Экономика

«Лодка» еврозоны сильно накренилась набок

Октябрь 17
08:52 2011

Аналитик: «Лодка» еврозоны сильно накренилась набок


Экономическая «лодка» еврозоны, которую раскачивают то греки, то испанцы, то итальянцы, уже сильно накренилась набок, констатирует аналитик «Инвесткафе» Анна Бодрова.


Как полагает эксперт, «еврозона — механизм неповоротливый и оттого подверженный внутренним болезням, которые долго разгораются и потом ярко освещают путь в никуда». «Около ста видных финансистов, монетарных политиков и профессиональных инвесторов написали открытое письмо с призывом перейти от слов к делу и вывести еврозону из состояния кризиса, пока эта «лодка» не потонула. «Обеспокоенные европейцы», в числе которых известный американский инвестор Джордж Сорос, бывший главный экономист Deutsche Bank Норберт Вальтер, бывший министр финансов Германии Ганс Эйхель, экс-премьер Венгрии Гордон Байнаи, глава Banco de Madrid Хосе Перес Фернандес, финский политик Марти Ахтисаари и другие не менее известные люди призвали в открытом письме, обнародованном в Financial Times, разрешить европейский кризис в ближайшее время», — говорится в комментарии Бодровой.


По ее словам, «все просто: «лодка», которую раскачивают то греки, то испанцы, то итальянцы, уже сильно накренилась набок». «Если она перевернется, мало не покажется никому», — предупреждает аналитик.


В послании «обеспокоенных европейцев» указывается, что «принимаемые сейчас меры несвоевременны, драгоценное время истекло». «Они слишком незначительны и даже увеличивают риски глобального финансового кризиса. Решение этой проблемы — устранение недостатков еврозоны, а не выжидание времени, когда размоются и причины, и следствия, что разрушит всю мировую финансовую систему», — подчеркивается в обращении.


Как полагает эксперт, в чем-то авторы послания правы, «только вполне возможно, что в процессе спасения Европы от ее же долгов, может оказаться, что проще построить новую систему, чем исправлять безнадежную». «Хотя так ли она безнадежна? В роли ее локомотива выступает Германия, с которой снять бы лишнюю нагрузку, чтобы поезд активнее побежал вперед. Или, например, можно взять средства Словакии, удивительно упрямой страны, и направить их на развитие ее же инфраструктуры, а не в капельницу, подключенную к финансовой артерии Афин. «Евро далек от совершенства, и кризис показал это», — сказали как отрезали видные финансовые деятели в Financial Times, но пояснили, что исправлять недостатки системы нужно на ходу поезда, не тормозя его», — отмечает Бодрова.


«Обеспокоенные европейцы» предложили «весьма простую, но действенную схему: общий фонд еврозоне необходим, равно как и единый центр принятия решений». «Одновременно нужно заключить юридически легитимное соглашение, которым будут контролироваться общие финансы. Вместе с этим необходимо усиление надзора, укрепление регулирования, тотальный контроль над финансами на всех их ступенях, детальное страхование вкладов и средств, ну и подробная, буквально пошаговая стратегия совместного роста», — перечисляет аналитик.


Иными словами, подытоживает она, «еврозоне нужно наконец перестать быть драконом с семнадцатью головами (в еврозону входят 17 стран — ред.), смотрящими в разные стороны, и превратиться в единый организм с семнадцатью правыми руками и семнадцатью левыми, чтобы выбраться из долговой ямы и никогда туда больше не падать».