Духовная жизнь

Покровители не влюбленных, но любящих!

Февраль 14
05:43 2009

Покровители не влюбленных, но любящих!


ImageВсе мы хотя бы краем уха слышали о Дне святого Валентина, иначе называемом Днем всех влюбленных. Традиция отмечать этот праздник пришла к нам из католического Запада, и мы на удивление быстро привыкли к ней. Удивление это скорее неприятно — ведь в дореволюционной России были свои святые, покровители не влюбленных, но любящих — Петр и Феврония Муромские. Супруги, которые смогли пронести свои любовь, преданность и верность друг другу через всю свою жизнь, несмотря на все испытания, выпавшие на их долю. Они умерли в один день и были похоронены вместе. Именно этим святым молились наши прабабушки и прадедушки, прося благословения на вступление в брак и укрепления того, что мы сегодня цинично называем «ячейкой общества». Пожалуй, сегодня большую часть читателей Повести о Петре и Февронии являются студенты-филологи, а дата 8 июля — день кончины этих святых известен ещё меньшему числу мирян… Может быть именно поэтому сегодня семьи распадаются почти так же быстро и часто, как и создаются?


О том, что значил раньше и какую роль должен играть сегодня этот праздник в жизни русского человека, о молодёжи, о нравственности и о современном обществе мы беседуем с отцом Олегом Кириченко, священником церкви Иоанна Предтечи в Волгограде.


 


-Отец Олег, скажите: насколько это значимый праздник для русского человека и в чём его отличие от аналогичного ему дня Святого Валентина?


-Жизнь святых Петра и Февронии — это пример, достойный подражания, заставляющий задуматься о том, что такое супружество и счастье в браке. Ведь в браке главное единомыслие, духовный стержень. К сожалению, должен констатировать, что сегодня часто соединяются пары, влекомые исключительно плотским инстинктом, который почему-то громко именуют любовью. Однако пройдет какое-то время, и если этого духовного стержня не было, то брак не будет счастливым. Петр и Феврония такой стержень в своей жизни продемонстрировали. Они любили друг друга любовью светлой, чистой, бескорыстной любовью, наполненной глубиной и необыкновенным духовным содержанием. Русь недаром называют святой — не потому, что здесь жили святые, а потому что русский человек не делает ничего на половину — «если грешить, так грешить, если молиться — так молиться, если каяться — так каяться». В этой поговорке как раз заключено главное качество русского человека — стремление к максимализму во всём.


День же святого Валентина — праздник, который пришел к нам извне. Он совершенно чужд нам по духу и к тому же не имеет никакого отношения к реальной истории этого великомученника, который прославился вовсе не венчанием двух влюбленных, а тем, что предпочел смерть поклонению идолам.


Современная цивилизация, как правило, поощряет все языческое. Культ плоти, культ тела, процветающий сегодня, как раз характерен для язычества и прямо противоположен ценностям христианским. Но обществу подается то, что им, обществом, востребованно.


Image


-И День святого Валентина, и день святых Петра и Февронии — это дни смерти. Насколько это правильно — праздновать такое мрачное событие, как смерть?


Вспоминаю советское время, которое Вы не застали. Тогда тоже было принято праздновать день смерти Ленина , пока вдруг в чью-то голову не пришел подобный вопрос, и тогда всё поменяли. На самом деле человек, который так говорит, не обладает религиозным сознанием. Ведь смерть на самом деле — это переход из одного мира в другой. Переход всегда сопровождается криком, болью и плачем. Если вспомнить мучеников, претерпевших мучения во имя Христа, то все они они погибли страшной смертью. Но день их смерти в религиозном, христианском понимании всё равно праздник — праздник людей, которых мы называем Победоносцами.


-Какие традиции были связаны с Днём Петра и Февронии в прошлом и как, на Ваш взгляд, его нужно отмечать сегодня?


-Тогда было немного другое общество, немного другие традиции. В этот день супружеские пары старались вместе причащаться, испрашивали благословения и покровительства Петра и Февронии. Видите, сегодня мы расцерковлены, и поэтому о церковных правилах говорить не приходится. Я не вижу ничего плохого в том, чтобы появлялись новые традиции, адекватные современной ситуации. Ничего нового изобретать не надо. Хорошо бы, чтобы в этот день супруг хотя бы просто поздравил, подарил цветы своей подруге жизни, сказал слова любви, благодарности, признательности… И семейным, и пока еще не женатым парам достаточно просто провести день вместе, отметить это событие так, как мы отмечаем все остальные праздники — дни рождения и годовщины. Как его отмечать — это каждый должен решать для себя сам — в разумных, конечно, пределах. Но этот праздник обязательно должен вновь стать традицией — в первую очередь как альтернатива Дню святого Валентина.


-Вам, в Вашей повседневной деятельности, наверняка приходится сталкиваться с молодежью и её проблемами. Что волнует сегодняшнюю молодежь?


-Вопросы разные, особенно у парней. У девушек же в основном проблемы личного характера, и они очень много размышляют на эти темы, сильно переживают все свои неудачи. Вообще молодёжь бывает разная. Та её часть, которая собирается в подъездах и устраивает безобразия — крикливая, шумная, невоспитанная — нельзя сказать, что её больше. Просто она кажется более заметной в силу своей агрессивности и того, что слишком громко заявляет о себе. Но есть другая молодежь. Если побываете на воскресном богослужении, то вам будет трудно сказать, кого больше в храме — представителей старшего поколения или всё-таки молодежи. В последнее время всё больше и больше приходит в храм молодых людей 15-17 лет. Их искренность поражает. Пожилые люди не могут каяться так, как молодые. Может, они и не всё делают так, как надо, но ведь это всё наживное. Главное то, что в душе молодёжи — по крайней мере той молодёжи, что приходит в храм, есть глубина, чистота — и жажда чистоты. И я убеждён в том, что такой молодежи не меньше, чем тех, кто безобразничает.