Духовная жизнь

Моя обида и моя ненависть, или В чем праведность Иоакима и Анны?

Сентябрь 20
23:04 2012
Моя обида и моя ненависть

или

В чем праведность Иоакима и Анны?

 

Мы частенько ненавидим других. Мало ли кто эти люди. Невестка, свекровь, сослуживец. Особенно начальник. И особенно подчиненный. Как часто не понимает человек, что он поступил по отношению ко мне оскорбительно, бестактно, нагло, в конце концов. Он и сам не подумал, что его гадость – это хуже чем гадость. Он сказал мне такое, чего не могу забыть. Говорить же о том, чтобы его простить – вовсе невозможно. Почему я должен ему прощать, если он и дальше так будет продолжать? Просто сядет мне на шею, будет продолжать издеваться, будет оскорблять, цеплять меня? Да, замечательно, если я настолько толстокожий, что мне все это мелочи, и я не обращаю внимания. А если я близко к сердцу принимаю его слова? Кто дал право какому-либо человеку поступать нагло по отношению ко мне?

Допустим, я работодатель. Мне завидуют, что я всего добился своим трудом. Да, верно, бывало, мне везло и мне помогали, но всего остального за меня никто не делал, я сам учился, добивался. Почему теперь какие-то неспособные люди начинают говорить обо мне, оскорблять меня и завидовать? Это им все равно не поможет. Только я должен портить нервы и тратить свое время на улаживание глупых вопросов. А это время можно было бы использовать на дела куда как более полезные и прибыльные, если не сказать больше.

Допустим, я – служащий. Меня то и дело обманывает начальство, подсиживают коллеги. Каждому хочется на мое место поставить своего знакомого, получить мой оклад или хотя бы добавку. Да и просто, многим ли я симпатичен как человек? Про сложное финансовое положение я вообще молчу. Работаю больше, чем зарабатываю. Если, допустим, зарабатываю, то этих средств все равно не хватает на то, чтобы сразу приобрести все о чем мечтаю. При этом есть люди, которые завидуют мне.

Кто-то ненавидит тещу, кто-то – свекровь, а кто-то – невестку или зятя. Ненавидим мы по разным причинам. Что-то сказали мне. Я обиделся. Ведь я не просто так обижаюсь. Разве я на все и на всех обижен? Вовсе нет. Значит, меня надо довести до такого состояния, что бы меня прорвало. Как же тут выходит , что я не прав? Наоборот, я прав как никто более. Имею право. Разве мне запретит кто-нибудь злиться?

Только вспоминаются теперь праведные Иоаким и Анна, родители Марии. Той самой Марии, Матери Иисуса Христа. Иоаким и Анна – пожилые люди, которые не имели детей до самого преклонного возраста. Нам сегодня кажется, что не иметь детей – это печально и это является признаком заболевания кого-либо из супругов, но никому и в голову теперь не приходит унижать, оскорблять тех, кто бездетны. Мы проявляем тактичность и понимание, ведь не все в руках медицины, хоть теперь можно зачать детей иными способами за деньги. Только учитываем, что не у всех есть такие средства. Об унижении достоинства и речи быть не может. Евангелие рассказывает нам о том несправедливом отношении к Иоакиму и Анне соседей и знакомых, друзей, которое было принятым у евреев. Дети были наградой, дети были ценностью, каждый надеялся, что из его рода родится Мессия. Обвинения пожилым супругам были не просто жестокими, а чудовищно несправедливыми. Мы часто поступаем неправильно, мы обижаемся даже там, где нельзя обижаться, мы негодуем, когда нет на то оснований. Основания находим мы сами. И показываем всем вокруг нашу боль, жалуемся и ищем сочувствия. Все это по-человечески естественно. И все это понятно. Мы все понимаем, что каждому из нас даны различные трудности, различные неприятности, нелегкие периоды, которые просто надо пережить, перемолоть, перетерпеть. Только у Иоакима и Анны был повод для гораздо большей обиды – их унижали куда как более жестко. И, главное, по причине от них независящей. И оскорбляли несправедливо. Несправедливое отношение бьет гораздо больнее, чем справедливое. А когда ты стар и никто, даже сослуживцы, которые знают тебя много лет как порядочного человека, начинают подозревать тебя в самом плохом, а пойти тебе некуда и защититься тебе нечем – вот это и есть самое горькое, что может быть. Боль и страдания старых людей мы не замечаем, пока мы молоды. А старики часто не показывают этого, скрывают свои слезы. Только Бог их видит. Вот так мы и живем. Пока полны сил и здоровья – защищаемся, терпим от других, меняем ситуацию и условия, избегаем неприятных нам людей, а когда мы старимся – защитить себя не всегда удается. Только они не обижались, не ненавидели, не оскорбляли в ответ и не насмехались над обидчиками, не бежали в суд и не писали доносы, не пускались в тяжбы. Они терпели. И за это терпение, а может быть, за особенные качества этой пары, Бог вознаградил их. Он дал им дочь, которую они посвятили Богу. Они в свою очередь посвятили Богу самое драгоценное, что Он им дал, подарили Ее из любви и благодарности. А мы? Мы, получив дары от Бога – присваиваем их себе, даже забывая поблагодарить. Мы и не подумаем о том, что многие наши таланты, способности, успехи, находки – подарок свыше. Мы думаем, что все награды, успешный бизнес, прекрасное образование, чудесная школа и завидное здоровье – наша заслуга. Это я поступил в университет, это я открыл свое дело, это я сумел восстановить свое здоровье, занялся спортом, поменял питание и режим дня… Это все мои личные достижения. Разве здесь есть место Богу? Только вот зачем Ты, Боже, дал мне такие вот сложности? Для чего я тут сижу и терплю эту гадкую сплетницу — соседку, или начальника-дурака, у которого нет и капли моего ума? Почему она идет на повышение, а я – нет? У меня образование гораздо лучше и лидерские качества, а у нее…

Глядя на родителей Марии мы думаем – разве всегда за несправедливые страдания в этой жизни получишь награду? Стоит ли терпеть? Зачем терпеть, ведь можно поменять что-то? А когда нельзя ничего поменять? На что надеяться и где силы черпать? Вопрос сложный, но вместе с тем, простой. У христианина есть на Кого надеяться, есть Тот, Кому всегда можно сказать о своей обиде. И Он поможет. Он все знает и видит. Он наградит другим способом, которого мы и не ждали, Он возместит нам ущерб, поможет отыскать новые горизонты, увидеть другие перспективы, которые надо только очень желать увидеть и постичь. Иоаким и Анна – пример того неожиданного чуда, которое может произойти и у нас. Важно только не ненавидеть. Не ненавидеть справедливые и несправедливые упреки, злобу, оскорбления. Это сложно. Только это сложно без Бога. С Богом – возможно.