Русский мир

ПАВЕЛ РЫЖЕНКО ‒ ХУДОЖНИК СВЯТОЙ РУСИ

IMG_5762
Декабрь 24
11:20 2014

18 декабря 2014 г. в галерее на Крымском валу Третьяковской галереи (Крымский вал, 10) при поддержке Российского военно-исторического общества открылась выставка картин Павла Рыженко (1970-2014), художника, который в своем творчестве обращался к драматическим событиям отечественной истории. На выставке представлено 25 произведений художника, она продлится с 19 декабря по 25 января.
На открытии выставке среди других приглашенных присутствовали министр культуры РФ Владимир Мединский, Светлана Медведева, духовник художника протоиерей Артемий Владимиров, православный историк и писатель, начальник штаба Войсковой Православной Миссии Борис Галенин.

 

ПАВЕЛ РЫЖЕНКО ‒ ХУДОЖНИК СВЯТОЙ РУСИ

Прошло уже пять месяцев со дня ухода от нас Павла Рыженко, великого, поистине народного художника наших дней, певца Русской Армии и Святой Руси. Вернее, может быть сказать ‒ Святой Руси и ее Святого Воинства. Образы великих русских святых, воинов и царей до последнего часа вдохновляли Павла. Особенно дорог был ему образ Государя-Мученика Царя Николая II. Он говорил мне: «Об одном мечтаю, если мытарства пройду, хоть издали, одним глазком на ГОСУДАРЯ глянуть». И то, что кончина Павла произошла накануне ЦАРСКИХ ДНЕЙ, свидетельствует, что желание его было услышано.

Русь с рождения своего была необыкновенной, сказочной страной, к которой неприменимы обычные человеческие стереотипы. Где скажите мне, в какой еще стране, полководцы перед началом военных действий сообщали противнику: «Иду на Вы»? И это еще в Руси языческой, предправославной. Руси, которая еще только не спеша вставала в свой исполинский рост, как встает на одной из последних картин Павла любимый наш русский богатырь Илья Муромец. Павел до последнего часа несокрушимо верил в историческое предназначение Святой Руси, России, Третьего Рима. Верил, что не втуне русское самодержавие осуществляло на земле диктатуру правды, ‒ крепило духовную вертикаль, которая стала несущей конструкцией нашей истории, и которая даст Бог, поможет нам выстоять и теперь.

Отсчет галерее полотен Павла Рыженко о подвигах и победах Русского Воинства должно вести от его картин, посвященных Князю Святославу, слывшему Александром Македонским русской истории, и конечно от великой диорамы «Крещение войска Великого Князя Владимира», величайшего полотна русской монументальной живописи со времен Бородинской и Севастопольской панорам Франца Рубо. На этой диораме воплощен момент, когда могучая русская армия, ‒ через купель Крещения ‒ на тысячелетие стала Русским Христолюбивым Воинством.

Дальнейший путь этого Воинства пролег через Калку и Невскую битву, через Куликово поле и стояние на Угре, до болот Стохода, где почти в полном составе легла доблестная Русская Императорская Гвардия, пав ‒ за Веру, Царя и Отечество.

На сегодняшней выставке нашему взору предстают полотна, посвященные именно той начальной, былинной сказочной и трагической Святой Руси, первым славным векам нашей истории. Полотна Павла Рыженко одушевляют русское сердце, являя нам истинный лик нашей Родины, Руси, России, являя потомкам святую душу предков, не замутненную стяжательством и поиском земных благ. Полотна его говорят нам о главном ‒ о Богом данной миссии Русского народа свидетельствовать о Воскресшем Христе до конца земной истории. Дают нам силы стоять, как стоял Павел, на пути мертвого потока современной безбожной культуры и цивилизации.

Павел был моим другом ‒ ему нравились мои исторические концепты, а его картины открывали мне то, что не найти было в академических трудах. И я видел, знал, что он работает на износ, работает преодолевая усталость и боль, и не давая себе не то что дня ‒ часа роздыха. Работа, молитва, храм ‒ таким было содержание его жизни. Молитвой Господу за Россию, за Святую Русь навсегда остались нам картины его. Остались Вечной памятью воину Святой Руси рабу Божьему Павлу.

Борис Галенин, начальник Штаба Войсковой Православной Миссии

Об авторе