Экономика

Попутная песня

Июнь 14
01:45 2008

Попутная песня



И быстрее, шибче воли 
Поезд мчится в чистом поле


«Попутная песня» М. И. Глинки на слова Н. В. Кукольника



Красный поезд с тонированными стеклами проследовал 10 июня с Савеловского вокзала Москвы до аэропорта Шереметьево, как олицетворение власти, утверждение капитала и повышение уровня благосостояния россиян.



Теперь покидающие столицу шесть (а по некоторым данным 12-13 миллионов) пассажиров в год смогут добраться до аэропорта беспрепятственно.



Сегодня в поезде были только те, кто своим трудом, умом и капиталом способствовал открытию нового маршрута: здесь были и вице-премьер Сергей Иванов, и министр транспорта Игорь Левитин, и глава РЖД Владимир Якунин, и даже лично губернатор Московской области Борис Громов. Правда, на подъезде к новому железнодорожному терминалу выяснилось, что пути проложены на десять сантиметров ниже, чем положено, и возникли проблемы с выходом почетных гостей, да еще из-за какого-то досадного промаха при проектировании красный экспресс задел что-то и ободрал свой блестящий бок… Впрочем, все это не омрачило торжества…



Проблема в доставке пассажиров в Шереметьево обозначилась не так давно: в основном этому способствовало активное строительство торговых комплексов вдоль Ленинградского шоссе в районе подмосковных Химок (в частности, об этом упоминалось в передаче «Неделя в городе», транслировавшейся в минувшие выходные по РТР).



В передаче мэр Москвы Ю.Лужков и министр транспорта правительства Московской области П.Кацыв, каждый по своему, трактовали эту проблему.


Но трактовка может быть любая – проблема одна: скапливающееся на подъезде к торговым комплексам огромное количество автомобилей полностью тормозит движение по Ленинградке практически в любое время суток. Причина – несогласованность действий московского и подмосковного правительств, не продумавших вовремя результаты бурной деятельности: Лужков построил МКАД, чтобы разгрузить дороги – Громов застроил обочины, чтобы получить прибыль.



Но, после драки кулаками не машут. Поистине, бессмертны слова лучшего пиарщика всех времен и народов В.Черномырдина «Хотели как лучше, получилось как всегда». Зато теперь можно начать решать следующую проблему: строить железку и вырубать Химкинский лесопарк с целью строительства платной трассы «Москва – Санкт-Петербург».



И, безусловно, можно было бы только приветствовать такую заботу о путешественниках, если бы не протесты жителей близлежащих городов, городков и поселков. Именно эти россияне, первыми поднявшие проблему вырубки лесов в районе Химок, Долгопрудного, Шереметьево не успокоятся и теперь, после торжественного открытия маршрута – не понятно, будут ли они пользоваться возможностями электропоезда, но дышать чистым воздухом в районе аэропорта им станет еще труднее.



А ведь была альтернатива вырубке лесов – ее предлагали защитники Шереметьевского леса из Долгопрудного, Лобни, Химок, Москвы, поддержанные различными партиями и депутатскими фракциями. Два варианта, Северный и Южный, были предложены ими для рассмотрения при строительстве железнодорожной ветки. Указывали они и на преимущества своих вариантов строительства: при них не затрагивались земли лесного фонда, не ухудшались условия проживания жителей близлежащих поселений, а использование уже существующих железнодорожных путей и микроструктуры повышало экономичность проекта. При этих вариантах, кстати, облегчалось транспортное сообщение между городами Москва и Лобня.



Но эти проекты были названы более затратными и не вызвали интереса у чиновников: вопреки протестам и просьбам они выбрали вариант, удобный и интересный для них с точки зрения вложения капиталов и поддержания корпоративных и дружеских интересов (впрочем, эта тема требует дополнительного рассмотрения, а материалов для нее предостаточно).



И вот, ветка длиной в 8,5 км, обошедшаяся инвесторам в сумму от 4 до (по данным СМИ) 4,2 млрд. руб и железнодорожный терминал в «Шереметьево», стоимостью около $125 млн, построены (новый вокзал, конечно, красив и огромен – и это при том, что земля в районе Шереметьево ограничена). Но и это еще не все: Савеловский вокзал в качестве пункта отправления — не окончательный вариант. Планировалось, что поезда с Савеловского вокзала будут ходить в «Шереметьево» только до тех пор, пока не будет достроен пассажирский терминал на Белорусском вокзале стоимостью $7,7 млн. Но сейчас решено, что действовать будут оба терминала, говорит представитель «Аэроэкспресса». (Если учесть, что добраться от Савеловского до Белорусского вокзала можно минут за 20, то необходимость в строительстве двух терминалов иначе как отмыванием средств, не объяснишь.). А если еще посчитать стоимость вырубленного (в нарушение Лесного кодекса) Шереметьевского леса, стоимость возрастет значительно.


