Происшествия

К 300-летнему юбилею Полтавской битвы украинские власти предлагают установить памятник Карлу XII

Март 21
21:03 2008

К 300-летнему юбилею Полтавской битвы украинские власти предлагают установить памятник Карлу XII


Собрание Русской общины Полтавской области приняло решение добиваться признания 2009 года – года 300-летнего юбилея Полтавского сражения – «Годом Полтавы». Как сообщает Информационный центр «Русского содружества», инициаторы предложения отметили особую роль города в истории Северной войны 1700-1721 гг, поскольку именно «оборона Полтавы окончательно провалила захватнические планы шведов и вставших на сторону оккупантов некоторого числа казаков и старшин во главе с гетманом-изменником Мазепой».

«Стойкость защитников Полтавы и задержка шведов под ее стенами привели к решению Петра Великого дать здесь генеральное сражение, которое и произошло 27 июня 1709 года, показав мощь новой Русской армии и раскрыв таланты целой плеяды ее командиров. Это была первая крупная победа молодой Российской Империи, подтвердившая факт ее рождения и становления», – говорится в документе. «Таким образом, – подчеркивается далее, – Полтава является подлинным образцом города незапятнанной воинской Русской Славы для народов Украины и Российской Федерации и может быть не только символом воинской доблести, но и образцом выполнения союзнического долга».

Между тем, сообщает «Русское содружество», по инициативе украинских властей, а конкретно так называемого Оргкомитета по «отмечанию» юбилея Полтавской битвы, принято решение установить на территории музея-заповедника Поле Полтавской битвы, рядом с недавно оскверненным украинскими националистами памятником Императору Петру Великому, памятник шведскому королю Карлу XII – предводителю оккупационных войск во время Северной войны.

Так, полтавский горисполком провозгласил архитектурный конкурс на эскизное решение памятника шведскому королю, а во главе жюри конкурса назначен заслуженный деятель искусств Украины Юрий Самойленко. «Подобное решение, неподдающееся логике, вызывает справедливое негодование, ведь история еще не знает прецедентов, когда уничтожавшим и унижающим традиции, достоинство и культуру палачам устанавливают памятники на месте их преступлений силами тех, кто подвергся нападению», – отмечается в постановлении Полтавского областного Координационного Совета российских соотечественников.

«Шведская армия еще до своей «полтавской истории» разграбила и осквернила своим присутствием Львов. Большая часть львовян была жестоко истреблена, горожан рубили на улицах, затем грабили дома и церкви, «все серебро из костелов взяли и у жителей городских, деньги и сукна взяли». В помещении Львовского архива шведы устроили конюшню, используя актовые книги и фолианты, как подстилки для лошадей. Исследователь западноукраинских архивов И.Линниченко писал в 1888 году в «Киевской старовине»: «Вследствие бесцеремонного хозяйничания шведов, целые книги представляют собой теперь ряд небольших кусочков, в которых уже ничего нельзя разобрать, но они старательно сохраняются для потомков». Неужели «продвинутые» национал-патриоты – львовяне, поддерживают идею установления памятника разорителю их города?», – говорится в документе.

Как сообщается далее, «войдя в пределы современной Украины, шведские оккупанты устанавливали свой «новый порядок», учения, насилие в отношении местных жителей, в том числе женщин и детей. В частности, город Веприк, чьи жители оказали чрезвычайно стойкое сопротивление захватчикам, «Карл XII приказал майору Вильдемайеру «превратить его в пепел». Крайне жестоко были умерщвлены попавшие в плен защитники городка. Погромом и казнями завершилось пребывание шведов и мазепинцев в Лохвице. В Краснокутске шведы вывели за околицу всех женщин и детей и погнали их раздетыми по глубокому снегу. Город за сопротивление был сожжен. За малейшее неповиновение или подозрение в непослушании или связи с русскими были сожжены села Ковалевка, Рашевка, Опошня. В Опошне «цивилизованные» европейцы-шведы придумали следующий способ наказания – они заставляли детей убивать родителей, и наоборот, в случае отказа жестоко пытали. Особое отношение демонстрировали шведские солдаты-протестанты к православным храмам, куда заводили лошадей и где кололи иконы штыками, а то и вовсе разогревали пищу на кострах из икон. Храмы нещадно и методично грабились. Иллюстрацией этого отношения может служить иконы Полтавского Крестовоздвиженского монастыря, на которых шведы вырезали шахматные доски, дабы коротать досуг между убийствами местного населения. Иконы эти вносили перед войсками в спасенную Полтаву уже после сражения».

«Все эти факты, – говрят авторы постановления, – хорошо известны историкам-членам Оргкомитета, но по причине собственного лицемерия или политической похоти, позорно умалчиваются и скрываются от общественности, которой «открывают» шведов и их короля, как «цивилизованного европейского союзника» борца с московским империализмом – гетмана Мазепы».

«Установление памятника гонителю предков нынешних украинцев и русских, рядом живущих на Украине и на Полтавщине, выглядит цинично, а по отношению к православным гражданам даже преступно. Установка памятника королю-завоевателю не будет способствовать установлению гражданского, межнационального и межконфессионального согласия, а наоборот. Считаем, что о позиции русских и православных граждан, должна узнать не только официальная украинская, но и российская и шведская сторона, которая вряд ли будет удовлетворена тем, что вокруг имени их добропорядочной страны и имени их и без того, не слишком популярного короля, может разгореться нешуточный скандал», – подчеркивают авторы письма, обращающиеся к дипломатическим представительствам России и Швеции, священноначалию Русской и Украинской Православных Церквей и Всеукраинскому Совету российских соотечественников.

Тем временем, в планах народного депутата Украины и лидера националистической организации «Просвита» добиваться переименования в Полтаве улицы Фрунзе в улицу Ивана Мазепы, а улицы Ленина в улицу Симона Петлюры. Как заявил на это предлоежние председатель Русской общины Полтавской области Виктор Шестаков, «инициативы Кульчинского стоит рассматривать только как элемент насильственного «опетлюривания», а теперь и «омазепивания» Полтавы, города, чье имя стало известно миру, только лишь благодаря победе Русской армии в 1709 году, которая нивелируется сегодня всеми возможными способами (…) Это просто какая-то вакханалия, припадки изменничества».