Откуда взялись “Северные территории”?

ОТКУДА ВЗЯЛИСЬ «СЕВЕРНЫЕ ТЕРРИТОРИИ»?


Территориальные претензии Японии к России основаны на внешнеполитическом мифотворчестве


Через несколько дней Япония будет отмечать так называемый «День северных территорий», как официальный Токио именует Южные Курилы. Традиционные приметы этого дня – митинги около здания российского посольства, шествия националистов и радикалов, выступления премьер-министра и депутатов парламентов с требованиями «восстановить историческую справедливость». Повторяясь из года в год, эти акции формируют в сознании многих японцев враждебное отношение к России, подпитывают неизжитые шовинистические комплексы.


На чем же основаны территориальные претензии Японии к России? Как ни странно, не на международном праве, а на внутренних японских законах! Как известно, японская сторона с 1953 года официально считает Южные Курилы не составной частью Курильского архипелага, а так называемыми «Северными территориями», входящим в состав префектуры Хоккайдо. И, что их территориальная принадлежность не была, якобы, обозначена в Сан-францисском мирном договоре с Японией 1951 года (вступил в действие с 1952 года).


Между тем, правительство Японии еще в начале 1947 года сообщило военной администрации США, что оно признает новую советско-японскую границу на всем ее протяжении. Это тогда же официально подтвердил американский главком Дуглас Макартур. К концу 1947 года эту границу, в том числе морские ее участки, обе стороны полностью демаркировали, причем в Токио тогда вовсе не отделяли Южные Курилы от всей Курильской гряды – то есть от «Курумусэкотана» (японское название всех Курил), как она официально именовалась в Японии до начала 1950-х годов. И именно на основе взаимной демаркации новых границ в 1947 году была создана Сахалинская область, включающая весь Курильский архипелаг.


Что же касается Сан-францисского мирного договора, в нем четко определено, что Япония «отказывается от всех прав, правооснований и претензий на Курильские острова…», а также от южной части Сахалина с прилегающими к ней островами. При этом «Курумусэкотан» был целостными административным районом Японии до 2 сентября 1945 года (то есть до ее капитуляции). И никакого отдельного южнокурильского района в составе Японии никогда не было.


Откуда же тогда взялись пресловутые «Северные территории»? Все началось с того, что в конце апреля 1952 года Конгресс США принял бессрочную резолюцию о необходимости пересмотра условий упомянутого договора и союзных документов по Японии. В той же резолюции правительству США было «рекомендовано считать незаконно отторгнутыми японскими территориями» не только все Курилы, но и Южный Сахалин (!).


Госдепартамент этот документ одобрил уже в начале мая 1952-го. И хотя его статус не был повышен до уровня закона, США с того времени придерживаются упомянутых рекомендаций – по крайней мере, в отношении Южных Курил. Протесты же со стороны СССР действия, естественно, не возымели.


А с апреля 1953 года четыре южнокурильских острова (Кунашир, Итуруп, Шикотан, Хабомаи) с примыкающей акваторией были официально включены японским правительством в состав провинции Хоккайдо в качестве «северных территорий». С этого момента и началась пропагандистская истерия, призванная убедить жителей Страны восходящего солнца, что четыре упомянутых острова представляют собой «исконно японские земли». Так ли это на самом деле? Факты говорят об обратном, и мы приводим их.


1772 г.: Япония извещает Россию, что считает своей северной границей города Немуро, Момбецу и Ваканай – то есть северный и восточный берег о. Хоккайдо.


1786 г.: Указ Екатерины II, в котором «Землица Курильская» отмечена, в числе других сибирских территорий, как «земли российские, российскими мореплавателями открытые и российскими подданными обживаемые…». В том же году Россия и Япония подписали новый торговый договор, подтверждающий, в частности, что русско-японская граница проходит «по северному берегу Матман-Мацумаэ острова, апонским ставшего».


1787 г.: в докладе японской торговой миссии в России главе правительства Японии С. Мацудайра отмечается, что Итуруп и другие около Хоккайдо – чужая территория, а айны Хоккайдо хотят быть автономными от Японии.


1805 г.: по поручению Александра I, полковник Резанов подписал с правительством Японии протокол, согласно которому «на север от Матмая (русская интерпретация айнского названия Хоккайдо) все земли и воды принадлежат Императору Российскому».


И, наконец, в 1909 году, уже после окончания русско-японской войны, в Иокогаме была опубликована книга «История айнов и Северной Японии». В ней, в частности, отмечено, что все острова севернее и северо-восточнее Хоккайдо были открыты и освоены русскими. А «название этих островов – “Курильские” – дали русские за постоянно дымящиеся там вулканы и источники горячих вод». Захватив тогда Курильские острова, японцы рассматривали их как «островную колонию», а вовсе не как историческую часть своей национальной территории.


Таким образом, идея возвращения «Северных территорий» как исконно японских земель представляет собой лишь добротно изготовленный продукт политического мифотворчества, лишенный всяких исторических оснований.


 

Источникrpmonitor

Ещё похожие новости