Происшествия

Отчёт Департамента государственной безопасности (ДГБ) Литвы о своей деятельности за 2014 год

ДГБ-Литвы
Апрель 16
04:59 2015

13 апреля, в президентском дворце в Вильнюсе состоялась присяга нового директора Департамента государственной безопасности (ДГБ) Литвы Дарюса Яунишкиса. К этому торжественному событию информационно-аналитический портал «НьюсБалт» приурочил публикацию перевода на русский язык отчёта литовской спецслужбы о своей деятельности за 2014 год.

ОЦЕНКА УГРОЗ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИТВЫ

Вильнюс 2015 г.

Среда национальной безопасности

Новый директор ДГБ Литвы Дарюс Яунишкис. Фото: Delfi.lt.

Новый директор ДГБ Литвы Дарюс Яунишкис. Фото: Delfi.lt.

Как и прошлые годы, в 2014 г. угрозы в отношении национальной безопасности Литвы, в основном, обуславливались геополитическим положение страны и трудно предсказуемой агрессивной внешней политикой, осуществляемой Россией, которая не уважает суверенитет других стран и право их выбора. Агрессия на Украине и принципиальная реакция нашей станы на военные действия и прямое вмешательство во внутренние процессы суверенного государства, спровоцировали ещё более активные информационные и разведывательные операции России, усиление инструментов «мягкой силы», политически мотивированные экономические санкции, усилие к большей централизации и координации пророссийски настроенных соотечественников и сочувствующих им группировок.

Обращается внимание на то, что создание групп влияния и координация, распространение враждебной Литве информации, расцениваются как признаки демонстрации «мягкой силы», которая в соответствующе сложившейся ситуации была бы использована для осуществления «твёрдой силы» — возбуждать социальное недовольство, сумятицу в государстве, провоцировать и поддерживать действия вражеских сил. По оценке ДГБ, в настоящее время такие группы слабы и без большей внешней поддержки не смогли бы парализовать жизнеспособность государства и возможность сопротивляться. С другой стороны, сценарии оккупации Крыма и войны в регионе Донбасса показывают, что замаскированная военная поддержка и координация третьих стран могут начать осуществляться в течение очень короткого времени.

На обстановку безопасности Литвы влияет и ставшая более агрессивной деятельность разведок с территории России и Белоруссии. Вербовка личностей, опросы, наблюдения, давление на литовских предпринимателей и дипломатов в 2014 г. велись гораздо интенсивней, нежели раннее. Такая деятельность расценивалась, как проявление внешней политики с целью запугать, шантажировать и принуждать Литву принимать в отношении России полезные, или — не принимать вредные решения. Хрупкость безопасности Литвы, в течение долгого времени не меняющиеся в отношении Литвы недружественные вехи внешней политики России и беззастенчиво применяемые методы их осуществления, откровенно агрессивная и воинственная риторика, не позволяют думать, что в ближайшее время информационная среда изменится, уменьшится активность структур безопасности и разведки России, не будут применяться политически мотивированные экономические средства давления против субъектов Литвы, замедлится влияние групп и формирование агентов влияния и их поиск.

Угрозы, создаваемые службами безопасности и разведки России

Геополитические интересы России на постсоветском пространстве и активная позиция Литвы в ЕС и НАТО в поддержке Украины обусловили то, что разведывательная деятельность России против Литвы остаётся активной и агрессивной. Службы безопасности и разведки России, действуя против интересов Литвы, преследуют следующие цели:

• Получать интересующую Россию информацию о внутренней и внешней политике, экономике, стратегических энергетических проектах Литвы;

• Воздействовать в полезном направлении для России на публичное мнение в Литве, а также на решения властных институций;

• Собирать нужную для военного планирования России информацию о системе охраны края Литвы и военном сотрудничестве с НАТО;

• Получить засекреченные сведения о службе разведки Литвы, методах её деятельности, сотрудничестве со странами НАТО и ЕС.

Агрессия России на Украине и углубляющаяся конфронтация с Западом воздействовали на задачи служб безопасности и разведки России, на интенсификацию деятельности. В 2014 г. активизировалось внимание разведки России на военную и другие стратегические инфраструктуры Литвы. Особенно увеличилось число попыток служб безопасности и разведки России вербовать выезжающих в Россию литовских граждан.

В 2014 г. в разведке России против Литвы, кроме классических человеческих методов разведки, активно применялась электронная разведка и кибернетический шпионаж. Операции служб безопасности и разведки направленные против интересов Литвы осуществлялись в нашей стране, в России и в третьих государствах. Работники служб разведки посещали нашу страну используя и прикрытие: предприниматель, журналист, учёный, член делегации, неправительственные организации. Кроме этого, службы разведки России всё ещё использовали т.н. разведчиков «нелегалов». Они являются сотрудниками служб разведки, постоянно проживают за границей и используют фальшивые документы других стран.

