Экономика

Износ оборудования как угроза национальной безопасности России

Декабрь 29
00:41 2010

Износ оборудования как угроза национальной безопасности России


«…постепенно всё приходит в колоссальный упадок».


Экс-заместитель министра связи А.Батюшкин, 2000 год. [1] 


 


Материалы на тему износа основных фондов в России под разными названиями («Ржавчина», «Износ» и др.) стали публиковаться мною с 1997 года в различных закрытых и массовых изданиях, были использованы при составлении программ политических организаций и партий, выступлений политических деятелей. Возможно, это имело какое-то значение. 


Тем не менее, приходится констатировать, что ситуация кажется только ухудшающейся.


 


В конце 1999 г. в то время тогда ещё премьер-министр России Владимир Путин в одном из своих выступлений также затронул проблему износа. Согласно его тогдашним оценкам, доля оборудования со сроками эксплуатации до пяти лет сократилась в России с 29% в 1990 г. до 4,5% в 1998 г. Из имеющихся в России машин и оборудования более 70% эксплуатируется более 10 лет, что вдвое превышает экономические показатели развитых стран [2]. При этом объемы инвестиций в реальный сектор экономики, столь необходимые для обновления стареющих основных фондов, сократилась за 90-е годы в пять раз. Сокращались и средства, выделяемые на инновации, научно-исследовательские работы. Всё это привело не только к количественному, но и к качественному отставанию России от передовых стран [3].


Вновь Владимир Владимирович выступил на эту тему почти сразу же, как стал исполняющим обязанности Президента в январе 2000-го. Впоследствии тема износа поднималась Партией «Единство» под названием «Проблема 2003 г.», озвучивали её и Организация «Отечество», и КПРФ…


Показалось, что наконец-то и общество и власть всерьез озабочены проблемой обновления основных фондов и вот-вот начнётся долгожданная модернизация. 


Но за политическими баталиями, нефтяным дождём и решением текущих задач, ИЗНОС как-то был подзабыт… 


Хотя, можно предположить, что все эти 10 лет велась громадная незаметная общественности подготовительная работа, и вот-вот начнётся ОБНОВЛЕНИЕ.


Благо, что момент настал очень интересный.


Ныне ситуация очень похожа на ту, что была в конце 20-х годов прошлого века. Нам нужно обновление и мы его совершим на основе самого передового, что есть в мире.


Западному, да и Восточному капиталу надо куда-то вкладывать инвестиции. Норма прибыли в России колоссальна. Теоретически мы можем покупать целые технологии и на место разрушенного сразу же установить новейшие, самые современные производства. 


Может быть, именно с этим связано и наше вступление в ВТО?


И действительно, последнее время о проблеме вновь заговорили, часто показывают по телевидению различные сюжеты на эту тему, центральные печатные СМИ много пишут об износе и о проблемах ЖКХ, стали сообщать и о промышленности. 


Недавно на эту тему написал в «Известиях». Не удержусь, чтобы не процитировать фрагмент из этой статьи: 


«Счетная палата исследовала состояние основных фондов российской промышленности и ужаснулась. Износ составляет уже 80%, половину оборудования нужно просто выкидывать на помойку. Дела намного хуже, чем в советские годы, когда перед страной стояла та же проблема, констатировали аудиторы на своей коллегии. Опрошенные «Известиями» эксперты с такими оценками согласны. Но по вопросу «что делать?» мнения разошлись.


Анализ показал, что износ основных фондов в отдельных отраслях промышленности достигает 80%, в то время как динамика их обновления не превышает 11%. По сравнению с 1970 годом средний возраст оборудования отечественной промышленности увеличился почти в два раза. В 1970-м 40,8% мощностей имело возраст до пяти лет, а в настоящее время — лишь 9,6%, — сообщил департамент информации Счетной палаты.


Аудиторы считают, что «около половины предприятий испытывают проблемы с оборудованием, при этом отечественные производители не обладают достаточными возможностями обеспечения российских предприятий высокотехнологичной качественной техникой».


Предприятия пытаются исправить ситуацию. Но в России машин и оборудования практически не производится. Все закупается за рубежом. Таким образом, те отрасли, что могут себе позволить такие закупки, формально чувствуют себя сносно. Это телекоммуникации и сырьевой сектор. Остальные завидуют. Но даже там, где есть видимость производства отечественных устройств, они делаются из иностранных компонентов.


— Для производства российского телекоммуникационного оборудования использование производителями импортной элементной базы в среднем доходит до 80%, — заявляют аудиторы. — В буровых установках отечественного производства импортное оборудование содержится во всех комплектующих и составляет около 45% от стоимости всей буровой установки. 


До кризиса экономика получала сверхдоходы, износ оборудования никого не волновал, говорит Василий Колташов из Института проблем глобализации и социальных движений.


— Сейчас конкуренция обострилась и обновление фондов стало важным. Вступая в ВТО, мы оказываемся не в самом выгодном положении, потому что есть страны, где рабочая сила дешевле, — акцентирует эксперт. — Государство в этой ситуации может не вступать в ВТО, а ускорить создание Единого экономического пространства с Белоруссией и Казахстаном, облегчить движение капиталов и рабочей силы.


— Присоединение к ВТО ситуацию не ухудшит, — спорит председатель совета директоров инвесткомпании «Арбат Капитал» Алексей Голубович. — Наоборот, у нас станут строить филиалы иностранных компаний, завозить оборудование. Но передавать самые современные технологии, конечно, никто не станет.


Правда, и он признает, что присоединение ко всемирному торговому клубу «похоронит надежду на возрождение независимой промышленности». Бросается в глаза, что эксперты и чиновники ходят по замкнутому кругу. Цифры об износе гуляют с начала 90-х годов и в принципе всегда воспринимались как «страшные».


