Духовная жизнь

Начало монашества в пустынях Египетских ( часть 2 )

Февраль 08
10:10 2012

Антоний Великий еще застал в Фиваидской пустыне преподобного Павла Фивейского и стал «отцом монахов». Монастыри их имени существуют доныне, но принадлежат не Православной Церкви, а монофизитам-коптам. Антоний воспитал множество учеников. Из них наиболее известными были:



Пахомий Великий — он основал первые общежительные монастыри в Тавенне, мужские и женские, где подвизались около 1000 монахов и монахинь. Для своих обителей он составил Устав, впоследствии легший в основу уставов южно-италийских монастырей.


 


Иларион Великий — из Фиваиды отправился на Кипр, но затем поселился в пустыне около Газы и основал там несколько монастырей. Сами обители не сохранились, но Устав Илариона Великого и весь строй жизни в его обителях послужили образцом для множества монастырей Палестины.


Макарий Великий (или Египетский) был уроженцем Александрии, сыном купца, торговавшего селитрой.


 Отец послал сына за селитрой в пустыню Нитрию, но Макарий увидел там место, пригодное для молитвы и духовного подвижничества. И он ушел из дома, поселился в безводной, каменистой местности, чем положил начало монашеству в Нитрийской пустыне. За духовным руководством Макарий отправился к Антонию Великому, провел у него некоторое время и затем вновь пришел в Нитрию. Монахи селились отдельными келлиями, удаленными друг друга.


 Проводили в них 5 дней в неделю, а в субботу собирались вместе, чтобы совершить всенощное бдение и литургию. Вскоре и пустыню стали называть пустыня Келлий. Впоследствии она получила еще одно название — Скитская — потому что постепенно в ней появилось множество скитов, где монахи селились по несколько человек в одной ограде. Учениками Великих преподобных IV века явились Великие старцы V в.: Сисой, Пимен, Памва, Паисий, Арсений.


Василий Великий в молодости посетил Нитрийскую пустыню, когда там подвизались и учили иноков Макарий Египетский и Макарий Александрийский. Таким образом свет египетского монашества достиг Каппадокии, где Василий Великий основывал монастыри.


Нил Синайский или Нил Постник, был учеником свт. Иоанна Златоустого. В поисках безмолвия он ушел на гору Синайскую и там провел свою подвижническую жизнь.


 Из жития Иоанна Лествичника известно, что тот, будучи еще отроком, вместе с аввой Мартирием приходил к Анастасию Великому, который предсказал, что Иоанн станет игуменом Синайской горы.



 


 Святые места на Синае.



 Монастыри на Синае были неразрывно связаны с монастырями Египта и Палестины. Точно так же, как к духовным старцам Египта, сюда приходили любители безмолвия со всех концов христианского мира. Но если сохранившиеся до наших дней монастыри Египта в Фиваиде и Нитрии принадлежат ныне коптам-монофизитам, то Синайская гора, испытавшая страшные набеги бедуинов-агарян, устояла и перед напором ересей, и перед натиском мусульман.


 Твердыней Православия на Синае стал монастырь св. Екатерины, расположенный в местах, напрямую связанных с исходом евреев из Египта. Монастырь и вся Синайская гора с множеством церквей, скитов, часовен и пещер, так же, как Святая Земля Палестины, являют собою живую связь Ветхозаветной Пасхи и Пятидесятницы, пережитой ветхим Израилем на Синае, с Новой Пасхой и Новой Пятидесятницей, от которых получила свое начало Церковь — Новый Израиль.


 Вспомним те ветхозаветные и новозаветные события, память о которых здесь сохраняется тысячелетиями. Синаем называется и полуостров, и горный массив, расположенный в его юго-восточной части. Упоминания о горной каменистой пустыне Син встречаются в древнеегипетских надписях, повествующих о военных походах египтян. В эпоху патриархов здесь жили родственные Израилю племена, потомки Мадиама и Амалика. В книге Исход рассказывается о том, как Моисей бежал из Египта на Синай, там женился на дочери мадиамитянина Иофора и пас его овец. Там, у подножия горы Хорив, «явился Моисею Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста.


 И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает. Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает. Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я! И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь с ног твоих; ибо место, на котором ты стоишь есть земля святая… И сказал Господь: Я увидел страдание народа Моего в Египте и услышал вопль его от приставников его и иду избавить его от руки египтян и вывести его из земли сей и ввести его в землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед. Итак пойди: я пошлю тебя к фараону, и выведи из Египта народ Мой, сынов Израилевых. Моисей сказал Богу: кто я, чтобы мне идти к фараону и вывести из Египта сынов Израилевых? И сказал Бог: Я буду с тобою, и вот знамение, что Я послал тебя: когда ты выведешь народ Мой из Египта, вы совершите служение Богу на этой горе.»» (Исх. 3, 2-12).


 И привел пророк Моисей народ свой к тому месту, где говорил с ним Господь из среды куста, называемого нами по-славянски Неопалимой купиной. Израильтяне расположились станом у подножия горы, а на ее вершине Моисей получил от Бога каменные скрижали с десятью заповедями. Год пробыл Израиль в этом месте, здесь он отметил вторую после Исхода Пасху и, по велению Бога, двинулся в путь, чтобы завоевать Обетованную Землю. Так Синай вошел в историю народа Израиля. Затем в 3-й книге Царств (гл.19) рассказывается о том, как в VII в. до Рождества Христова пророк Илия бежал от преследований нечестивой жены царя Ахава, Иезавели, на Синай и здесь удостоился беседовать с Богом.