Одно из наиболее часто используемых прикрытий для сотрудников разведки России в Литве является — дипломатическое. Его использует Служба внешней разведки России (СВР) и Главное разведывательное управление Генерального штаба (ГРУ). Сотрудники СВР и ГРУ, прикрываясь дипломатическим статусом, работают в Посольстве России, в Торговом представительстве и в Генеральном консульстве в Клайпеде. Для шпионажа разведывательные управления России используют и не работающих в них дипломатов России. Треть работающих дипломатов России являются служащими разведывательных служб или связанными с разведслужбами.

Ресурсы СВР России в Литве направлены на сбор политической и экономической информации. Эти службы в Литве больше всего интересует:

• Внутренние процессы в политических партиях Литвы, избирательные кампании;

• Политика Литвы, ЕС и НАТО и планируемые решения в отношении России;

• Двусторонние отношения Литвы и НАТО, а также с государствами ЕС;

• Помощь Литвы Украине и сотрудничество ЕС с другими странами Восточного сотрудничества;

• Ситуация в экономике Литвы и энергетическом секторе, осуществление стратегических проектов;

• Службы разведки Литвы.

Информация, собранная СВР предоставляется институциям, осуществляющим внешнюю политику России и внутреннюю безопасность, используется в процессе принятия решений. СВР не только собирает информацию, но и пробует повлиять на решения институций Литвы и на общественное мнение. Служащие СВР, общаясь с политиками Литвы, экспертами, журналистами и другими гражданами Литвы, проявляющими себя в общественном пространстве, стремятся формировать выгодное для России мнение.

Службы внешней разведки России ГРУ – основное предназначение – поддерживать военное планирование России и расширение военной промышленности России. Приоритетом деятельности ГРУ является сбор информации о НАТО и военной готовности стран членов альянса, а также создаваемые в странах Запада военные технологии, которые могли бы быть применимыми в военной промышленности России.

В Литве ГРУ интересует:

• Политика обороны Литвы, оборонительные возможности, вооружение, военные учения;

• Политическое и военное планирование НАТО, системы коммуникации НАТО, миссия воздушной полиции НАТО в Литве;

• Дислокация вооружённых сил НАТО в Литве (создание штаба и дислокация сил быстрого реагирования);

• Военная и стратегическая гражданская инфраструктура Литвы (объекты энергетики и транспорта, коммуникации);

• Настоящие и бывшие военнослужащие, а также работники системы министерства обороны Литвы;

• Внутренняя, энергетическая, заграничная политика Литвы и политика по обеспечению национальной безопасности.

Россия, начав военную операцию на Украине, показала, что готова применить вооружённые силы против соседних государств. ГРУ особенно чётко показало себя во время планирования военных действий на Украине, подготовки диверсий и других специальных операций. Хотя вероятность военной агрессии России против Литвы и других стран НАТО в настоящее время мала, разведывательная деятельность ГРУ вызывает потенциальную опасность национальной безопасности Литвы. ГРУ активно собирает информацию о дислокации вооружённых сил Литвы и их подготовке, стратегических гражданских объектах и другую информацию тактического характера, которая нужна для планирования военных операций вооружённых сил России на территории потенциального противника и поддержки других операций. В связи с этим, проникновение разведслужб России в систему Министерства обороны Литвы, а также утеря важной информации касающейся обороны, может ослабить военную мощь Литвы и партнёров по НАТО.

СВР и ГРУ России, действуя против Литвы, ищет людей («цели»), которые могли бы предоставлять интересующую их информацию или воздействовать на решение государственных институций или на общественное мнение. Круг потенциальных «целей» служб разведки России в Литве очень большой. Это не только государственные служащие и военные, работающие с засекреченной информацией Литвы, НАТО и ЕС. «Целями» являются и такие лица, которые могут предоставить и не публичную, не засекреченную политическую, экономическую и военную информацию, а также указать и охарактеризовать других лиц, которых могут завербовать русские разведывательные службы. «Целями» службами внешней разведки России являются и перспективные студенты, юные политики, журналисты и учёные, которые могли бы исполнять в будущем задания этих служб. Также замечено, что вербуя агентов, службы разведки России оказывают приоритет тем лицам, которые имеют какую-либо связь с Россией: жили или учились в этой стране, имеют там родственников или друзей, занимаются предпринимательством или другой связанной с Россией деятельностью.

Работники разведслужб России стремятся с ним подружиться. Подозрения на предмет того, что делается попытка втянуть в шпионаж, должны возникнуть, если русский дипломат или другой служащий часто зовёт провести время в неофициальной обстановке, ищет общие пристрастия, угощает в ресторанах, дарит подарки, предлагает различные услуги (например, быстрее выдать визу). Шпионаж также можно заподозрить, если русский дипломат просит не звонить ему на работу, или по мобильному телефону и предлагает о месте следующей встречи и времени договориться заранее (т.е. во время текущей встречи) или общаться, используя общий «ящик» электронной почты.