А оценка последствий присоединения к ВТО так и не выработана. Несмотря на то что Россия даже получила иностранный грант на такие исследования» [4].


Так что с каждым днем Россия приближается к рубежу, за которым последуют массовые техногенные катастрофы, вызванные не действиями террористов, не забастовками и не массовым нарушением технологических циклов, а банальной коррозией, разъевшей металл, трещинами в подшипниках и шестеренках, фундаментах зданий, словом тем, что по научному называется — износом основных фондов.


Массовое обновление, если оно действительно начнётся,  неизбежно потребует колоссальных финансовых и политических издержек, вызовет неизбежные социально-политические последствия и изменения в обществе. Какие? Это тема отдельного разговора…


Между тем исторический прецедент есть, ведь подобная проблема уже стояла перед страной в конце 20-х годов. Каким путем её удалось решить, какую цену заплатить народу – хорошо известно.


Модернизация 40-х годов также может стать нам примером. Тогда промышленность пришлось во многих регионах создавать с нуля, восстанавливать разрушенные во время войной города и деревни. Задача была в основном  выполнена всего за одну пятилетку, причём, в отличие от 30-х годов без помощи Запада, без его кредитов и специалистов.


Примером может послужить и проводимая модернизация в Китае и в других странах азиатско-тихоокеанского региона.


 Однако у нас сейчас ситуация принципиально иная, чем в СССР или в Азии, ведь на территории нашей страны всё ещё имеется более 1000 радиационно- и более 2000 химически опасных объектов, десятки тысяч километров магистральных газо- и нефтепроводов, сотни тысяч тонн складированных и транспортируемых взрыво- и пожароопасных продуктов и отравляющих веществ, тысячи уникальных потенциально опасных сооружений.


В тоже время износ основных фондов достиг кое-где 80-90%, повсеместно нарушается технологическая дисциплина из-за необходимости использовать некондиционные сырье и материалы, уменьшаются затраты природопользователей на строительство, реконструкцию и эксплуатацию природоохранных сооружений и оборудования ввиду переключения средств на экономические и социальные нужды. [5] 


В целом же по стране износ уже в 2000 году составил более чем 60% [6] оборудования.


Простой расчет приводит к выводу о том, что страна вот-вот окунется в хаос — машины, рельсы и трубы откажутся служить людям. Большинство городов, промышленных предприятий, электростанций, тепло- и электросетей строились в 60-80-е годы, скоро окончательно “срок годности изделий” истекает, а после “августовской революции” почти никакого обновления не было — руководство страны и предприятий были озабочены тем, как поделить, или, в лучшем случае — как сохранить имеющиеся производственные мощности и материальные ценности. О замене устаревающего оборудования иные и задумывались, но из-за нарастающего кризиса, в условиях, когда средств хватало лишь на зарплаты работникам, на это не хватало средств.


Справедливости ради стоит заметить, что проблема как таковая возникла уже в начале 80-х годов, а может быть даже и раньше. Ещё в XIX веке Д.И. Менделеев делал доклад царскому правительству об изношенности оборудования на металлургических заводах Урала.


И на всю жизнь в моей памяти останется скромный легкий учебный штурмовик Л-29, на котором я во время армейской службы работал техником. Он был выпущен в начале 60-х годов, его двигатель несколько раз выработал свой ресурс, но, тем не менее, из-за нехватки техники, командование своими приказами постоянно продлевала его срок. Планер самолета странно дребезжал, и не все фигуры высшего пилотажа можно было на нем выполнять, однако надежная машина летала.


Именно необходимость массовой модернизации и грядущей замены оборудования навела часть политического руководства СССР на мысль о необходимости изменения системы управления страной, т.к. старая, псевдоцентрализованная структура давала один сбой за другим, а нефтедолларов было всё меньше. Теперь окончательно видно, что их надежда на то, что децентрализация (которая зачастую мыслилась как законодательная констатация имеющегося) в совокупности с развязанной частной инициативой и с помощью Запада, поможет решить проблему модернизации, не сбылась. 


Запад денег на закупку современного оборудования не дал, технологий мы тоже не получили, частная инициатива в промышленности по большей части ушла на дележ, а стремительная децентрализация-распад порушила имеющиеся хозяйственные связи. Например, 80% заводов, традиционных изготовителей оборудования для энергетики и топливных отраслей в одночасье оказались за пределами России. Стоимость этих поставок ныне возрастает хотя бы из-за таможенных пошлин, не говоря уже о политических составляющих. 


В результате страна потеряла годы, которые придется наверстывать ускоренными темпами. Но где взять средства? Причем надо учитывать еще и то, что требует коренной реконструкции коммунальное хозяйство городов и поселков. И именно этим обусловлена реформа ЖКХ!


Из-за аварий в системе газо-, тепло- и энергоснабжения не исключена опасность их вымерзания — мы ведь не Калифорния, а страна северной цивилизации.


Еще в 1994 году работающий на Кафедре национальной безопасности Российской Академии Государственной службы при Президенте РФ доктор экономических наук, профессор Прохожев А.А. [7] отмечал, что одной из основных угроз для национальной безопасности России представляет “паралич инвестиционной деятельности... износ основных фондов в промышленности достигает 50%, а в ряде отраслей (нефтепереработке и нефтехимии) — 90%. Для восстановления нормального режима воспроизводства основных фондов в этих условиях потребуется, по самым оптимистическим оценкам, 4-5 лет. Вполне реальной становится угроза, что в ходе кризиса и в результате свертывания инвестиций может быть уничтожена значительная часть промышленного потенциала России, прежде всего в “оборонке”, металлургии, нефтехимии, электронике.”


