Армия и оборона

Первый полет Су-27М с двигателем пятого поколения прошел успешно

Январь 28
08:46 2010

Первый полет Су-27М с двигателем пятого поколения прошел успешно


Первый полет летающей лаборатории Су-27М с двигателем, предназначенным для самолета пятого поколения, прошел в подмосковном городе Жуковск. «Полет длился 45 минут и прошел успешно, замечаний к работе двигателя не было», — сообщается в сообщении пресс-службы НПО «Сатурн».


 


СПРАВКА:


В конце 70-х годов в США началась разработка модернизированного многофункционального истребителя F-15E. Перед конструкторами ОКБ им. П.О.Сухого была поставлена задача создать новую модификацию Су-27, превосдящуюю по своим боевым характеристикам американский аналог.


Предварительные иссследования возможных направлений дальнейшего совершенствования Су-27 были начаты в 1977 году, когда ещё только начались его лётные испытания. Было решено расширить его боевой потенциал за счёт придания возможности ударное вооружение (бомбы, НАР, ракеты «воздух-поверхность»), что в свою очередь требовало совершенствования БРЭО с целью придания ему возможности обнаружения и распознавания наземных целей. Разработка новой БРЛС была поручена НИИ приборостроения. Кроме того, самолёт предполагалось оснастить оборонительным комплексом БРЭО и усовершенствованным навигационным оборудованием, а информационно-управляющее поле кабины выполнить с использованием многофункциональных монохромных дисплеев на ЭЛТ.


29 декабря 1983 года вышло Постановление ЦК КПСС и СМ СССР о разработке Су-27М (внутреннее обозначение ОКБ — Т-10М). Работы возглавил главный конструктор Н.Ф.Никитин. Общее руководство осуществлял генеральный конструктор М.П.Симонов. Параллельно с совершенствование БРЭО конструкторами было решено реализовать ряд перспективных наработок, сделанных в ОКБ совместно отраслевыми НИИ. В их числе: ПГО (испытания проводились на прототипе Т-10-24), усовершенствованная ЭДСУ, система дозаправки топливом в воздухе, модернизированые двигатели, подкрыльевые узлы подвески ПТБ. Из-за возросшей массы применены усиленные стойки шасси. Эскизный проект был готов к 1985 году. В 1987 году на опытном производстве началось изготовление первого прототипа Т-10М-1 (переоборудован из серийного Су-27). 28 июня 1988 года он впервые поднялся в небо (лётчик-испытатель О.Г.Цой). 18 января 1989 года к испытаниям присоединился второй лётный прототип Т-10М-2. В том же году началась подготовка к серийному производству на авиазаводе в Комсомольске-на-Амуре. Предполагалось в начале 90-х годов начать поставки новых истребителей в строевые части ВВС, но из-за начавшегося экономического кризиса и развала страны реализация этих планов сильно затянулась.


К середине 90-х годов за рубежом появился ряд истребителей поколения 4+, по ряду параметров превосходящих Су-27М. Возникла необходимость дальнейшей модернизации. Было решено оснастить Су-27М более мощной БРЛС, позволяющей увеличить количество одновременно сопровождаемых и обстреливаемых целей и имеющей большую дальность действия. В оборудовании кабины монохромные дисплеи на ЭЛТ заменены цветными жидкокристаллическими, применена система управления бортовым комплексом без снятия рук с ручек управления самолётом «Лидер». Новое оборудование отрабатывалось на самолётах Т-10М-11 и Т-10М-12. В феврале 1992 года Су-27М был впервые продемонстрирован главан стран СНГ журналистам в Мачулищах (Белоруссия). В сентябре 1992 года самолёт получил обозначение Су-35. Осенью того же года он демонстрировался на авиасалоне в Фарнборо.