Больше информации о методах, используемых русскими разведслужбами для вовлечения в шпионаж можно найти в информационном издании ДГБ — «Кто, как и почему шпионит в Литве».

Федеральная служба безопасности России (ФСБ) является службой внутренней безопасности, которая не выполняет зарубежную разведку, используя дипломатическое прикрытие. Однако эта служба также собирает разведывательную и контрразведывательную информацию о зарубежных странах и также стремится повлиять на процессы, происходящие в них. С наиболее интенсивной разведкой ФСБ сталкиваются государства, которые граничат с Россией.

Основной метод зарубежной разведки ФСБ – разведка с территории. Это значит, что ФСБ вербует граждан Литвы, которые посещают Россию, и посылает в Литву уже завербованных в России жителей. Разведывательную деятельность против Литвы также осуществляют служащие ФСБ, работающие под прикрытием организаций Российской Федерации (центральных, региональных или местных институций власти, средств массовой информации, государственных и частных коммерческих компаний, неправительственных организаций). Для разведки ФСБ натуральные объекты обоюдной связи России и Литвы (общественных и частных организаций, граждан).

ФСБ, как и СВР, собирают политическую, экономическую и научно-техническую информацию. Также ФСБ стремится просочиться в разведслужбы иностранных государств, в службы безопасности и правоохранительные органы. ФСБ прежде всего интересуют выезжающие в Россию служащие государственных институций Литвы, бывшие и настоящие работники правоохранительных органов, предприниматели, работники предприятий с литовским капиталом в России и другие граждане Литвы, которые могут располагать информацией, которая интересует ФСБ или повлиять на принимаемые в Литве решения.

Когда Россия начала военную операцию на Украине, ФСБ активировала разведку против иностранных субъектов (так же и Литвы) на территории России и с территории России. В 2014 г. ФСБ опрашивало и вербовало граждан Литвы, пересекающих границу России и Литвы, осуществляла агрессивную разведывательную деятельность против Службы охраны государственной границы (VSAT), собирала экономическую и военную информацию в приграничных районах Литвы, вербовала работающих в России литовских предпринимателей, работников предприятий с литовским капиталом, а также служащих правоохранительных органов. На территории России ФСБ чаще всего работает агрессивно, применяет психологическое давление, предъявляет фиктивные или настоящие обвинения о нарушении законодательства России, угрожает ограничить возможности предпринимательства, применяет и другие методы шантажа. Гражданам Литвы, согласившимся сотрудничать, ФСБ предлагает и финансовое вознаграждение.

Шпионаж ФСБ против Литвы осуществляется также электронными и кибернетическими разведывательными средствами. Центры радиоэлектронной разведки ФСБ в Калининградской области осуществляют постоянную широко-спектральную разведку коммуникаций, направленную против Литвы и других государств региона. Стоит упомянуть, что ФСБ является институцией России, которая имеет самые большие ресурсы, которая отвечает за кибернетическую безопасность в России и кибернетический шпионаж за границей. Основной целью кибернетического шпионажа разведок России является внедрение в закрытые компьютерных сетей и сбор информации, которой интересуются службы разведки России.

Принимая во внимание тенденции внешней политики России, в краткосрочной перспективе изменения в разведывательной деятельности России против Литвы маловероятны. Службы безопасности и разведки России будут продолжать интенсивную деятельность, стремясь проникнуть в систему министерства обороны Литвы, правоохранительные институции и другие институции Литвы, отвечающие за национальную безопасность Литвы. Самые активные и наиболее агрессивные службы безопасности и разведки России против интересов Литвы будут действовать с территории России и Белоруссии. Самый большой риск стать объектами вербовки и провокаций этих служб возникнет у посещающих Россию, или работающих в ней предпринимателей Литвы, дипломатов, работников правоохранительных и других государственных институций. Россия и далее будет проводить операции против Литвы в кибернетическом пространстве. Кибернетические атаки и кибернетический шпионаж служб безопасности и разведки России будут создавать угрозу критической инфраструктуре Литвы и безопасности засекреченной информации.

Информационная и идеологическая политика России

В 2014 г. сложившиеся напряжённые отношения между Россией и Западной Европой, а также США определили особенно агрессивное поведение России и в отношении стран Балтии. На международном уровне ясно декларируется позиция Литвы относительно войны на Украине, энергетические и экономические достижения Литвы, выборы президента Литвы, осуществляемые совместно с союзниками по НАТО военные учения, всё это определило, что Литва осталась мишенью информационной войны России. Основные цели осуществлявшейся в 2014 г. информационной войны России – распространять дезинформацию об осуществляемой Литвой внешней и внутренней политике, дискредитация членства Литвы в ЕС и НАТО, формирование мнение о Литве, как о стране незрелой демократии, умаление достижений энергетической политики Литвы. В средствах массовой информации России осуществляется стремление эскалировать мнимые проблемы национальных меньшинств и соотечественников в Литве, пропагандировать благоприятные Кремлю версии новейшей истории, акцентировать как бы существующие нарушения прав человека. В контексте политических событий на Украине актуализирован вопрос о положении русскоязычных людей в Литве, проявилось стремление создавать образ того, что соотечественникам нужна помощь Москвы, в стремлении их защиты от властей Литвы, которые становятся всё более «радикальными» и всё более возбуждают напряжение между Западом и Россией.

