Культура и искусство

Православные выступили против странных деяний и «обличений» рокеров (Б.Г.) Миссионерским Отделом Тульской Епархией РПЦ

Февраль 28
12:02 2011

Православные выступили против странных деяний и «обличений» рокеров (Б.Г.) Миссионерским Отделом Тульской Епархией РПЦ




сл.направо — Протоиерей Алексий Волосенко, Юрий Агещев, Борис Гребенщиков, Игумен Сергий Рыбко.




Продолжаются обсуждения религиозного «суда», которому подвергся Борис Гребенщиков. Напомним, что в Тульском городском миссионерском Центре прошло необычное мероприятие. Выяснение религиозно-философских взглядов самого известного российского рок-барда и музыканта Бориса Гребенщикова. Для чего всем пришедшим было предложено стать своего рода «присяжными» по «религиозно-философскому и творческо-музыкальному делу Гребенщикова Б.Б.». Материалы дела (многочисленные интервью, аудиозаписи песен  видеозаписи многочисленных концертов) были предложены сотрудниками Миссионерского отдела. Они же стали и экспертами в области религиоведческих проблем.


В результате двухчасового исследования творчества и интервью Гребенщикова жюри вынесло свой «вердикт».


1.Является ли Гребенщиков Б.Б. православным человеком?
Нет.
2. Является ли  Гребенщиков Б.Б. по своим религиозно-философским взглядам экуменистом и последователем движения «Нью Эйдж»?
Да.
3. Является (или являлся) ли Гребенщиков практикующим оккультистом?
Да.
4.Является ли  Гребенщиков Б.Б. последователем учений тоталитарных сект и культов?
Нет.
5. Является ли творчество Гребенщикова Б.Б. после середины 90-ых годов
прогрессом с точки зрения искусства?
Да.


Сотрудники Миссионерского отдела определили цель мероприятия, как попытку научения околоцерковных людей умению самостоятельно оценивать жизненную философию и религиозные взгляды того или иного художника, которые он транслирует в своем творчестве, проводить различие между понятиями «духовность вообще» и христианское «стяжание Святого Духа». А еще, познакомить пришедших с такими явлениями современной религиозной жизни, как экуменизм и движение «Новая Эра», — сообщает «Тульская Служба Новостей«.


Данная позиция околоцерковных деятелей вызвала волну возмущения в среде священников и православных активистов.


С письмом по поводу «процесса» к его организаторам обратился известный православный миссионер, настоятель московского храма во имя Сошествия Святого Духа, духовный наставник рокеров, игумен Сергий (Рыбко). «С недоумением прочитал о «миссионерском мероприятии» Тульской епархии и о результатах тамошнего «суда» (обсуждения) творчества Бориса Гребенщикова и его воззрений», — пишет о.Сергий.


«Недоумение вызывает, прежде всего, вопрос — зачем и кому это надо? Впрочем, вы говорите, что пытаетесь научить молодежь самим разбираться, «отличать добро от зла в творчестве и жизни известных поэтов и музыкантов», — говорится в обращении.


«Не могу говорить о ваших уже прошедших мероприятиях, остановлюсь на последнем, посвященном Борису Гребенщикову, где он был назван после «голосования»(!): «экуменистом», «оккультистом» и «неправославным», — пишет Сергий (Рыбко), отмечая, что у Гребенщикова «есть вещи, между прочим, более даже православные, чем некоторые произведения Пушкина. Например, «Серебро Господа моего» и др. Они прозвучали на всю Россию в такое время, когда вера православная преследовалась властью».


Эти сочинения БГ, по словам священника, «заставили задуматься о смысле жизни и вере миллионы русских юношей и девушек». «Если из этих миллионов хотя бы сотни, хотя бы десятки в конечном итоге пришли в Православную церковь – какой это уже великий плод!» — восклицает игумен, добавляя, что к Церкви благодаря БГ пришли тысячи.


«Я знаю некоторых из них лично. Деятельность многих ли из вас, досточтимые отцы, братия и сестры, принесла подобные плоды?» — спрашивает священник.


«В Евангелии описан случай, когда ученики Господа пытались запретить проповедовать некоему, который «не ходил с ними» (цитата). Господь не одобрил их ревность, сказав, что кто не против вас, тот за вас.


Православный ли Борис? С точки зрения строгости канонов, ответ не так прост, как получается у вас. Во-первых, БГ крещен в православную веру, во-вторых, считает себя православным, о чем неоднократно говорил и мне в личных встречах, а также не раз заявлял о этом публично, отвечая на вопросы журналистов. В-третьих, Борис имеет духовного наставника, канонического священника Русской православной церкви, которого я знаю лично и у которого он исповедуется и причащается», — говорится в обращении Сергия (Рыбко).


«При всем этом Борис не скрывает своего многолетнего интереса к восточным учениям и философии. Конечно же, я, как православный священник, одобрить этого не могу. Но и экуменизмом называть это, на мой взгляд, было бы поспешно.