Конструкция Су-35 аналогична самолёту Су-27. Отличия заключаются в установке цельноповоротного ПГО, новых консолей крыла, съёмного (на Су-27 — откидной) радиопрозрачного носового обтекателя увеличенного диаметра, хвостовой балки увеличенной длины, убирающегося топливоприёмника системы дозаправки. Визир оптико-локационной станции смещён вправо (как на Су-33). В конструкции фюзеляжа применены новые алюминиево-литеевые сплавы и увеличена доля композиционных материалов. Для обслуживания БРЭО на фюзеляже появились дополнитильные лючки. Шасси усилено, носовая стойка — двухколёсная. В килях увеличенной площади (на 3,1 м2) размещены дополнительные топливные баки по 300 л в каждом. Предусмотрена подвеска под крылом 2 ПТБ по 2000 л. Площадь тормозного щитка увеличена на 3 м2. Кабина пилота оборудована 3 цветными многофункциональными ЖК-дисплеями и широкоугольным индикатором на лобовом стекле. Катапультное кресло К-36ДМ имеет спинку, наклонённую на 30° для облегчения переносимости больших перегрузок. В состав бортового оборудования входит РЛС с фазированной антенной решёткой, РЛС заднего обзора (установлена в хвостовой балке), оптико-локационная станция ОЛС-27К, нашлемная система целеуказания «Щель-3УМ», станция радиотехнической разведки, теплопеленгатор, автомат постановки активных помех «Сорбция». Предусмотрено применение подвесного контейнера с системой РЭБ взаимно-групповой защиты. Под крылом установлены 2 дополнительных узла подвески вооружения. В состав вооружения включены ракеты Р-77, Х-29Т, Х-31А, Х-31П, корректируемые бомбы КАБ-500Кр, свободнопадающие бомбы калибром до 500 кг, блоки НАР.


К настоящему времени в общей сложности изготовлено 16 самолётов Су-35 (9 находятся в строю). Т-10М-1 в настоящее время является экспонатом музея ВВС в Монино.


Модификации самолёта:




  • Т-10М-1 — первый прототип. Отличался передней стойкой шасси от Су-27. Первый полёт 28 июня 1988 года.


  • Т-10М-2 — второй прототип. Первый полёт 18 января 1989 года.


  • Т-10М-3 — первый предсерийный. Изготовлен в Комсомольске-на-Амуре. Первый полёт 1 апреля 1992 года.


  • Т-10М-6 — прототип для испытания ЭДСУ.


  • Т-10М-8 — эталон для серии.


  • Су-35 (Т-10М, Су-27М) — серийный. Выпускается в Комсомольске-на-Амуре.


  • Су-35УБ (Т-10УБМ) — учебно-боевой. Отличается двухместной кабиной с двойным управлением. Изготовлен в августе 2000 года (переоборудован из Су-30МКК).


  • Су-37 — опытный с двигателями с изменяемым вектором тяги. В 1996 году переоборудован из Т-10М-11. Первый полёт 2 апреля 1996 года.

Лётно-технические характеристики














































Двигатели АЛ-31Ф
Взлётная тяга, кгс:

максимальная бесфорсажная
на форсаже

2х7600
2х12500
Габариты, м:

размах крыла
длина
высота

14,698
22,183
6,433
Площадь крыла, м2 62,04
Масса, кг:

пустого
взлётная нормальная
взлётная максимальная

18400
25700
34000
Запас топлива, кг 10250
Максимальная боевая нагрузка, кг 8000
Скорость, км/ч:

максимальная у земли
максимальная на высоте
посадочная

1400
2500
240
Максимальное число М 2,35
Практический потолок, м 18000
Дальность полёта, км:

на большой высоте
на малой высоте
перегоночная с 1 дозаправкой

3400
1400
6500
Максимальная эксплуатационная перегрузка 9
Длина разбега, м

пробега, м

750
600
Экипаж, чел. 1

Литература



  1. Беляев В.В., Ильин В.Е. Российская современная авиация. — М.: АСТ, «Астрель», 2001. — С. 167-173.

  2. Ильин В.Е. Боевые самолёты России XXI века. — М.: «Астрель», АСТ, 2000. — С. 87-105.

  3. Калабанов В., Мороз С., Приходченко И. Догнать и перегнать. // Авиация и Время. — 2003. — №3. — С. 5-20, 31-35.

  4. Котлобовский А.В. Послевоенный ударные самолёты. — Ч. 2. — Киев: «Архив-Пресс», 1997. — С. 33-34.

  5. Левин М.А., Ильин В.Е. Современные истребители. — М.: «Хоббикнига», «Техника — молодёжи», 1994. — С. 149-155.

  6. Многофункциональный истребитель Су-35. // Авиация и космонавтика. — 2003. — №8. — С. 25-26.

  7. Многоцелевые истребители Су-35 и Су-37. // Вестник авиации и космонавтики. — 1999. — №3. — С. 13-15.

  8. Рябинкин Н.И. Современные боевые самолёты. — Мн.: «Элайда», 1997. — С. 53-56.

  9. Су — триплан. // Крылья Родины. — 1994. — №3. — С. 1.