Из 280 тысяч крупных и средних производств еще в 1996 году половина находилась в состоянии комы [8]. Чтобы запустить стоящее производство тогда надо было не менее полугода и громадные капиталовложения. Примером такого восстановления может служить АЗЛК.


Уже в 1996 году износ основных производственных фондов достиг, например, в Пермской области 65%. Этот регион относится, как считают некоторые, к тому большинству, у промышленного производства которых одна перспектива — упадок и деградация.


Нельзя говорить, что руководство областей не видело этой проблемы, но каждый пытался выбраться в одиночку, опираясь на внутренние ресурсы и на русское авось. 


Единороссы, кстати, предлагают консервативную модернизацию, частью которой станет борьба с износом.


И чем дальше затягивать практическое решение этого вопроса, тем больше шансов на то, что неизбежная модернизация будет проведена по образцу сталинской индустриализации, т.е. путем жесточайшей политической и экономической централизации, за счет еще большего обнищания населения. Политическая и промышленная элита тоже заплатит свою цену — как за счет снижения своего теперешнего уровня жизни (сталинский директор и секретарь райкома жили гораздо беднее лавочников-нэпманов), так и за счет ликвидации своего статусного положения из-за неизбежности возрастания роли контролирующих структур — политической и финансовой полиций (которым тоже будет несладко жить на пайках). 


Дабы не быть голословным, приведу факты, касающиеся некоторых ключевых отраслей экономики.


Но вначале следует сказать об одном из факторов, который подготовил Перестройку Горбачева.


Общественное мнение


В конце 80-х России для того, чтобы преодолеть техническое отставание была действительно нужна иностранная помощь. Большинство здравомыслящих людей и хозяйственники это прекрасно понимали. Но относительно иностранной помощи, как и почти по всем другим вопросам политики и хозяйственной деятельности, руководство страны на протяжении 1991-1998 гг. шло вопреки мнению специалистов и общественности. 


Иллюстрационным штрихом к такому утверждению служат данные ВЦИОМ, полученные весной-летом 1992 г [9]


На вопрос: «Какие формы иностранной помощи считаете Вы наиболее желательными?» респонденты дали следующие ответы:


 









































 


Формы помощи


Мнение отечественных предпринимателей 


Мнение зарубежных предпринимателей


Передача передовой технологии


48


21


Обучение специалистов современным технологиям и управлению, ведение хозяйства в условиях рынка


 


45


 


34


Создание западными фирмами самостоятельных предприятий на территории Российской Федерации, свободное инвестирование зарубежного капитала


 


38


 


62


Приглашение иностранных специалистов на работу в Россию в качестве руководителей предприятий, менеджеров и т.д.


 


27


 



Предоставление долгосрочных кредитов


26


28


Политическая поддержка демократических реформ в Российской Федерации


 



 


12


Массовая поставка в страну продуктов питания


3


6


Массовая поставка в Россию потребительских товаров



6


 


 Как видно из этих данных, именно передачу технологий и обучение отечественные эксперты считали наиболее значимыми для России, а «западники» видели проблему в возможности создания собственных производств, инвестировании и обучении персонала. Но ни наши, ни зарубежные специалисты не считали особо значимым поставку продовольствия, ширпотреба и «политическую поддержку реформ». Все российские правительства Ельцина — Гайдара-Черномырдина делали всё с точностью до наоборот. Почему так произошло — повод для диагноза, именуемого «отрыв власти от народа”.


Что же творится ныне в нашем бывшем «народнохозяйственном комплексе», во всех системах жизнедеятельности страны и общества?


 


Энергетика.


Сейчас в России нет больших сложностей с энергоснабжением потому, что стоит производство. Спад добычи и производства топливно-энергетических ресурсов в России в 1991-1995 гг. был в 1,5 раза меньше, чем падение экономики страны в целом. Производство электроэнергии снизилось в этот период на 19%. Именно поэтому удавалось сравнительно бесперебойно отапливать города и давать свет в наши дома. Философ сказал бы на это, что “нет худа, без добра”. Но как долго будут светить по ночам огни реклам и будут ли наши батареи хотя бы теплыми? 


Для нормального функционирования системы энергетики ежегодно требуется вводить 1,5 — 3% новых мощностей, но этого нет.


Причем опыт решения подобного рода задач есть. Благодаря концентрации средств, проводя при этом реформы, Китай одновременно строит 275 крупных энергетических объектов. Причем так называемый комплекс «Три ущелья» на Янцзы будет вырабатывать 84 миллиарда киловатт-часов электроэнергии в год. Специально для этой стройки по всей стране был введен дополнительный налог, поселки в зоне строительств освобождены от таможенных пошлин и подоходного налога, а предприятия, занятые в реализации программы – от всех налогов [10]


Кстати, одна из основных причин отключений электроэнергии – износ оборудования. В Якутии, например, опоры линий электропередач ставили еще при Сталине. [11]


 


Нефтедобыча и переработка.


Сегодня половина магистральных нефтепроводов прослужили 20-30 лет, половина труб приблизилась к критическому сроку эксплуатации. В 2000 году  доля таковых достигла 70%. 


Свыше 50% износа имеет более чем половина оборудования в нефтяной промышленности. В нефтепереработке износ фондов превышал 80%.


 


Газодобыча.


Износ основных фондов в газовой промышленности приблизился к 40%. Две трети действующих магистральных газопроводов эксплуатируется более 10 лет, а свыше 25% более 20 лет.


Треть газоперерабатывающих агрегатов исчерпали свой проектный ресурс.


А между тем 40 процентов электроэнергии страны производится именно за счет «голубого топлива». [12] 


 


Угледобыча.


Согласно последним данным, в целом износ оборудования по отрасли составил более 50%. Правда, ситуация весьма неровная. На одних шахтах износ достиг “только” 25 %, на других предприятиях, ситуация просто катастрофична — свыше 60%, а то и 90% износа. 