Основной целью, осуществляемой в Литве информационной идеологической политики, прежде всего, являются русскоязычные и представители других национальных общин, которые побуждаются не доверять литовскому государству и его институциям. По оценке ДГБ, в 2014 г. активизировалась политика России направленная в отношении молодёжи, основная цель которой – как можно активнее втянуть русскоязычную молодёжь Литвы в сферу политики, проводимой в отношении соотечественников и формировать благоприятные в отношении России идеологические установки. Наблюдались усилия на укрепление патриотических связей молодёжи с Россией при помощи различных организуемых и финансированных Россией мероприятий, обучений, лагерей. Самым активным представителям молодёжи создаётся возможность выезжать в различные лагеря, обучаться в российских ВУЗах, совершенствоваться на различных курсах и стажировках. Претворяя в жизнь эти проекты, создаётся благоприятная ниша для формирования лояльной в отношении России смены соотечественников за границей.

По оценке ДГБ, информационная политика, политика в области интерпретации истории и другие элементы «мягкого оружия» считаются составной частью внешней политики России. Важно подчеркнуть, что большая часть информационных компаний России против Литвы планируется, финансируется, контролируется и координируется из Москвы. Большинство инициатив, направленных против Литвы, появляется и осуществляется, а также поддерживается вертикально – политической волей Москвы: действовать, формировать идеи, распределять задания ответственным институциям, финансировать и тактически претворять в жизнь, контролировать и отчитываться.

Основными инициаторами такой политики России, формирующими и координирующими её, считается администрация президента России, службы безопасности и разведки России, Министерство иностранных дел, Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество), агентства политических технологий и общественных связей. Направленную против Литвы информационную и идеологическую политику России претворяют в жизнь поддерживаемые властями информационные агентства и средства распространения информации, академические центры, «неправительственные» организации, отдельные журналисты, историки, специалисты по общественным связям.

Обращает на себя внимание то, что в информационной войне Россия стремиться воздействовать не только на своих граждан и соотечественников, проживающих в «ближайшем зарубежье», но активно стремиться индоктринировать общественность Запада, улучшать имидж страны за рубежом, предлагая гражданам этих стран альтернативную оценку информации. Наблюдаются и постоянные усилия России находить в странах Запада лояльных по отношению к России журналистов, а их публикации на русском языке распространять в средствах массовой информации. В 2014 г. фиксировались интересы представителей средств массовой информации в Литве: они стремились найти лояльных Кремлю журналистов или общественных деятелей, готовились репортажи, в идеологическом аспекте подходящих общественности России.

В 2014 г. наблюдались активные усилия Москвы по контролю, как СМИ России, так и содержания предоставляемой ими информации, усиливалось распространение пропаганды. Кремль и дальше стремился консолидировать СМИ России и дополнил законодательную базу законами, ограничивающими свободу СМИ. Этими законами стремились ограничить свободу интернета и их пользователей, интернет компании обязали предоставлять данные о своих пользователях службам безопасности, до 20% уменьшена часть собственности зарубежных акционеров в создаваемых СМИ в России. Этот закон в ближайшее время должны будут реализовать более чем половина объединений России, работающих в СМИ, поэтому можно верить, что часть из них закроется, и СМИ России будут полностью сосредоточены в руках лояльных Кремлю.

В ноябре 2014 г. представители агентства «Россия сегодня» представили проект «Спутник» (интернетпортал и теле- радио станция). Этот грандиозный и дорогой проект должен охватить более 30-ти стран. Думается, что Литве среди этих стран будет представлена ниша, а для этого может быть использован начавший действовать странах Балтии с октября 2014 г. портал новостей „Baltnews“. В Литве этим порталом руководит бывший главный редактор предназначенной для русскоязычных газеты «Литовский курьер» Анатолий Иванов, проявивший себя и другими инициативами, поддерживающими интересы России. В СМИ России часто публиковались лояльные Кремлю псевдоаналитические статьи, а авторские обозрения тенденциозно распространяли дезинформацию и пропаганду, направленную против Литвы.