 Память о всех этих событиях и местах, с ними связанных, неистребимо передавалась из поколения в поколение.


 Когда-то Синай был пристанищем для первых христиан, спасавшихся от гонений. Теперь христиане стали хранителями святых мест, с которыми были связаны величайшие события Ветхого Завета. Со временем горы и ущелья Синая покрылись десятками монастырей, скитов, храмов, часовен. В IV веке на месте Неопалимой Купины был основан монастырь и в VI в. монахам этого монастыря Ангелы возвестили о том, что за Хоривом, на вершине самой высокой горы Синая, покоятся святые мощи великомученицы Екатерины, пострадавшей в 307 году в Александрии Египетской при императоре Максимиане. С большим трудом достигли монахи вершины, перенесли мощи в монастырь, и с тех пор именем св. Екатерины называется как сама обитель, так и гора, где были обретены святые мощи. Монастырь св. Екатерины стал оплотом Православия на Востоке. Его настоятелей называют Игуменами Синайской горы.


 Другая известная обитель, Раифская пустынь, была основана на месте одного из станов по дороге от Чермного моря к Синаю. В Библии этот стан называется Елим и о нем сказано, что было там «12 источников воды и 70 финиковых дерев» (Исх. 15, 27).


 Монастыри Синая не раз подвергались набегам бедуинов и разбойников. Память об этих страшных событиях запечатлена в круге церковных праздников. 14 января все Поместные Православные Церкви вспоминают Первое избиение преподобных отцов Синая и Раифы в IV веке и Второе избиение преподобных отцев в Раифе.


 Последнее произошло в V в., когда в монастыре св. Екатерины подвизались преподобный Нил Синайский и его сын Феодул. Они пришли в Раифскую пустынь навестить тамошних монахов и в это время обитель подверглась нападению варваров. Нилу Синайскому удалось спастись, и он оставил описание этого бедствия.


 В VI веке на Синайскую гору пришел 16-летний отрок, который был пострижен в монашество с именем Иоанна. Через 20 лет он уединился в пещере и провел в ней 40 лет в неослабных подвигах. Там он написал знаменитую «Лествицу» — монашеское руководство, где автор наставляет о том, как надо стараться восходить по ступеням (по «лестнице») добродетелей. В дальнейшем монахи избрали Иоанна Лествичника (526-606 гг.) своим игуменом, а после его кончины игуменом стал его родной брат св. Георгий. Существует житие св. Иоанна Лествичника, составленное монахом Раифской пустыни Даниилом.


 Замечательно, что в честь этих Синайских монастырей — св. Екатерины и Раифской пустыни — были устроены обители в Православной России. Екатерининская пустынь была основана царем Алексеем Михайловичем в 1658 году недалеко от Москвы на месте явления ему св. вмц. Екатерины, возвестившей о рождении его дочери. Много благотворила обители императрица Екатерина II, носившая имя св. Екатерины. Собор в честь вмц. Екатерины с двумя приделами, братские кельи, ограда — все это благолепие было устроено трудами архимандрита Мелхиседека, управлявшего обителью при митрополите Платоне (Левшине).


 В начале 1930-х годов обитель была закрыта и в Екатерининской пустыни разместилась секретная тюрьма ОГПУ, получившая в народе прозвание «Сухановка» по близ расположенной усадьбе Суханово, бывшего имения князей Волконских.


 Недалеко от Казани в XVII веке была основана пустынь в память избиенных в Раифе преподобных отцов. По желанию тогдашнего митрополита Казанского Тихона Казанская Раифская пустынь в архитектурном отношении была построена по образцу основанного Патриархом Никоном Воскресенского Новоиерусалимского монастыря. Строителем Раифской пустыни был насельник Нового Иерусалима иеромонах Герман, а по возвращении из Казани он стал архимандритом Новоиерусалимского монастыря, где и окончил дни свои.


 Ныне и Екатерининская пустынь вблизи Москвы, и Раифская пустынь вблизи Казани восстанавливаются, и в них возрождена монашеская жизнь. Примечательно, что насельники Свято-Екатерининской мужской пустыни сразу же по возрождении своей обители издали книгу, в которой описали историю Синайского монастыря св.Екатерины, почитая его как бы своим прообразом.


 Так нити духовного родства тянутся от египетских подвижников и духовных учителей, из обители в обитель, из страны в страну, от духовных отцов к духовным чадам, внукам и правнукам… Для жизни Церкви эта духовная преемственность имеет поистине фундаментальное значение. Почитая Царьград своим первоучителем в устроении Церкви, а Святую гору Афон, — образцом и окормителем монашествующих, мы не должны забывать о древнейших истоках Вселенского Православия, Египетских пустынях, где монашество зародилось. О значении Египта замечательно сказал священник Сергий Мансуров: «В Египте, в IV веке, — ключ к современным и последующим событиям, здесь выковался тот склад жизни и мыслей, который не дал раствориться христианству с примирившимися с ним в IV веке государством и культурой. Государства и культура разлагались и падали, православие оставалось незыблемым. Это подготовлено было Египтом».



 Георгий Коробьин


 Журнал «Православный паломник» № 1 (3), 2002 г.