Армия и оборона

Поднимется ли с колен военно-транспортная авиация?

Ноябрь 12
17:43 2012

Поднимется ли с колен военно-транспортная авиация?


При наличии в России необъятных просторов нам просто необходимо развивать авиасообщения. А если ещё учесть общую нестабильность в мире, увеличение природных и техногенных катастроф, то транспортная авиация играет в этом огромную роль…






В нашей стране до сих пор эксплуатируются устаревшие самолёты Ан-12, Ил-76Т/Ил-76М; совещания правительства по вопросам модернизации транспортной авиации идут один за другим, однако обновление авиапарка идёт крайне медленными темпами. Поэтому ВТА (Военно-транспортной авиации) сейчас, как никогда, нужны новые самолёты, которые смогут не только оперативно перебросить воинские контингенты, оказать содействие МЧС, но и выполнять другие задачи. А то, что модернизированные Ил-76МД-90А и Ан-70 нужны ВВС, МЧС и гражданским авиакомпаниям — это ясно каждому.




Ил-76МД-90А




Новый тяжёлый военно-транспортный самолёт Ил-76МД-90А является глубоко модернизированной модификацией Ил-76МД.


Проект создания самолета Ил-76МД-90А реализовывался с 2007 года, в течении пяти лет, благодаря усилиям многих организаций под руководством ОАО «ОАК» (Объединенная авиастроительная корпорация). Главным исполнителем работ по подготовке производства и запуску самолетов Ил-76МД-90А в серийное производство является ОАО «ОАК — Транспортные самолеты», главным разработчиком — ОАО «Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина», изготовителем ЗАО «Авиастар-СП» и другие предприятия-соисполнители.


22 сентября 2012 г. был выполнен первый полет нового самолёта. По словам командира экипажа летчика-испытателя Николая Куимова, «полёт прошёл нормально, все системы самолета работали штатно, без замечаний».


Новые пилотажно-навигационный комплекс, система автоматического управления, комплекс связи и кабина отвечают всем современным требованиям к авионике воздушных судов и значительно увеличивают безопасность полетов, точность самолетовождения и десантирования.


Замена штатных двигателей Д-30КП2 на значительно более современные ПС-90А-76, установка модифицированного крыла и усиленного шасси значительно расширяют эксплуатационные возможности самолета.


Грузоподъёмность нового самолёта достигает 52 тонны (вместо 40-47 тонн на более ранних модификациях). Максимальная дальность полёта лайнера увеличилась до 8500 км (вместо 6700 км).


На предприятии «Авиастар-СП» идёт подготовка к серийному производству Ил-76МД-90А. По договору на поставку 39 самолетов ульяновский авиазавод получит около 140 миллиардов рублей.


Тем не менее, проект Ил-76МД-90А продвигается не так-то просто. Первое, в настоящее время покупка этих транспортников обходится ощутимо дороже, чем модернизация самолетов до уровня Ил-76МДМ. Второе, срок сдачи первых серийных машин может сдвинуться из-за возможных проблем с доводкой аппаратуры РЭБ и другого специального оборудования. Наконец, испытания начались совсем недавно и еще рано говорить, что их ход будет соответствовать плану, тем более что первый полет Ил-76МД-90А изначально собирались провести почти год назад. Однако есть надежда, что в дальнейшем программа испытания и производства новых транспортных самолетов будет идти в точном соответствии с планом.




Ан-70




Судьба этого самолёта оказалась куда хуже — его проектировали ещё в начале 1990-х годов, но в связи с распадом СССР первый полёт Ан-70 совершил только в декабре 1994 года. Но и после этого почти 17 лет судьба самолёта была неопределённой — сказались политические сложности и хроническое недофинансирование проекта. И только в конце 2011 г. Россия и Украина решили восстановить финансирование программы.


В августе 2012 года Россия и Украина приступили к совместным летным испытаниям Ан-70, а 27 сентября нынешнего года модернизированный самолёт совершил свой первый полёт. Планируется, что производство Ан-70 начнется в РФ в 2014 году.


В лётных испытаниях самолёта доказана возможность работы самолёта со слабоподготовленными грунтовыми площадками длиной 600 метров, даже если на борту самолёта при этом будет находиться до 20 тонн груза.


Получение заданных характеристик обеспечивается в первую очередь уникальной силовой установкой — двигатель Д-27 и винтовентилятор СВ-27. Попытки создания подобного рода силовых установок предпринимались различными двигателестроительными фирмами мира, но реально осуществлен только этот проект.


Ан-70 обладает рядом достоинств:





  • «электронный борт», который легко может быть адаптирован под оборудование практически любого известного производителя авиационной электроники;



  • новая электронная дистанционная система управления самолёта, благодаря заложенным в неё алгоритмам управления обеспечивает удобное и безопасное управление самолётом. К примеру, отказ любого двигателя в полёте практически не требует вмешательства летчика для сохранения прямолинейности полета. Обеспечивается автоматическая защита от выхода самолёта на закритические режимы полета, такие как сваливание, чрезмерное скольжение или крутая спираль;



  • грузовая кабина обеспечивает размещение любого груза военного назначения;



  • Соосные винты дают высоконапорную струю воздуха, обтекающую крыло со скоростью, превышающей скорость набегающего потока, что приводит к увеличению подъёмной силы крыла, а выпущенные закрылки (на 60 градусов в посадочном положении) создают эффект поворота вектора тяги. Таким образом, при заходе на посадку с полностью выпущенными закрылками больше половины подъёмной силы на крыле возникает за счёт силовой обдувки, а меньшая — за счёт набегающего потока.


Кроме того, сравнение Ан-70 с европейским А400М показывает ПОЛНОЕ ПРЕВОСХОДСТВО российско-украинского «транспортника»:




































ЛТХ Ан-70


ЛТХ А40европейского консорциума Airbus Military


Максимальная коммерческая нагрузка — 47 тонн


Максимальная коммерческая нагрузка — 47 тонн — 37 т


Крейсерская скорость — 750-800 км/ч


Крейсерская скорость — 720 км/ч


Грузоподъёмность — 47 т


Грузоподъёмность — 37 т


Дальность полёта с грузом в 37 тонн — 4700 км


Дальность полёта с грузом в 37 тонн — 3200 км


Максимальная дальность полёта — 7800 км


Максимальная дальность полёта — 7220 км


Топливная эффективность, тонна-км — 150 гр.


Топливная эффективность, тонна-км — 170 гр.


Потолок — 12000 м


Потолок — 11280 м


Мощность силовой установки — 14 тыс. кг/с.


Мощность силовой установки — 11 тыс. кг/с.





Как видно, если сформировать полки и армии ВТА, оснащённые новыми Ил-476 и Ан-70, то обороноспособность нашей армии поднимется на новый уровень. Посмотрим, удастся ли в России начать серийное производство новых машин…