Политические и идеологические установки такого содержания в 2014 г. в Литве распространял среди общественности и международный медиа-клуб «Формат А3», руководимый журналисткой Галиной Сапожниковой. Для общественности Литвы было подготовлено 11 мероприятий, в которых участвовало политологи, экономисты, писатели и деятели культуры, поддерживающие информационную политику России. Как представитель клуба «Формат А3», соответствующий идеологической платформе России, в Молдавию выезжал тогдашний руководитель «Социалистического народного фронта» Альгирдас Палецкис. Деятельность клуба в Литве финансируется за счёт бюджетных средств России. Стремясь усилить имидж России и достичь как можно более широкое распространение, участники мероприятий в русскоязычных СМИ Литвы и России декларировали идеи, которые используют стратеги информационной войны России для дискредитации литовского государства и дезориентации общественности Литвы.

В отношении Литвы цели осуществляемой Россией «политики относительно истории» в 2014 г. не изменились: дискредитировать историю Литвы, отрицать факт оккупации Литвы, уничижать восстановление независимости и борьбу партизан, важные даты, связанные с формированием национального самоопределения. Особенно активно в СМИ России манипулировали с фактами истории Литвы, а также нагнетались угрозы с так называемым нацизмом и реваншизмом в странах Балтии. Как в СМИ России, так Литвы большое внимание летом 2014 г. привлекла инициатива ДГБ Литвы не пустить в страну псевдоисторика, руководителя фонда «Историческая память» Александра Дюкова, который планировал представить в Литве свою книгу «Накануне Холокоста»: «О роли литовцев в уничтожении евреев во время второй мировой войны и накануне её». Обобщив авторское вступление и публикуемые документы, выяснилось основное предназначение этого издания – «объективно и документально» доказать, что политика осуществляемая советами в Литве была правильной, поскольку литовцы не смирились с оккупацией и боролись против советской власти.

Инструментами для претворения в жизнь Россией задач информационной и идеологической политики в Литве были русскоязычные СМИ «Литовский курьер», «Обзор», «Экспресс неделя» и «Первый Балтийский канал», ретранслируемые в Литве телеканалы России, порталы русского интернета. Представляемая ими содержание информации относительно внешней политики Литвы, истории, энергетики, по вопросам национальных меньшинств соответствовало установкам, формируемым в публичном пространстве России относительно Литвы. Русскоязычные СМИ Литвы не формируют самостоятельную позицию относительно войны на Украине и, стремясь оправдать агрессивную политику России, используют публикации, как в России, так и на Западе, которые идеологически поддерживают политику Кремля. Стремясь консолидировать национальные общины русских и поляков, в русскоязычных СМИ негативно оценивалась политика Литвы в отношении национальных меньшинств.

Публикация факта поездки русскоязычных учащихся Литвы в военизированные лагеря в России стала поводом для русскоязычных СМИ усилить мнение, что положение русских в Литве ухудшается. Реакция властей Литвы и предложения ужесточить контроль по выезду учащихся на мероприятия, организуемые в России, а также действия правоохранительных органов Литвы были оценены как дискриминационные. На русскоязычные СМИ Литвы было оказано прямое воздействие и контроль исполнителем информационной политики России. По оценке ДГБ, русскоязычные еженедельники финансово зависимы от государственных институций России и фондов.

Социальные сети

В 2014 г. в пространстве интернета возросла активность лиц и групп, которые распространяют информацию, не соответствует интересам безопасности Литвы. Основные цели распространителей такой информации: уничижение суверенитета Литвы, оспаривание конституционного порядка, отрицание неприкосновенности и целостности территории; распространение российской пропаганды и оправдание внешней политики проводимой Россией; возбуждение в общественной среде Литвы социальных и этнических разногласий; консолидация групп антиконституционного протеста; организация различных провокаций и информационных акций.

По оценке ДГБ, информационные кампании по распространению антиконституционных положений являются условно действенными, для их осуществления нужны минимальные людские и финансовые ресурсы. Нелояльность граждан Литвы в отношении литовского государства стимулируется посредством: дискредитации литовского государства, акцентируя её настоящую или так называемую военную и/если экономическую слабость, подчёркивая как бы неправильные политические решения; формирования мнение о глубоком расслоении литовского общества – руководствуясь принципом «если не с нами, значит – против нас» (перефразировано изречение Иисуса Христа из Евангелия: «Кто не со Мною, тот против Меня, и кто не собирает со Мною, тот расточает».  «НьюсБалт»), участники информационного пространства принуждаются выбирать одну из сторон конфликта, провоцируется эмоциональная реакция на представляемую (часто обманчивую) информацию, тем самым угнетая критическую оценку информации.

Активисты, распространяющие российскую пропаганду, не имеют чёткой идеологии. Их идеологическая ось – противоречие «враг» или «друг». «Враг» — доминирование США в западном мире. Воображаемый «враг» подразделяется на меньшие группы: НАТО, ЕС, институции литовского государства, политические силы осуждающие Россию и поддерживающие Украину, политики, журналисты, империалисты, капиталисты, евреи, либералы, фашисты, русофобы, лица нетрадиционной сексуальной ориентации. Распространители российской пропаганды к «врагам» по существу приписывают всех своих критиков, которые не понимают или не обращают внимание на национальные интересы России.