За каждую добытую тонну угля шахтеры теперь отдают более чем вдвое больше жизней, чем в 1990 году. И это происходит не только из-за нарушений техники безопасности, но и из-за ветхой техники.


Одна из причин такого положения — непродуманное разгосударствление шахт. Их новые владельцы были заинтересованы в скорейшей прибыли, которую можно было получить за счет старых фондов, не вкладывая новых средств.


А ведь от угольщиков в немалой степени зависит загруженность топливом электростанций, без которых, как уже было сказано выше, нет современной цивилизации. От них зависит выплавка стали, без которой нет ни оборудования, ни рельсов. 


 


Железнодорожный транспорт


Железнодорожный транспорт — это не только поезда и вагоны. Это весьма сложный взаимосвязанный механизм, каждый компонент которого жизненно важен. 


Руководство отрасли стремится сделать ее еще более рентабельной, дабы продолжалось движение. Намечается обновлению парка подвижного состава, готовятся поистине громадные закупки отечественных электропоездов. База для восстановления и роста имеется. Для иллюстрации можно привести Казанский вокзал, с которого в день в поездах дальнего следования отправляется около 50 тысяч человек, а само реконструированное здание рассчитано на отправление 500 тысяч. 


Многое сейчас в МПС делается, но достаточно ли этого, чтобы преодолеть развал? Тем более, что возрождение промышленности неизбежно потребует роста оборота транспорта и увеличение износа. 


 


Метро


До 1991 года оно относилось к системе МПС. Ещё в 2001 году степень износа столичного метрополитена приблизилась к 80%. В первую очередь это касается производственных фондов, призванных гарантировать безопасность пассажиров. Износ вентиляционных систем превышает 87%, канализационная сеть устарела на 85%. [13]


 


Тяжелая промышленность


О том, какая ситуация в этой отрасли, знают все, но мало кто понимает, что наша страна ныне почти утратила возможность производить так называемые средства производства. Эта часть отрасли почти уничтожена. По некоторым данным от прежних возможностей дай бог, если осталась треть. Профильные российские заводы разорены, рабочие на них дисквалифицированы годами бездеятельности. 


Это означает, что пройдет совсем немного времени, и мы вообще в принципе будем не в состоянии сами производить станки для производства оборудования электростанций, путей сообщения, добычи сырья, обороны. Да, кстати сказать, и производство самого оборудования, особенно высокотехнологичного оказывается под угрозой, т.к. все меньше людей, могущих работать в цехах. Мы вынуждены будем покупать это всё за границей (если продадут) по ценам продавца, т.к. выбирать будет особенно не из кого, в обмен на сырье, дешевизну которого будем стремиться восполнить объемами.


Причем это будет происходить в тот же период времени, когда мы сами будем остро нуждаться в сырье для обновления. Круг замкнется.


Уже сейчас нефтяники и газовики вынуждены покупать оборудование за “дальним” рубежом, т.к. отечественная промышленность зачастую не в состоянии обеспечить необходимое качество.


 


Химическая промышленность


МЧС считает, что наибольшую тревогу вызывают предприятия Уфы, Волгограда, Екатеринбурга, Перми, Дзержинска [14].


 


Сельское хозяйство


В мире считается, что развитая страна должна располагать в год не менее 1 тонны зерна на душу населения, чтобы обеспечить полноценное питание граждан. [15] С учётом импорта считается, что Российской Федерации необходимо иметь ежегодно не менее 75 миллионов тонн зерна. 


Перед началом рыночных реформ на 1000 га пашни в РСФСР имелось тракторов в 3 раза меньше, чем в США, зерноуборочных комбайнов — в 2,1 раза меньше. Да и качество имеющейся техники было гораздо хуже американской. 


По сравнению с 1990 годом поставка селу тракторов и грузовых автомобилей сократилась в 38-40 раз, зерноуборочных комбайнов в 15 раз, плугов — в 100 раз. В 90-е годы были разворованы и погибли материально-технические ресурсы многих хозяйств.


При сохранении сложившихся тенденций сельское хозяйство в ближайшие годы лишится отечественного машинно-тракторного парка. [16]


Сельские умельцы кое-как из трех полуразвалившихся тракторов собирают один. Но как надолго хватит “запасов” техники, оставшейся со времен Советской власти? 


Российскому сельскому хозяйству ныне требуется минимум 2,6 миллиона тракторов, 520 тысяч комбайнов, сотни тысяч единиц другой техники…


Согласно данным статистики, в 1994-1997 гг. машинно-тракторный парк сельского хозяйства России ежедневно сокращался на 225 тракторов и 67 зерноуборочных комбайнов. Это равносильно тому, как если бы каждый день в течение последних лет уничтожались 4 крупных сельскохозяйственных предприятия. 


11 лет назад в агропромышленном комплексе страны насчитывалось 111 тысяч тракторов “Кировец”. В начале века число сократилось до 43 тысяч, из которых свыше трети машин выработали свой ресурс. В 1998 г. “Кировский завод” поставил селу всего 3,7% машин от объема 1990 г. По мнению тогдашнего министра сельского хозяйства и продовольствия РФ Виктора Семенова, если в течении двух-трех лет не предпринимать мер к обеспечению сельхозпроизводителей машинами, то проблемы с АПК отпадут сами собой по причине кончины отрасли [17].


