Горячие точки

Ливии не вырваться из лап экстремистов

Сентябрь 15
08:14 2011

Ливии не вырваться из лап экстремистов


Несмотря на то, что новое переходное правительство с большими полномочиями в Ливии будет сформировано только через неделю, представители Переходного национального совета в Триполи уже поспешили объявить о намерении построить «умеренную исламскую демократию», основанную на шариате. Так, глава ПНС Мустафа Абдель Джалиль в своей первой публичной речи упомянул, что в основу нового ливийского законодательства будут положены принципы исламского права. «Мы — мусульманский народ, выступающий за умеренный ислам, и мы останемся на этом пути», — заявил Джалиль. При этом он подчеркнул, что умеренный ислам несовместим с экстремистской идеологией.


Между тем, очевидно, что в условиях продолжающейся гражданской войны в Ливии реальную силу представляют отнюдь не политики-интеллигенты, получившие при Каддафи высшее образование, а затем ловко отмежевавшиеся от причастности к «злодеяниям кровавого диктатора». К слову, тот же Мустафа Абдель Джалиль причастен к решению о вынесении смертного приговора иностранным медикам – пяти болгарским медсестрам и палестинскому врачу, обвиненным в 1999 году в том, что они якобы специально заражали ливийских детей СПИДом. Сейчас и в обозримой перспективе «политику» в Ливии будут творить полевые командиры. У них есть оружие и власть, с которой они вряд ли готовы расстаться. Именно военные низшего и среднего звена реально возглавляют вооруженное движение, выступающее за полное свержение режима Муамара Каддафи. И эти люди представляют силу, связанную с политическим исламом. Вряд ли они во всем солидарны с теми, кто уже почти официально представляет новую власть Ливии.


Примечательно, что в опубликованном во вторник докладе международной правозащитной организации Amnesty International «Битва за Ливию: убийства, исчезновения, пытки» содержатся данные о жестоких действиях повстанческих формирований, которые «абсолютно безнаказанно линчевали, расстреливали, вешали и убивали иными способами десятки схваченных солдат и подозреваемых в наемничестве» сторонников Каддафи.


И теперь, как предполагают новые ливийские власти, эти люди с восторгом должны включиться в процесс строительства «умеренной исламской демократии». Давно известно, куда ведет дорога, вымощенная благими намерениями. «Учитывая, что подавляющее большинство населения Ливии – мусульмане, предпосылки для строительства исламской демократии, конечно, есть, — отметил в беседе с корреспондентом «Росбалта» исламовед, доцент Московского государственного лингвистического университета Роман Силантьев. — Однако в словосочетание «исламское государство» разные люди вкладывают разный смысл». По словам эксперта, многие видят такое государство как нечто идеальное, построенное по всем исламским канонам. «Обычно строительство этих новых идеальных исламских государств заканчивается или очередной ваххабитской Чечней, или талибским Афганистаном», — отмечает Силантьев.


Кстати, опасения, что Ливия может оказаться в руках исламских экстремистов, высказывают теперь даже в руководстве НАТО, активно помогавшей и помогающей ливийской оппозиции сбросить «ярмо тирании». Как отметил в интервью Daily Telegraph генеральный секретарь Альянса Андерс Фог Расмуссен, нельзя «исключить возможности, что экстремисты попробуют использовать ситуацию и совершить прорыв в условиях вакуума власти». Очевидно, что, ввязавшись в ливийскую авантюру, Запад получил новый Ирак и Афганистан, где после ухода коалиционных сил со всем известной «взрывной» активностью продолжается строительство «новой государственности».


Практика показывает, что изменение режимов в мусульманских странах в подавляющем большинстве случаев ведет к резкому ухудшению обстановки. Не говоря уже об Ираке, Афганистане, Сомали… В том же относительно благополучном Египте «арабская улица» никак не успокоится, и нет оснований полагать, что это скоро произойдет.


Очевидно, что строительство более-менее спокойной жизни начинается тогда, когда «революционерам» третьего-четвертого поколения удается уничтожить «революционеров» двух первых поколений. А до тех пор об «умеренном исламе» можно забыть.