Экономика

Конец эпохи потребительского бума

Январь 05
20:22 2009

Конец эпохи потребительского бума


Дорогая нефть и сверхдоходы от ее экспорта принесли в России гигантский всплеск потребления. Пережив смутное и голодное время 90-х годов, россияне бросились проедать свалившееся им на голову богатство.


Рост доходов населения почти двукратно опережал динамику экономики. Как заявил в феврале этого года Владимир Путин, занимавший тогда должность президента страны, реальные доходы россиян за 8 лет выросли в 2,5 раза. «Я прекрасно знаю все, что связано с инфляцией, ростом цен и т. д., но реальные доходы все-таки выросли в 2,5 раза. Пенсии также выросли почти в 2,5 раза. Безработица и уровень бедности уменьшились более чем в 2 раза», – говорил Путин.


По сравнению с развитыми странами доходы россиян продолжали оставаться невысокими, однако соотношение доходов и расходов выводило Россию едва ли не в планетарные лидеры. Высокая инфляция, не позволяющая получать нормальный доход от накоплений, и традиционно легкомысленное отношение большинства россиян к заработанному стимулировали безудержный рост потребления и не давали задуматься о завтрашнем дне. «Рост потребительского спроса поддерживался снижением нормы сбережений населения. На долю потребительских расходов населения (оборот розничной торговли и платные услуги населению) приходится более 70% всех денежных расходов среднестатистического россиянина», – цитирует положения доклада Минэкономразвития агентство Интерфакс.


Жизненные стандарты менялись очень быстро: многие виды товаров и услуг, бывшие доселе недоступной роскошью, буквально за пару лет переходили в разряд привычных и неотъемлемых.


Вот, например, ситуация, ставшая за последние годы совершенно привычной. «Офисный планктон» с зарплатой $500 в месяц покупает в кредит сотовый телефон за $1000. А чуть более успешные менеджеры, получающие $1500-2000, имеют кредитную иномарку. Не случайно Россия выбилась в лидеры по объемам продаж новых авто – почти половина автомобилей покупалась в кредит.


Рост объемов кредитования вообще поражал. Если в 2000 году, по данным Росстата, население получило за год 44,7 млрд руб. заемных средств, то уже к 2007 году эта цифра составила 3,2421 трлн руб.!


Соответствующими темпами развивалась и розничная торговля. Ее оборот возрос с 2,352 трлн руб. в 2000 году до 10,853 трлн руб. в 2007 году.


Международные корпорации – от производителей пива до автомобильных концернов – причислили Россию к одному из наиболее перспективных и динамично развивающихся потребительских рынков мира. Ожидалось, что по итогам 2008 года потребительский рынок России станет самым крупным в Европе по объемам продаж большинства товаров.


Импорт рос, как снежный ком. Так, объемы заграничного продовольствия с 7,4 млрд руб. в 2000 году выросли до 27,6 млрд руб. Импорт транспортных средств подскочил с 10,6 млрд руб. до 101,8 млрд руб.


Но кризис накрыл и Россию. Несмотря на существенное снижение темпов роста реальных доходов населения, динамика оборота розничной торговли пока остается достаточно высокой. За 11 месяцев рост составил 14,1%. Впрочем, в ноябре потребительский спрос начал замедляться: рост к ноябрю прошлого года составил 8% по сравнению с ростом в 12,3% месяцем ранее и 16,4% в ноябре прошлого года.


В конце декабря потребительский спрос еще подпитывался предновогодним ажиотажем, однако после новогодних каникул придется затягивать пояса.


Рынок потребительских кредитов практически прекратил существование, работодатели сокращают персонал и зарплаты, компании потребительского сектора останавливают инвестпроекты. «Юрьев день» для потребительского рынка настанет в момент «невыхода из запоя 3 млн человек, которые не выйдут на работу, потому что у них не будет работы после 10 января», – прогнозировал в ноябре бывший владелец крупнейшего сотового ритейлера «Евросеть» Евгений Чичваркин.


Официальные оценки масштаба грядущих увольнений скромнее.


Мониторинг, проведенный Рострудом, показал, что «на стадии различных форм гибкой занятости» (неполный рабочий день или неполная рабочая неделя, а также вынужденный уход сотрудников в отпуск без сохранения содержания) сейчас находится примерно 250 тыс. человек. Это – потенциальные кандидаты на сокращения.


Глава Роструда Юрий Герций отметил, что массовых сокращений таких сотрудников можно ожидать в конце января, в феврале и марте. В группу риска входят прежде всего специалисты в области финансов, управления и юриспруденции. Одновременно с этим вакансии, которые может предоставить уволенным государственная служба занятости, пока не способны покрыть потребность в работе для этих категорий работников.


Помимо ограничения в заработной плате, многих погнавшихся за материальными благами россиян ожидают и более серьезные неприятности. Люди, взявшие кредит на покупку машины, бытовой техники или какого-либо другого товара, могут потерять возможность его погашать. Если вчера ежемесячные выплаты по кредиту казались не обременительными, то после потери работы или снижения зарплаты они могут стать «неподъемными». Неприятности также поджидают граждан, соблазнившихся в свое время на низкую процентную ставку и взявших долларовый кредит: ведь зарплату они по-прежнему получают в рублях, а курс российской валюты в последнее время «плавно изменяется».


Падение доходов повлечет за собой снижение уровня потребления.