«Друг» — Россия, управляемая Владимиром Путиным Россия и государства, поддерживающие это государство и его политический режим, организации, отдельные лица. Симптоматично, что в данном случае «друзьями» могут быть различные коммунисты, социалисты, националисты, антиглобалисты, гомофобы, антифашисты, антисемиты, евроскептики, Китай, Иран, Сирия, Северная Корея.

Сильной стороной лиц и группировок, поддерживающих политику России, действующих в литовском сегменте интернета, является отсутствие у них идеологии. Это создаёт им возможность сплачивать в одну группировку, которая поддерживает политику России, различных лиц, принадлежащих различным социальным слоям, различных национальностей и различных политических взглядов. Обращает на себя внимание, что пророссийскую пропаганду распространяет несколько сотен лиц, которые активно проявляют себя в социальных сетях. В несколько раз больше сочувствующих им пассивных участников интернета, которые в пространстве интернета участвую фрагментарно, и оцениваются как потребители представляемой информации, а не как создатели идей.

По оценке ДГБ, Кремль и далее будет усиливать распространение своей пропаганды не только среди общественности России, но и за рубежом. В стремлении к более широкому масштабу информационных акций против государств Балтии, будет использована 70-я годовщина окончания Второй мировой войны. В связи с агрессивной информационной политикой, осуществляемой Россией различными средствами в сегменте литовского интернета, уменьшение интенсивности деятельности мало вероятно. В социальных сетях могут быть организованы различные акции и провокации, направленные против Литвы. В краткосрочной перспективе распространение информации в сегменте литовского интернета не соответствующей интересам безопасности Литвы, могло бы быть ограничено ростом гражданской активности и ограничением пропаганды, а также — подстрекательства антиконституционной деятельности России.

Вильнюс, здание ДГБ в районе Пилайте.jpg

Новое здание ДГБ Литвы, построенное по американскому проекту.

Политика России в Литве в отношении соотечественников

Россия, стремясь увеличивать своё влияние в Литве, пользуется лидерами русских общин в странах Балтии, которые лояльны её интересам – соотечественниками России. Политику соотечественников координирует Министерство иностранных дел России.

При помощи Совета соотечественников, созданного Министерством иностранных дел России, осуществляется стремление руководить общинами русских соотечественников за границей. В государствах Балтии действуют созданные русскими дипломатами республиканские советы соотечественников. Члены этих советов, лидеры местных русскоязычных общественных организаций, претворяют в жизнь политику России в отношении соотечественников.

Финансирование русских соотечественников и цели, формулируемые им

В 2014 г. деятельность соотечественников заграницей финансировал Фонд поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом (далее — Русский фонд), учреждённый министерством иностранных дел России, и подчинённым ему Россотрудничеством. Действующие в странах Балтии члены Советов соотечественников и другие лица, претворяющие в жизнь интересы России, создали Центры по «защите» прав общин соотечественников, финансируемые Русским фондом, которые компрометируют государства Балтии в международном сообществе и увеличивают этнические противоречия внутри этих государств.

В настоящее время в Литве действуют два центра, поддерживаемые Русским фондом – Общественное предприятие «Независимый центр прав человека» и ассоциация «Центр по охране и исследованию основных прав». «Эксперты» по правам человека, которые представляют эти организации, распространяют идеи благоприятные России – обвиняют Литву в нарушении прав национальных общин, в уничтожении просвещения национальных общин, в фальсификации истории, в ограничении свободы слова, в терпимости к проявлению (нео) нацизма и т.д. Распространяя дезинформацию такого содержания, формируется негативное мнение у общественности России относительно стран Балтии, что создаёт условия оправдать направленные или планируемые против этих государств деструктивные действия Кремля.

В середине 2014 г. напротив Министерства иностранных дел Литвы прошла акция против проявляемой Литвой помощи Украине, борющейся против сепаратистов, поддерживаемых Россией. Организатор этого протеста был и руководитель «Независимого центра прав человека» Карлис Биланс.

Одним из основателей ассоциации «Центр по охране и исследованию основных прав» является Эла Канайте, член Совета соотечественников, который координирует Посольство России. Упомянутая руководит Ассоциацией учителей русских школ в Литве. Русский язык обучения в школах Литвы создал в обществе благоприятную нишу для распространения влияния России.