Отсутствие четкой государственной политики поддержки отечественных производителей привела к тому, что, например, в 1995-1998 гг. на закупку западной сельскохозяйственной техники было потрачено 931,6 миллионов долларов. Если бы эти средства были потрачены внутри страны, то удалось бы закупить технику, обеспечить рабочими местами 137 тысяч человек и сэкономить бюджету 215,1 млн. рублей [18]. Закупки зарубежной сельхозтехники — мина замедленного действия, т.к. привязывает наших сельхозпроизводителей к импортным запасным частям, которые весьма и весьма недешевы…


С 1990 по 1997 гг. выпуск сельскохозяйственной продукции сократился на 63%. Не используются или используются с убытком свыше 60% пригодных для пахоты земель. Из сельскохозяйственного оборота по различным причинам уже исключено 30 миллионов гектаров пахотной земли [20]. В результате производство зерна сократилось со 104, 3 миллионов тонн в среднем в 1986-1990 гг. до 47 миллионов тонн в 1998 г. и 45 миллионов в 1999 г. [21] 


 


Металлургия


За годы реформ по “схеме Гайдара” были скуплены за бесценок 77 предприятий металлургии. Из 38 миллионов тонн проката, выпускаемых предприятиями металлургии, только 35% потреблялось российской промышленностью. [22]. Это поставило металлургию в полную зависимость от экспорта, превратив в заложницу мирового рынка. В случае если начнется широкомасштабная замена оборудования, стране потребуется не менее 60 миллионов тонн металла в год. Но способны ли будут наши предприятия, привязанные к мировым ценам, лишенные оборотных средств, закупить такое количество металла?


Или же правительству страны придется действовать уже изрядно подзабытыми директивными методами?


 


Автомобильный транспорт.


Количество автомобилей неуклонно растет. А более 2/3 имеющихся в России автомобилей старше 3 лет. Им (в особенности подержанным импортным машинам) требуется колоссальное количество запасных частей, которые многим не по карману. Это увеличивает аварийность на наших дорогах, внося свою долю в те ежегодные 30-40 тысяч погибших и умерших в результате автокатастроф.


Вот данные официальной статистики.


За 2009 год в Российской Федерации произошло 203 603 дорожно-транспортных происшествия, в результате которых погибли 26 084 человека, а 257 034 человека получили ранения.


За январь-октябрь 2010 года в Российской Федерации произошло 164 036 дорожно-транспортных происшествий, в результате которых погибли 21 328 человек, а 206 489 человек получили ранения [23]. 


 


Водный транспорт.


На долю водных перевозок в мире приходится до 70% всего объема транспортировок.


Почти 60% судов транспортного флота России, еще остающегося в строю, подлежала списанию еще в 1998 году. 


Согласно аналитическим материалам МАП РФ по защите конкуренции на рынке судостроения, в настоящее время отечественный флот практически исчерпал срок службы. 


По данным Союза российских судовладельцев, сокращение российского флота вынуждает ежегодно расходовать на фрахт зарубежных судов от двух до четырех млрд. долларов. Если в 1991 г. отечественный флот перевез 65% экспортно-импортных грузов, то в 1997 г. на его долю пришлось лишь 6% — в 10 раз меньше [24]. 


Россия как морская держава утратила свои позиции на рынке морских перевозок, скатившись с 6-го места в конце 80-х на последние места в мировых рейтингах. Торговый флот основных пароходств сократился втрое — до 247 судов суммарным дедвейтом (грузоподъемностью) 3,2 млн. тонн


Из-за того, что морские перевозки из-за этого осуществляются на зарубежных судах стоимость импортного продовольствия на наших прилавках по оценкам специалистов на 20-30% дороже [25]. Удельный вес зарубежных судоходных компаний в перевозке грузов в Россию весьма высок, кроме того, более 30% из них перерабатывается в зарубежных портах [26].


“При определенных обстоятельствах, Россию можно поставить на колени буквально за две-три недели”, — считает бывший начальник Балтийского морского пароходства Виктор Харченко. 


Но это хотя износ судов дело хотя и печальное, но (как бы не цинично звучало высказывание) еще не совсем смертельное. Проблема в другом. Как явствует из материалов “Счетной палаты”: “Проведенная в 1998 году комплексная проверка показала, что техническое состояние отдельных шлюзов и других гидротехнических сооружений не соответствует требованиям, что может привести к авариям с затоплением значительных территорий и прекращением судоходства на отдельных участках Единой глубоководной системы России… Практически прекращено проведение необходимых эксплуатационных мер по обеспечению безопасности многих гидротехнических сооружений, что может привести к негативным последствиям и поставить под угрозу жизни тысяч людей”.


Шлюзы, как, впрочем, и большинство ГЭС европейской части страны, возводились в 30-50-е годы. Страшно представить, что произойдет, случись авария на Рыбинском, например гидроузле. Ярославскую область просто смоет.


Сейчас на территории России 60 тысяч гидросооружений, многие из которых подпирают по шесть и восемь кубокилометров воды, из которых шесть тысяч работают больше ста лет, 6,5 тысяч, они требуют капитального ремонта, 400 — находятся в аварийном состоянии...[27]


Сегодня средний возраст российских кораблей, еще не плавающих под мальтийско-либерийскими знаменами составляет свыше 25 лет. В настоящее время начала реализовываться программа пополнения флота новыми судами. Но без поддержки государства она не реализуема. Впрочем, как констатируют в частных беседах чиновники Минтранса, российского торгового флота уже почти нет [28]. Мы не только в отношении границ, но и в отношении осуществления торговых связей под российским флагом оказались отброшенным на триста пятьдесят лет назад.


 


Авиация


Хотя эта отрасль не относится к базовым (хотя для ряда регионов России она является таковой, т.к. только благодаря авиации там осуществляется 50% перевозок, а несколько крупнейших городов страны – это города авиастроителей), но то, что там происходит, является неплохой иллюстрацией к творящемуся в стране. 


По некоторым оценкам, к 2015 году 80% самолетов российского авиапарка полностью выработает свой ресурс [29].