Падение спроса уже ощущается в секторе дорогих товаров: продажи автомобилей иностранных марок в октябре снизились в сравнении с сентябрем на 5,7%. В ноябре реализация упала уже на 19,5%, подсчитала Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ).


Как сообщал Интерфаксу заместитель министра промышленности и торговли Андрей Дементьев, по прогнозу министерства продажи новых импортных легковых автомобилей в 2009 году упадут на 47%, при этом в целом по российскому рынку продажи легковых машин снизятся как минимум на 30%.


В ноябре этого года впервые за долгое время исследователи из Romir Monitoring зафиксировали снижение расходов домохозяйств на товары повседневного спроса – на 1,8% к предыдущему месяцу. Россияне начали экономить на товарах повседневного спроса, и производители замерли в ожидании того, как сильно это скажется на продажах.


По прогнозам «Ренессанс Капитала», объем рынка розничной торговли в 2009 году сократится на 9% в долларовом эквиваленте или вырастет на 11,4% в рублевом. Сегмент продуктовой розницы сократится на 4,9% в долларах или прибавит 16,5% в рублях, тогда как в непродовольственной рознице сокращение продаж составит 12,3% (рост 7,5% в рублях).


В свою очередь, розничные сети проведут оптимизацию ассортимента и сократят количество товарных позиций, считает исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Илья Белоновский. «Если до кризиса на полках было 20 видов подсолнечного масла, то теперь его останется 5 или 10 видов», – заявил он. В АКОРТ полагают, что в условиях кризиса в поисках самой низкой цены на продукты все больше потребителей предпочтут цивилизованным форматам торговли продуктовые рынки и ярмарки. И.Белоновский считает, что в ответ на запрос покупателей ритейлеры будут концентрироваться на открытии дискаунтеров.


Прежде всего от сокращения спроса пострадают производители и продавцы непродовольственных товаров. Сокращение потребительского кредитования приведет к существенному падению продаж крупных товаров. Это и бытовая техника, и электроника, и мебель.


И дело не только в кредитовании покупок и отложенном спросе: падение продаж ожидается и в тех группах непродовольственных товаров, которые традиционно покупаются без кредита. Александр Федоров, президент группы компаний «Дикая орхидея», которая управляет примерно 260 магазинами нижнего белья, говорит, что в следующем году сеть закупит на 30% меньше товара, чем в 2008 году, поскольку продажи уже сейчас упали не только в сегменте элитного белья, но и в массовом.


Так, по данным исследования Ситибанка, в октябре-ноябре мужчины сократили свои расходы на приобретение одежды на 20% по сравнению с соответствующим периодом в 2007 году. Похожую динамику показывают расходы на спортивные товары. В октябре и ноябре они сократились на 31% и 35% соответственно.


Сфера развлекательных услуг в канун Нового года готовится к последнему всплеску спроса в период праздников и затем – к снижению потребления. Председатель совета директоров ГК «КАРО» Леонид Огородников уверен, что отечественные кинопрокатчики пострадают от кризиса в меньшей степени, чем представители других сегментов рынка услуг. «Это же показала рецессия начала ХХ века в США, где во время Великой депрессии росли только две отрасли – кинопоказ и продажа конфет», – отмечает он. Рост количества посетителей кинотеатров в настоящее время продолжается, однако они начали экономить на попкорне и прохладительных напитках, констатируют в компании. По итогам ноября в сети «КАРО Фильм» было отмечено падение от доходов сектора F&B (еда и напитки) на 8%.


Владельцы отелей среднего класса в нынешних условиях терпят значительные убытки, признает директор отдела продаж российского департамента компании «Роза ветров» Татьяна Румянцева. По ее словам, в последнее время спрос на отдых средней ценовой категории упал, причем очень существенно – на 40-50%.


Во время экономического спада людям будет не до модной одежды: нас ждет сужение ассортимента марок и общего количества модных товаров на рынке, говорит гендиректор Ассоциации предприятий индустрии моды (АПРИМ) Мария Сморчкова. По данным АПРИМ, в октябре 2008 года заказы продавцов одежды на весну 2009 года сокращены в среднем на 20%. Продавцы прогнозируют общее сокращение заказов на зиму следующего года на 50% по сравнению с текущим объемом.


Негативно на доходах модной розницы сказывается и девальвация рубля. «Индексировать цены на импортную одежду и обувь в России в соответствии с курсом валют невозможно. Сценариев снижения таможенных пошлин на готовую одежду и обувь не предусматривается. При развитии этого сценария оставшиеся немногочисленные покупатели средне-среднего и средне-высокого сегментов просто откажутся от покупок одежды в России в пользу заграничных распродаж», – прогнозирует Сморчкова.


Если пользоваться мобильной связью люди продолжат, то покупать новые телефонные трубки будут уже не так часто. Спад продаж в сотовой рознице начался с середины октября и в ноябре составил 30-40%, рассказывал Интерфаксу Чичваркин.


Чичваркин назвал этот сценарий «не пессимистическим, а нормальным», учитывая не только падение спроса, но и тот факт, что независимая сотовая розница прекращает свое существование и переходит под контроль мобильных операторов. Сотовые ритейлеры были в числе первых, пострадавших от кризиса из-за высокого уровня закредитованности. Когда рефинансировать долги посредством новых кредитов стало невозможно, большинство сотовых ритейлеров были вынуждены искать возможности перехода «под крыло» операторов.