На мой взгляд, Борис еще только идет к подлинному православию (как, впрочем, и иные многие наши рокеры) и к единоспасительной святой вере нашей и Церкви. Однако же дух православия в его мировоззрении и творчестве является преобладающим и неотъемлемым, и за последние годы это усиливается. Мало того, творчество Бориса интересно своей искренней устремленностью к православию. Всякий ищущий находит. Как русский «поэт-бродяга», он то ближе к православию, то отступает от него. Но ведь он же еще не умер, это же живой человек! Господь пришел спасти грешников, и христианство — это религия кающихся разбойников, мытарей и блудниц, а не самодовольных праведных фарисеев. А мы с вами не отступаем ли ежедневно от православия? Не знаю, как вы, а я нередко отступаю, несмотря на мой священный сан», — пишет священник.


«Уважаемые отцы! Оставьте, пожалуйста, Бориса! Дайте самому ему определиться! Ваш поспешный инквизиторский суд слишком жесток! К счастью, это только суд Миссионерского отдела, а не суд священноначалия. Если под ваши принципы подвести известных русских поэтов и писателей, почти у всех них обнаружится «ересь». Пушкина я уже упоминал. Лермонтов также небезупречен, поэты серебряного века вообще, по-видимому, «сатанисты», а очень похожий с БГ убитый чекистами верующий христианин Есенин, конечно же, по вашим меркам «далек от православия» и заслуживает только геенны огненной», — говорится в послании.


«Жестоко осуждая Бориса, вы также отталкиваете от Православной церкви миллионы почитателей его творчества, большинство из которых являются думающими интеллигентными русскими людьми. И насколько я знаю эту среду, а поверьте, я хорошо ее знаю, в их мировоззрении преобладают как раз христианские (православные) взгляды, а некие восточные изыски Бориса воспринимаются лишь как «творческие оригинальные поэтические приемы», да и то таковых ныне весьма немного.


Подумайте теперь, уважаемые отцы, делаете ли вы что-нибудь доброе, расставляя, как вы считаете, точки над «i». Не слишком ли большую берете на себя ответственность, не боитесь ли вы Бога, отталкивая миллионы людей, идущих к православию вместе с Борисом? И не лучше ли вам отказаться от этой бесполезной затеи и просто извиниться перед Борисом за ваш по сути публичный «суд», который вас никто не уполномочивал устраивать и уж тем более выносить на нем оскорбительные «решения» путем «демократического голосования» (…) самозваных «присяжных заседателей» «вкупе с народом».


Осмелюсь напомнить вам содержание хартии, которую держал в руках усопший преподобный Виталий: «Мужи александрийские! Не судите никого прежде суда Божия!» «Не судите, да не судимы будете», — говорится в письме игумена Сергия (Рыбко).


Свой комментарий по поводу суда дал также координатор Союза православных братств РПЦ Юрий Агещев.


«Господа! Полагаю, жизнь покажет, кто есть кто. Нередко и «настоящие православные» оказываются иными… Да, Борис совмещает «символику восточную» на сцене и т.д. Есть и иные перегибы, которые не согласуются с заветами Святых Отцов. Так молитесь о нем и о себе! «Слышишь, небо становится ближе», — спел когда-то Борис, тогда, когда за сие не жаловали. Спел и еще много чего о поиске и вере! Так, может, у него особый путь в православие, настоящее православие «без примесей»? Все мы на пути и лишь идем ко Христу и к православию как к единой спасительной вере!» — пишет Агещев.


«Посему будем не критичны, а братолюбивы. А Борис — наш брат и замечательный человек. Говорю это не понаслышке, знаком с ним много лет. А за Бориса молятся многие, и Бог сие видит. Ко всему, лукавствующим, кто есть БГ, может (коли захочет) ответить священник отец Алексий В. (наш общий друг) — который его причащал и исповедовал. Но сие дело личное. Говорю это просто в ответ. Посему не судите прежде суда Божия!» — говорится в обращении представителя Союза православных братств.


Разыгранный миссионерским отделом Тульской епархии «суд» над знаменитым российским рок-музыкантом и бардом Борисом Гребенщиковым — не очень удачный миссионерский ход, заявил в беседе с журналистами в Москве председатель Синодального информационного отдела Русской православной церкви Владимир Легойда, — сообщает РИА Новости.


«Я не знаю подробностей проведенного миссионерским отделом Тульской епархии мероприятия, но сама идея «суда» мне не кажется очень удачным миссионерским ходом», — сказал Легойда.


Легойда, назвав «суд» над БГ «не очень удачным миссионерским ходом», отметил, вместе с тем, что «это не значит, что не стоит обсуждать взгляды и творчество, в том числе современных рок-музыкантов».


«Важно правильно выбрать тональность и форму такого обсуждения», — пояснил Легойда.


По его словам, «конечно, творчество Гребенщикова может вызывать вопросы у верующего человека». «Не исключаю, что и у самого Гребенщикова оно тоже вызывает вопросы. Надеюсь, что вызывает», — добавил представитель Московского патриархата.


При этом Легойда призвал не забывать, что «Церковь не догматизирует взгляды на художественное творчество», а «в творческом поле всегда возникали и будут возникать точки напряжения».


«Пушкин — автор «Гаврилиады» и одновременно стихотворения «Отцы пустынники и жены непорочны». Это бесконфликтно в человеке, что ли, происходит? Очень сомневаюсь», — заключил глава информотдела РПЦ.