В 1990 году в СССР было выпущено около 500 самолетов, из них для Минобороны – 450 штук. Отрасль насчитывала непосредственно работающих 1,5 миллиона человек и имела в своём составе 300 предприятий. Практически 1% работающих трудился в авиации. В мире существовали только две страны, способные самостоятельно спроектировать и изготовить самолет или вертолет – СССР и США.


Ныне ситуация просто удручающая. В 1998 году в ВВС было поставлено 1,6% требуемой авиатехники. [30]. В 1992 году по инерции был закуплен 81 авиалайнер. В 1999 году – четыре.


Для примера, если в советское время плановой экономики — на Самарском заводе выпускали по 6-7 Ту-154 в месяц, то сейчас такое же количество самолетов не всегда получается осилить и за год — нет заказов. Подержанная, но дешевая иномарка, например, Boeing 737 — главный конкурент Ту-154 на рынке.


Сейчас в самолетостроении главную роль играют не конструкторы и инженеры, а менеджеры и маркетологи. 


Большинство эксплуатируемых самолетов было разработано в 1960-1970-х гг. и поэтому в техническом отношении они давно устарели по сравнению с новейшими зарубежными и отечественными разработками. Из авиапарка СССР, доставшегося Российской Федерации, полторы тысячи самолетов уже списаны, значительная часть оставшихся летает на продленном ресурсе. Число пассажирских самолетов со сроком службы свыше 10 лет составляет около 75%, со сроком службы свыше 20 лет — 17%. За период 1995-2000 гг. в России было выпущено и продано около 50 авиалайнеров, из них в 2000 г. – 4 штуки. А необходимый объем поставок для обновления до 2000 г. был — 70 машин в год. В 2001-2005 гг. требуется в год около 200 машин. Но где деньги? Единственное. что “выручает” авиаторов. — более чем двукратное, по сравнению с 1990 годом, сокращение объема перевозок.


К тому же полностью разрушена система контроля и обеспечения надежности авиатехники, построенная на принципе глубокой обратной связи между производителями и эксплуататорами техники (Аэрофлот и ВВС), когда каждый дефект любого агрегата вплоть до электролампочки учитывался и доводился до конструктора и изготовителя. Именно это, а не низкое качество наших самолетов является основной причиной растущей аварийности.


В ближайшие 2001-2011 гг. России должно  было потребоваться около 400 авиалайнеров [31], а до 2015 года российские авиакомпании должны закупить около 500 лайнеров, но в основном закупались иностранные модели. Недавно были достигнуты соглашения о закупке новых Боингов.


В результате этих действий уничтожается сама возможность возрождения высоких технологий России, и, следовательно, реальной модернизации.


По утверждениям специалистов, чтобы обновить парк российских авиакомпаний техникой отечественного производства, нужно 10 миллиардов долларов, а для закупки и обслуживания зарубежной техники потребуется около 40 миллиардов [32]. 


 


Здания и сооружения 


Уже подзабытая трагедия в Самаре, когда сгорело здание местного ГУВД, ещё раз продемонстрировала, до чего неустойчива система жизнедеятельности наших городов. 


Больше половины зданий в стране не соответствовало нормам пожарной безопасности еще в начале века. В Москве 30% административных зданий не соответствует противопожарным нормам. По Российской Федерации этот процент увеличивается вдвое [33]. 5,5% жилого фонда Москвы в 2000 г. находилось в аварийном и ветхом состоянии, еще 18% — в неудовлетворительном [34]. Власти столицы признали, что постоянное недофинансирование капитального ремонта жилого фонда города является «миной замедленного действия» и грозит в перспективе «коммунальной катастрофой» [35]


Общероссийская проблема так называемых «хрущевок», рассчитанных на 20-25 лет эксплуатации наслаивается на проблему панельных девятиэтажек, построенных чуть позднее, но качество их строительства вряд ли было лучше.


 


Коммунальное хозяйство


Жилищный фонд страны характеризуется недопустимо высоким сверхнормативным износом из-за многолетнего недоремонта жилья. По данным Росстроя, ежегодно ремонтировалось не более 10% жилья, подлежащего капитальному ремонту. Жилищный кодекс Российской Федерации возложил бремя капитального ремонта на собственников жилых помещений, в том числе финансирование ранее не выполненных обязательств государства [36].


Ситуация усугубляется тем, что наша система теплоснабжения разрабатывалась без особого учета условий, в которых она будет эксплуатироваться. Параметры по качеству воды, температуре, качеству труб не выдерживаются. В результате система изнашивается «в разы» быстрее, чем предполагалось. Износ труб в регионах 30-80%. И всё зависит от случайных факторов. Бывает, что текут трубы, которым, казалось бы еще служить и служить, а бывает, совсем наоборот. Ведь аварийность очень сильно зависит от многих факторов, в том числе и от температурного режима: с падением температуры воздуха нагрузка на сеть увеличивается. Самое печальное в том, что износ оборудования котельных и теплотрасс коммунального хозяйства в большинстве случаев не имеют никакого отношения к РАО ЕЭС, которое, якобы, может их отремонтировать после реструктуризации. Всё это хозяйство находится на балансе муниципалитетов и никакие иностранные инвестиции сюда не пойдут. 


По словам президента Российской Ассоциации Водоснабжения и Водоотведения (РАВВ) Станислава Храменкова, сказанным в 2008 году, износ систем водоснабжения в среднем по России составляет 58%. Ежегодно заменяется около 9000 км водопроводных сетей, но темпы нарастания износа превышают объемы необходимого восстановительного ремонта. Основная проблема – недостаточность финансовых средств. По данным Росстроя России, для того, чтобы обновить всю инженерную инфраструктуру водоснабжения необходимо 2 трлн. 531 млрд. руб. [37]


 


Средства информационных коммуникаций


Принято считать, что с ними-то как раз у нас всё в порядке. Вовсю развивается «информационный бизнес» — мобильные телефоны, компьютерная связь (Интернет), в каждом городе появляются собственные телеканалы, не говоря уже о кабельном телевидении.