Претворение в жизнь политики соотечественников через систему образования русскоязычных

В прошлом году учащиеся в школах Литвы с русским языком обучения участвовали в различных занятиях, финансируемых Россией, обучениях лидерству, в пропагандистских мероприятиях и даже в военизированных лагерях. Так Россия стремится готовить русскоязычных лидеров и формировать лояльную ей смену соотечественников. В большинстве общин школ с русским языком обучения не видят ничего опасного в том, что учащиеся Литвы принимают участие в финансируемых Россией мероприятиях такого характера. В 2014 г. распространяющий прорусскую пропаганду гражданин России, журналист Анатолий Иванов в школе Литвы с русским языком обучения организовал кружок юных русскоязычных журналистов. В общинах русскоязычных учащихся Литвы популяризируется и бесплатное обучение в России. Потом такие студенты могут стать разведчиками России и объектами внимания служб безопасности, могут использоваться для воздействия на внутренние процессы Литвы.

Военный конфликт на Украине показал, что немало русскоязычных молодых людей Литвы очень легко поддаются воздействию русской пропаганды и не имеет глубоких связей с государственностью Литвы. Современная система образования национальных общин Литвы оценивается, как нарушающая национальную безопасность, увеличивающая потенциальные угрозы для социальной интеграции в Литве.

Проблематика Вильнюсского края

Целям политики соотечественников соответствует деятельность некоторых представителей польской общины Вильнюсского края, а также требования исключительного права жителям этого края. Несколько лет партия «Русский альянс» сотрудничает с Избирательной акцией поляков Литвы. На выборах 2015 г. в местные самоуправления, когда от руководимой Вольдемаром Томашевским ИАПЛ, баллотировался кандидатом в Вильнюсское самоуправление представитель предвыборной коалиции, был избран Рафаэль Муксинов, лидер Совета соотечественников, который координирует Посольство России.

Апологеты русского мессианства

В 2014 г. в Литве активно действовали и лица, симпатизирующие теориям заговора и распространению благоприятных идей для русского влияния, верующие в «духовную» победу русской цивилизации против «прогнившей» западной культуры. Эти граждане Литвы себя отождествляют не с «профессиональными» русскими соотечественниками, а чаще — с литовскими евроскептиками, националистами и даже представителями жямайтийцев (жителей современной Литвы с исторической области Жмуди. –«НьюсБалт»). Большинство их активно боролась и протестовала против разведки сланцевого газа и продажи земли иностранцам. Особенно в публичном пространстве интернета эти лица стремились формировать среди общественности Литвы установки, соответствующие интересам России. Они и объединяющие их про-российские организации также удачно используются для претворения в жизнь целей России: популяризация образа России; поддержка внешней политики России действующими в государствах Балтии общественными политическими группировками.

Энергетическая безопасность

Несмотря на существенные изменения, произошедшие в 2014 г. в секторе природного газа, наблюдались попытки концерна «Газпром» сохранить влияние на литовском рынке природного газа. В 2014 г. субъекты в России активно критиковали выбор Литвы строить Клайпедский терминал Сжиженного природного газа (СПГ), также различными способами стремились помешать создавать в Балтийском регионе эффективно функционирующий, диверсифицирующий рынок природного газа.

В краткосрочной перспективе на энергетическую безопасность Литвы может прямо действовать стремление России укреплять энергетическую безопасность Калининградской области. Руководство России связывает энергетическую безопасность Калининградского анклава с планами Балтийских государств синхронизироваться с сетями континентальной Европы и выделяют следующие направления энергетического развития Калининградской области:

1). Новые проекты по генерированию электричества;

2). Усиление линий электропередач внутренних и внешних областей;

3). Независимая от транзита через Литву поставка природного газа.

Активное стремление России в течение последних нескольких лет к тому, чтобы поставки газа в Калининградскую область как можно меньше зависели от транзита через Литву, начались осуществляться проекты терминала импортного СПГ и подземных хранилищ газа. По планам концерна «Газпром», терминал импортного СПГ в Калининградской области должен быть построен до 2018 года. По оценкам ДГБ маловероятно, что от проекта терминала СПГ откажутся, однако время претворение его в жизнь в связи с проблемами финансирования будут корректироваться.

В среднесрочной перспективе на энергетическую безопасность Литвы могут повлиять проекты атомных электростанций (далее – АЭС) в Калининградской области и Белоруссии. Строительство Балтийской АЭС в Калининградской области остановлено, однако с изменением условий оно может быть относительно быстро возобновлено. В 2014 г. проект строительства Астравской АЭС в Белоруссии исполнялся, не отставая от графика. Производство работ убыстряют институции Белоруссии, которые политически мотивированы как можно быстрее реализовать этот проект атомной энергетики. В 2014 г. на стройплощадке Астравской АЭС осуществлялись подготовительные работы, технически сложные строительные работы начнутся в 2015 году. Если и дальше график работ будет соблюдаться, первый реактор Астравской АЭС должен будет собран для эксплуатации в 2018 году, а второй – 2020 г.

