Экономика

На борьбу с кризисом бросили бывший Стабфонд

Ноябрь 06
18:10 2008

На борьбу с кризисом бросили бывший Стабфонд


По сообщению Минфина, часть средств Фонда национального благосостояния (ФНБ), выделенных на предотвращение финансового кризиса, уже поступила на счета Внешэкономбанка (ВЭБ). К 1 ноября банк получил 170 млрд руб. Из них 125 млрд руб. — для выдачи банкам субординированных кредитов, а 45 млрд рублей — для выкупа акций и корпоративных облигаций российских эмитентов (выдаются траншами по $5 млрд в день). Это значит, что национальная копилка – Фонд национального благосостояния, одна из двух составных частей бывшего Стабфонда – теперь распечатана не только для инвестиционной политики за рубежом (скупка американских ценных бумаг и т.п.),но и для борьбы с кризисом внутри страны.


Всего правительство разрешило Минфину выделить на выкуп бумаг 175 млрд руб., а на кредитование — 450 млрд рублей.


С 2009 года механизм управления средствами национальных фондов изменится – этим займется специально созданное Государственное финансовое агентство. Соответствующий законопроект Минфин собирается внести в правительство в ноябре.


«Мы в следующем году перейдем полностью к новому управлению (резервами – прим. КМ). Будет создано государственное финансовое агентство, которое будет заниматься управлением этими средствами, и это будет совершенно другая модель», — сообщил замминистра финансов Дмитрий Панкин.


Сейчас около 40% средств нацфондов размещено на внутреннем рынке, а 60%, то есть большая часть, — на внешних рынках. Что касается средств Резервного фонда (вторая составная часть бывшего Стабфонда. – КМ), то большая их часть размещена на внешних рынках, отметил Панкин.


«Следующий шаг для нас — изменение механизма управления (средствами фонда – прим. КМ)», — сказал Панкин. Если ранее они размещались на счетах Центробанка, то сейчас механизм меняется. Часть средств размещена на рублевом депозите во Внешнэкономбанке, а с созданием государственного финансового агентства полностью изменится механизм управления этими средствами, еще раз подчеркнул замглавы Минфина.


Говоря о борьбе с последствиями глобального финансового кризиса, Панкин сказал, что основной задачей на сегодняшний день для Минфина является восстановление доверия к банкам за счет мер капитализации банковской системы.


О том, что правительство России не видит причин для волнений в отечественном банковском секторе, заявил и первый вице-премьер Игорь Шувалов.


По его словам, на сегодняшний день в российский банковский сектор направлено достаточно средств для проведения расчетных операций и предоставления кредитов. Это значит, что российские банки способны осуществлять две главные функции банковского сектора: расчетные операции и предоставление кредитов.


«Вместе с тем мы понимаем, и наши контакты с представителями бизнеса говорят, что деньги до реального сектора не доходят. То есть у нас сегодня есть большая денежная масса, которой обладают банки. Но кредитный ресурс не предоставляется в достаточном объеме для того, чтобы предприятия работали в нормальном, обычном режиме», – констатировал Шувалов.


Деньги, выделенные на кредиты, ВЭБ должен вернуть Минфину под 7% годовых до 2019 года. Средства, выделенные на поддержку фондового рынка по той же ставке, нужно вернуть до 2013 года.


Перечисленные ВЭБ 170 млрд руб. не уменьшили размер ФНБ. К началу октября в ФНБ было 1288,9 млрд руб., в октябре Минфин добавил сентябрьские нефтегазовые доходы — 435,8 млрд. В итоге размер фонда вырос до 1667,5 млрд руб.


Резервный фонд пока не трогали. За октябрь фонд вырос на 13,6 млрд до 3572,8 млрд руб.


При этом совокупные международные (золотовалютные) резервы страны (куда, в том числе, входят и национальные фонды) на 24 октября 2008 года сократились на $113 млрд и составили $487,4 млрд. долларов. Получается, что ЗВР «тают», а фонды растут.


Вот как объясняет этот «парадокс» экономист Леонид Пайдиев: «ЗВР – это внешние активы Банка России. А оба фонда – внутренние пассивы. Пассивы могут расти даже тогда, когда в активах не останется ни доллара. Национальные фонды – лишь бухгалтерская запись, право Минфина (а в итоге – бюджета) на часть ЗВР. Рост фондов отражает лишь то, что Минфин собранные налоги (экспортная пошлина на нефть, налог на добычу полезных ископаемых) не тратит, а перечисляет на спецсчет, изымая из оборота. А динамика ЗВР независима — валюту, купленную Банком России на валютной бирже могут тратить, а могут складывать в ЗВР. Сейчас валюту тратят, в том числе, на удержание курса рубля».


Для того, чтобы лучше представлять себе механизм формирования пассивов и активов международных резервов, аналитики предлагают представить себе бухгалтерский баланс обычной фирмы. Например, есть у фирмы фабрика. Это актив, учли его в левой части. Заложили фабрику — учли закладную в правой части. Под залог получили кредит — учли его в левой части. Положили кредит на депозит, в обеспечение внешнеторговых операций — учли депозит в правой части. Под депозит получили товар, учли в левой части. Под товар получили поставку оборудования и т. д. В результате, в левой части скапливаются огромные суммы, которых, в некотором смысле, реально нет — это многократно продублированный один и тот же актив. Мультипликатор. Деньги из воздуха.
 
Разница между ЗВР и нацфондами – очень условно — вот в чем: ЗВР – это, по сути, западные деньги, долларовые займы наших корпораций, обменянные на рубли через Банк России и вновь размещенные на западных депозитах. А нацфонды — это наши, «домашние» деньги, объемы которых «рисует» сам Минфин.