Но пожар в Останкино высветил тот факт, что и тут у нас не всё благополучно.


Среди первых версий причин вспыхнувшего пожара на телебашне была названо короткое замыкание, связанное с изношенностью оборудования, ведь передатчики Останкино давно требовали замены…[38]. 


А бывший заместитель министра связи Анатолий Батюшкин в интервью «МК» [39] на вопрос: «Сколько телебашен сейчас в аварийном состоянии» ответил тогда, что самое лучшее положение было у Останкинской башни, потом – Санкт-Петербург, Нижний Новгород, а на периферии 40% инженерных конструкций в предаварийном состоянии. 


И в конце интервью из сердца этого профессионала вырвалось: «… если серьезно, постепенно всё приходит в колоссальный упадок».


 


Кадры


Машины — машинами, но ведь и люди имеют свойство стареть, им требуется повышать свою квалификацию. А между тем притока молодежи в промышленность нет, система подготовки специалистов разрушается, идет дисквалификация людей, которые месяцами сидят без работы. Еще в 2001 г. считалось, что если система подготовки кадров для промышленности деградировать прежними темпами, то к 2011 г. у нас некому будет работать на современном оборудовании. Время наступило. Кто будет осуществлять заявленную президентом Медведевым модернизацию? Китайские специалисты? Они не поедут. В Китайской Народной Республике зарплаты квалифицированных специалистов в промышленности стали выше чем в Российской Федерации. 


Уже сейчас приходится говорить о том, что нынешним уже 60-70 летним ведущим работникам смены просто нет [40].


Как отметил как-то директор Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН Виктор Ивантер, «У нас много брокеров и мало инженеров». [41]


А сейчас и брокеров-то нет по причине самоликвидации за ненадобностью бирж.


 


«Оборонка»


Здесь ситуация катастрофична по всем показателям. Перевооружение российской армии реально так и не начато. Есть много опытных экземпляров, но ничего не идет в большую серию. А ведь без этого нет и кадров. 


 


Население


Наряду с техникой старится и физически “изнашивается” население России.


В России заболеваемость на 40% выше, чем в Европе.


Болезнь становится нормой, а норма — патологией.


С середины 1991 года смертность в Российской Федерации превышает рождаемость. Число умерших по прежнему превышает число родившихся в 1,5 раза. 


Ежегодно исчезает Курская область или Хабаровский край. При этом тридцать процентов умерших — люди трудоспособного возраста. Большинство из них — мужчины от тридцати до сорока пяти лет. [42]. Основная причина смертности — пьянство и курение. По критериям Всемирной организации здравоохранения при потреблении более 8 литров алкоголя на душу происходит деградация населения. А у нас по официальным данным потребляется 15 литров, а по неофициальным 21 литр на душу, включая грудных младенцев. В результате в 4 раза возросло количество врожденных уродств, в несколько раз — число умственно отсталых. 


Свыше 90% молодых россиян нельзя назвать здоровыми. 


Каждый третий призывник не может вообще быть призван в армию по состоянию здоровья, еще 15% признаются лишь “ограничено годными” для службы (в 1985 г. первых было 5%, вторых — 4%). Среди тех, кого признают негодными призывные комиссии, 51% составляют умственно отсталые, 6% — больные эпилепсией, 8-9% — больные другими психическими расстройствами. 


Ежегодно в стране регистрируется более миллиона случаев заболевания сифилисом — бушует самая настоящая эпидемия. 


В стране 800 тысяч детей-инвалидов. Численность населения почти сравнялась с Японией, нас меньше, чем в Китае, Индии, Индонезии, США. Вчетверо меньше, чем в Европе. А ведь люди — главное богатство страны.


Среди молодых женщин очень велик процент бесплодных.


У нас выделяется на здравоохранение 50 долларов на человека в год, в то время как в США — 4 тысячи долларов. У нас тратиться на здравоохранение около 2% ВВП, менее, чем во всех других странах СНГ. В США на это уходит 14%, в европейских странах от 7% до 11%.


Как признавал уже бывший Председатель комитета Госдумы по охране здоровья Николай Герасименко в «Независимой газете»: “Какие бы программы сейчас ни принимали, убыль населения будет продолжаться, смертность будет превышать рождаемость. Кроме того — резко снизится качество родившихся — это ведь потомки нездоровых людей”


А если сохраняться нынешние тенденции, то к 2040 году численность населения Российской Федерации сократится в 2 раза [43], причем будет нарушена пропорция в численности между славянами и другими народами России, что приведет к колоссальным политическим последствиям. 


Справедливости ради стоит заметить, что проблемы демографии стоят перед всеми народами так называемой «европейской цивилизации». Недавно Федеральное управление статистики Германии объявило, что население страны сократится на 17 миллионов в течение следующих 50 лет. А из-за низкого уровня рождаемости самую многочисленную возрастную группу будут составлять немцы от 58 до 63 лет (сейчас — 35 — 40 лет). Падение рождаемости началось около 30 лет назад. Правящие политические партии Германии обсуждают реформу пенсионной системы…[44]


Именно поэтому в ближайшие 25 лет для сохранения нынешней пропорции между работающими и иждивенцами Европейский Союз при собственном населении в 350 миллионов должен будет принять около 160 миллионов иммигрантов [45]. Даже если цифра завышена, тенденция налицо. 


Публицисты спокойно пишут о том, что «к середине XXI века значительная часть Европы, включая Россию, будет заселена выходцами из Азии и Африки. … Русские в России при этом станут национальным меньшинством» [46].