По оценке ДГБ, в условиях экономических трудностей Россия всё же понемногу будет укреплять энергетическую систему Калининградской области и последовательно будет инвестировать различные строящиеся объекты в Белоруссии, однако в то же время будет предъявлять претензии Литве (через СМИ, различные международные институции) по поводу ухудшения ситуации с энергетической безопасностью Калининградской области. Россия и далее будет стремиться ослабить энергетическую независимость Литвы (других стран Балтии, ЕС): использует политические ситуации в отдельных странах, лояльные в отношении России субъекты предпринимательства, в публичном пространстве будет формировать мнение, что энергетическая независимость не нужна жителям страны, не оплачивается, неумный выбор.

Экстремизм и терроризм

В 2014 г. популярность в Литве радикальных политических идеологий оставалась небольшой. Её не увеличила даже довольно активная деятельность некоторых организаций и группировок, связанная с распространением пропаганды и организацией публичных акций. Эти тенденции подтвердили и выборы самоуправлений, во время которых кандидаты, пропагандирующие радикальные идеи, часто сталкивались с трудностями во время сбора нужных подписей для регистрации. В 2014 г. было немного случаев связанных с насильственными выпадами, однако поддерживавшие их лица участвовали в некоторых резонансных преступлениях.

Кризис на Украине и начало войны в её восточной части противопоставили правых радикалов между собой во многих государствах Европы. В одних — большинство правых радикалов поддерживает агрессивную внешнюю политику России и поддерживаемых ею сепаратистов региона Донбасс, в других – украинских националистов, борющихся за единство территории страны. Большинство литовских крайне правых относятся ко второй группе. Они поддерживают связи с единомышленниками на Украине, однако у ДГБ нет информации о том, что граждане Литвы из крайне правых организаций или групп, участвовали бы в военных действиях на Востоке Украины.

В 2014 г. в Литве активно действовала небольшая пророссийски настроенная группировка крайне правых. Её ядро составляют лица, которые раньше участвовали в действиях других организаций, объединявших правых радикалов. Некоторые из них прежде были судимы в связи с возбуждением ненависти и пропагандой неонацистских идей, впоследствии на этих лиц большое влияние оказала идеология неоевразийства и штрассеризма. Активисты этой группы регулярно осуществляли акции по распространению пропаганды. Они встретили негативную реакцию жителей Литвы и оказалось, что эти идеи не имеют поддержки в обществе. Несмотря на это, в будущем деятельность прорусских крайне правых групп может быть использована в пропагандистских кампаниях России, как например, в так называемом общественном неодобрении евроатлантической интеграции.

ДГБ в 2014 г. не установила действующие в Литве группировки и отдельных лиц, которые пропагандировали бы исламский экстремизм. Несмотря на то, что в интернете интенсивно распространяется пропаганда исламистов, в Литве не зарегистрированы признаки увеличения радикализма. Действующие в Литве представители некоторых противоречиво оцениваемых зарубежных мусульманских организаций, распространяющие своеобразную интерпретацию ислама, не заинтересовали мусульман нашей страны.

На ситуацию с безопасностью в Европейском союзе в 2014 г. сильно повлияло активное расширение терроризма на Ближнем Востоке и в некоторых регионах Африки. Расширяющиеся очаги деятельности исламских террористов в Сирии и Ираке привлекли беспрецедентный поток экстремистов из Европы. Немало таких лиц уже вернулось в государства, в которых постоянно проживали, часть из них уже осуществляли террористическую деятельность в Европе. Эта тенденция непосредственно повлияла на ситуацию с терроризмом в некоторых странах ЕС. Террористические выпады, осуществлённые в 2014 г., начале — 2015 г. в Бельгии, Франции, Дании показали, что в Европе действует немало радикально анти-западно настроенных групп лиц и отдельных экстремистов, желающих организовать террористические акты на всей территории Европы. Немало лиц, которые планировали террористические нападения или поддерживающих исламистов лиц, находящихся под влиянием исламистской пропаганды в интернете, было задержано во время анти-террористических рейдов в большинстве стран ЕС. По оценке ДГБ, увеличивающееся количество возвращающихся в Европу экстремистов из конфликтных регионов, а также количество лиц подвергшихся влиянию исламистской пропаганды, создаёт потенциальную угрозу террористических нападений всем странам ЕС. Литва, являясь членом ЕС и НАТО, соответствует общим критериям для нападения исламистских террористов, поэтому не исключается опасность террористических актов в Литве. ДГБ не имеет сведений об участии граждан Литвы в конфликтах в Сирии и Ираке.

По оценке ДГБ, увеличившаяся опасность терроризма в Европе и большая активность экстремистов будет оказывать воздействие на ситуации с терроризмом в Литве. В краткосрочной перспектив на общую безопасность региона Европы могут быстро повлиять экстремистские группировки, действующие самостоятельно и одобряющие исламистские террористические организации, экстремисты, возвратившиеся из конфликтных регионов в Европу, а также отдельные лица, мотивированные экстремистской идеологией.

Перевод выполнен Валерием Ивановым

Об авторе