На фоне таких цифр цена билета эконом-класса «от 200 рублей…» кажется ничтожной. На первый взгляд. На новость уже отреагировали первые будущие пассажиры электропоезда на сайте газеты «Ведомости»:



«…В самое тяжелое время, в том числе перед новогодними праздниками, я ни разу не тратил на дорогу от своего Восточного округа до Шереметьево-2 больше 1 ч 40 минут. Процедура: вышел из подъезда, сел в такси и поехал. Так зачем мне комбинация подъезд — вокзал — электричка — аэропорт, когда от дома мне что до Павелецкого, что до Савеловского вокзала минут 50, а потом пересадка и еще столько же?»


«…трансферт аэропорт в московском такси стоит 900-1100 рублей, так, что если ехать семьей разница между такси и электричкой будет минимально»


«…250 р — грабеж средь бела дня за электричку»


«…Меня только цена на электричку смущает, 250 рублей, на мой взгляд дорого, если ехать с семьей то лучше такси домой заказать. Дешевле и комфортней.»


«…Если честно, то я лучше за 900 р. на такси туда доеду…
Чем сначала до Савеловского, а потом еще и на электричке.
Впрочем, могут быть и другие мнения»


«…от 200? Интересный маркетинговый ход… цена, впрочем, тоже…»



Кстати, уже в ночных новостных выпусках цена варьировалась от 200 до 350 рублей.



Да, цена… Но зато к услугам пассажиров будут и беспроводной Интернет, и горячие и прохладительные напитки, и пресса. Предусмотрены специальные пандусы, места и туалеты для маломобильных групп населения (трудно представить себе маломобильного пассажира, отправляющегося на электричке в аэропорт Шереметьево. Маломобильный, это, вероятно, инвалид – а в нашей стране инвалид не то, что перелет из Шереметьево, даже инвалидную коляску и дорогостоящие лекарства позволить себе не всегда может. Но, это к слову…)



Кстати, до Терминала Шереметьево-1 и Терминала С, как указано в пресс-релизе группы предприятий, участвовавших в строительстве, придется еще добираться  на фирменных оранжевых автобусах-шатлах. В связи с пробками на Шереметьевском шоссе, связывающим Шереметьево-2 и Шереметьево-1, добираться можно довольно долго. Да и не бесплатно – уже обозначилась стоимость поездки (40 рублей).



И еще, насколько разгрузится Ленинградка? Аэропорт Шереметьево обеспечивает в основном регулярные авиаперевозки, которые значительно дороже по сравнению с чартерами, специалистами по которым являются Домодедово и Внуково.


А граждане, могущие позволить себе полететь из Шереметьево, вряд ли воспользуются электричкой, до которой, как было сказано выше, надо еще добраться…


Кстати, согласно опросу на сайте «МК», в аэропорт автобусом добираются 14% пассажиров, электричкой — 25%, маршрутным такси -13%, а автомобилем -48% (!)



Ну, что ж, деньги вложены, зоны влияния поделены, награды скоро раздадут. «…Ожиданье, нетерпенье… веселится и ликует весь народ…» — 11 июня тронутся поезда, и россияне массово начнут использовать 30-минутный Интернет.



…Особенно веселился народ, пользующийся услугами Савеловского вокзала: то ли из-за опасений за благополучие высоких гостей, то ли из-за поломки экспресса (который на обратном пути тянули буксиром от станции «Петровско-Разумовская» до Савеловского вокзала), но движение всех составов было остановлено, и народ, поминая добрым словом всех и вся, опаздывал – кто на экзамен, кто на работу, кто на поезда, следующие с других вокзалов.



Из дневного выпуска программы «Вести»:


«…Игорь Левитин в своем выступлении извинился перед жителями, которых коснулось это строительство. Борис Громов рассказал о дальнейших планах развития транспорта в области. На совместной пресс-конференции высокопоставленные гости говорили о планах развития транспорта в России в целом.»


(http://www.vesti-moscow.ru/rnews.html?id=32014)».



P.S. А уже на следующее утро на сайте lenta.ru появилось сообщение, что начало движения спецпоездов «Аэроэкспресса» отложено до 15 июня (у новых поездов не оказалось сертификации). Сообщения о проблемах с новыми поездами в пресс-службе «Аэроэкспресса» не прокомментировали, впрочем, так же как и все остальные возникшие проблемы.



В общем, народ веселится и ликует…