Горячие точки

О суннитско-шиитском конфликте в Ираке

Август 10
14:32 2009

Олег Валецкий 


О суннитско-шиитском конфликте в Ираке


Шииты в исламском мире традиционно рассматривают себя жертвами несправедливости. На этом чувстве и базируется шиизм, ибо ему положено начало 10 октября 680 года, когда войска халифа Язида напали на силы имама Хуссейна, младшего сына халифа Али-зятя пророка Мухамеда (одновременно и его двоюродного брата) и убили его на месте где ныне находится город Кербела.


В Ираке подобное чувство шиитов было тем более сильное что они веками в Месопотамии, находились под власть суннитских племен и подвергались дискриминации, и времена Саддама Хуссейна, выходца из сунитского племени из района Тикрита, не были исключением.


Саддам Хуссейн еще в 1980 году приказал убить аятоллу Мухамеда Бакир ас-Садра и его службы безопасности столь жестоко расправлялись со всеми случаями недовольства в среде шиитов, особенно в богословском центре в Наджафе, где находится также мавзолей-мечеть имама и халифа Али.


Шииты при Саддаме имели мало влияния в политике и экономике Ирака где местная суннитская верхушка, считала их малообразованной и дикой массой, способной лишь к физическому труду и к грабежам.


Попытка восстания в 1991 году, после разгрома иракских войск в Кувейте, была жестоко подавленна войсками Саддама, в первую очередь как раз его республиканской гвардией, укомплектованной главным образом суннитами.


В 2003 году шииты подержали вход «коалиционных» войск США и Великобритании и сам Наджаф сдался без боя.


Американцы после победы поддерживали стремления шиитов к политической власти и так под их контролем оказалось МВД, тогда как заново создаваемая армия в первое время, пополнялась шиитами и лишь после 2006 года в нее в массовом порядке стали возвращать суннитских офицеров армии Саддама Хусейна.


Однако тут возникло препятствие «природного» характера, заключающаяся в склоности самих шиитов не просто к дрязгам и склокам, но и к взаимоистреблению.


В Ираке сразу же после падения Саддама Хуссейна возникло несколько шиитских группировок, вступивших во взаимную политическую а потом и вооруженную борьбу.


Первую группировку возглавил аятола Али-Систани, иранец по национальности, но сделавший свою карьеру в Ираке при Саддаме Хуссейне и возглавлявший группу шиитских исламских богословов из школ в Наджафе, Самарре, Кербеле.


Данная группировка продолжила привычное для ней сотрудничество с властями, в данном случае оккупационными.


Данная группа установила партнерские отношения с партией «Дава» нынешнего премьер-министра Ирака Нури аль-Малики, которая хоть и проповедует введение религиозного метода правления, тем не менее со времен своего нахождения в эмиграции и вооруженной борьбы против Саддам Хуссейна тесно сотрудничала и с  США но в первую очередь с Великобританией и после оккупации Ирака стал проводником как раз британского влияния. Созданная им партия «Объединённый Альянс Ирака»  при поддержке как британцев так и американского посла в Ираке Залмая Халилзада, победила на выборах в декабре 2005 года. Однако всилу начавшихся трений с курдами и суннитами представитель этой партии, премьер-министр аль-Джаафари, как слишком радикальный элемент, был смещен с поста премьер-министра указом президента Талабани (курда по национальности) и 22 апреля 2006 года Джаляль Талабани назначил Нури аль-Малики премьер — министром Ирака


Вместе с тем Нури аль-Малики сотрудничал с Ираном в ходе своей эмиграции, однако Иран далеко не монолитная среда, что и было показано беспорядками 2009 года.


С Ираном так же тесно сотрудничала и другая шиитская группировка возглавляемая арабским семейством аль-Хаккима, чей глава годами, как и Малики, участвовал в работе Иракского национального конгресса, играя правда куда более значительную нежели Малики в ней роль, и имел куда более серьезную поддержку Ирана, где до падения Саддама Хусейна находились его вооруженные формирования — «Бригады Бадра», вошедшие в Ирака одновременно с наступлением американо-британских войск в 2003 году.


Однако глава этого семейства Мухаммад Бакир аль-Хаким был убит сразу после своего возвращения в Ирак в мае 2003 входа на выходе из мавзолея имама Али в Наджафе в результате взрыва автомобиля-бомбы (тогда погибло 82 человека).


При том в организации данного теракта подозревался,его главный противник в шиитской среде Муктада ас-Садр, у которого спецслужбы Саддама Хуссейна в 1999 году убили отца Мохаммада Бакира ас-Садра и двух родных братьев. Ас-Садр также имел поддержку из Ирана, что не мешало его вооруженным отрядам «Армии Махди» вступать в бои с другой проиранской шиитской вооруженной группировкой «Бригадами Бадра», как например в ходе боев в 2006 года в городе Амара.


Ас-Садр установил свой контроль над багдадским районом Мадина Саддам, переименованный им в честь своего отца в Маддину ас-Садр.


Помимо этих в Ираке появились и другие политические партии шиитов, располагавшие своими вооруженными отрядами. Положение усугубило и прямое вооруженное вмешательства Ирана, в чьем руководстве, как показали события 2009 года, также были серьезные противоречия.


Однако осуществляла вооруженное вмешательство и другая страна-союзник США — Саудовская Аравия, с тем что она, точнее определенные круги в ней, пользующиеся политическим влиянием, оказывали прямую поддержку суннитским повстанческим движениям, и способствовали переброске туда как оружия, так и групп исламских добровольцев из всего мира.


Такие движения как «Салафитское движение проповеди и джихада (Аль-Харака ас-салафия ли-д-да»ва ва-ль-джихад) и «Ансар ислам» являлись проводниками влияния Саудовской Аравии и связным звеном с  местными исламскими фундаменталистскими (салафитскими) группировками.


В 2006 году американцы смогли последним нанести серьезный удар, переманив на свою сторону деньгами вождей суннитских племен, и создав милиционное формирование «Сыновья Ирака» численностью до сотни тысяч человек. Однако с победой на выборах 2009 года шиитов, при чем, были допущены многочисленные фальсификации против суннитов, то эта милиция осталась не у дел, и обещания по трудоустройству ее бойцов в армию и полицию оказались невыполненными. В итоге вожди суннитских племен оказались между двух огней, и должны были отступить перед силою исламских фундаметалистов (салафитов) за которыми стояла Аль-Каида.


Так же как после 30 июня американская армия прекратила патрулирование иракских городов и приступила к закрытию ряда свои военных объектов, то гражданская война в Ираке между суннитами и шиитами стала разгораться с новой силою.



Использованы материалы из книги «Ислам и политика» Игнатенко А.А.Инститит религии и политики. Москва 2006 год. Сайт института: www.i-r-p.ru