров (4,4% ВВП): выше разрыв между доходами и расходами будет у Великобритании, США и Индии, посчитали в МВФ.

 

Как сложится в реальности, не известно, но консерватизм при расчете бюджета и рост долговой нагрузки останутся неизменными, уверен Тихомиров.

 

Цифры изменятся, не сомневается главный экономист «Тройки диалог» Евгений Гавриленков: без национальных фондов государство не сможет профинансировать такой дефицит. Госзаймы на внутреннем рынке отвлекут ресурсы от частных заемщиков, эффективность же внешних займов для бюджетных госрасходов, идущих на поддержку неэффективных предприятий, и вовсе сомнительна, полагает Гавриленков: придется в итоге либо сокращать расходы, либо увеличить доходную часть, девальвировав рубль.