НО: у нас надежд на миграцию реально нет! Славянское население в массе покинуло Среднюю Азию и Закавказье, пополнив население РФ почти на пять миллионов человек. Коренные жители этих новых государств едут на заработки, но массе своей не хотят оставаться в нашем суровом климате среди недружественно настроенного населения.


А между тем, население нашей планеты ежегодно увеличивается на 140 миллионов человек. На одну нынешнюю Россию! 


Во всех странах население растет. По данным Бюро переписи в США  на 1 апреля 2000 г. там проживало более 281 млн. человек. Население с 1990 г. Штатов увеличилось на 34 миллиона (на 13,2%). В Бразилии в начале века проживало 167 миллионов, и за 10 лет прирост составил 22,8 миллиона. По итогам переписи население Индонезии ещё в 2000 г. достигло 203 миллионов человек. Более половины индонезийцев, около 60% проживают на Яве, где в некоторых районах проживает на 1 кв. километре по 12 тысяч человек. [47]


 


Заключение


Все отрасли народного хозяйства длительное время работали на старом запасе опыта управленческого персонала, квалификации и буквально энтузиазма работников. И то же самое относится ко всем остальным сферам функционирования современного Российского государства и его общества. Но всему приходит конец. 


Прежних советских кадров почти нет, и,  как писал в свое время классик, самые храбрые и умелые солдаты, с самыми храбрыми и умелыми командирами будут немедленно уничтожены, если не будут иметь хорошего оружия, боеприпасов и продовольствия. 


И, добавлю от себя, — если у главного командования не будет стратегического плана ведения компании.


В стратегии развития страны надо учитывать тот факт, что  центры “первого мира” заинтересованы в неэквивалентном обмене со странами “мира третьего”, тем более, что промышленность развивающихся государств не в состоянии удовлетворить их потребности в добывающей технике, на которую уже сейчас цены завышены и снижаться не будут, т.к. негласные соглашения на этот счет будут выполняться весьма строго. А среди стран-экспортеров сырья объединение вряд ли возможно. Население их растет, потребности его то же и предложения на рынке сырья будут еще долго превышать спрос.


Плюс к этому перед страной стоит проблема модернизации её промышленности и замена изношенных основных фондов.


По данным Экспертного института, инвестиционные потребности России в 2000 году на ближайшие 20-25 лет составляли 2,5 триллиона долларов. [48]


Эти вложения сделаны не были.


Но их необходимо делать. В год требуется около 100 миллиардов $. 


И ни одна страна мира не найдет таких денег. 


Следовательно, эту проблему придется решать за счет внутренних резервов. Откуда их взять? В этом состоит основной вопрос внутренней политики страны.


Иначе, говоря словами классика, «нас сомнут».


 


Но следует учитывать, что заграница нам много средств не даст.


России следует немедленно начинать модернизацию, пока еще остались хоть какие старые ресурсы в виде остатков кадров и оборудования.


Как ее осуществлять, какими методами, дабы не пойти еще раз дорогой 30-х — не мне предлагать рецепты. Я лишь обозначил проблему.


Пока можно начать хотя бы с малого. Тактических ходов сейчас можно найти много, но все они должны быть подчинены главной цели — скорейшей замене изношенного оборудования.


Все эти задачи уже стояли перед страной 20 лет назад, но не были выполнены. Осознание комплекса этих проблем — залог их разрешения.


Иначе может произойти как с Древним Египтом или Хорезмом, разрушение ирригационной системы которых привело к гибели этих цивилизаций.


Руководство нашей страны по мере пытается разрешить эту проблему. Но насколько комплексно оно к этому подходит, и, значит, насколько успешно она решается?


 


И последнее


Шансы преодолеть надвигающийся кризис есть, но их остается все меньше и меньше. 


В начале века считалось, что дабы компенсировать потерянное Россией за годы “преобразований”, даже при условии выделения до 20% от нынешнего объема ВВП, потребуется не менее 30 лет, т.е. жизнь почти двух поколений [49]. Самые оптимистические исследователи утверждают, что это время затянется на 20-25 лет .[50] 


А ведь тем временем остальной мир не стоит на месте. В общем объеме мирового национального продукта доля Росси составляет менее 2% [51], при том, что доля нашего населения менее 3%. 


Можно, правда при решении задач обновления обойтись и минимумом, например, как предлагает главный редактор журнала «ЭКОС» Виктор Руденко «вспомнить, что такое государственная и производственная дисциплина, что закон нужно выполнять, а федеральные программы – финансировать в полном объеме. Мотивация есть – это угроза гибели страны» [52]. 


Но где взять средства на «федеральные программы» и какова мотивация должна быть у тех, кто должен «вспомнить» в этом и заключается основной вопрос.


 


Посткриптум


При президенте России В.В. Путине, во время роста цен на нефть и другое сырье в нашей стране наконец-то начался экономический подъем. Цены на сырье, ставшее при Ельцине главным предметом экспорта, держаться на неожиданно для многих высоком уровне, позволяя на вырученные средства начать обновление производства и замены устаревшего оборудования, проведение реальной модернизации экономики в интересах большинства граждан России.


Но надолго ли хватит нынешнего подъема, или же он упрется в отсутствие энергетической базы [53], в износ основных фондов, в необходимость вложения колоссальных средств, которых попросту нет?


 


Однажды страна уже обожглась на шальных нефтедолларах. Нынешняя благоприятная конъюнктура чревата повторением тех же ошибок. 


Нельзя рассчитывать на благоприятные для нас цены на сырье  центры «первого мира» заинтересованы в неэквивалентном обмене с «миром третьим», тем более, что промышленность развивающихся государств не в состоянии удовлетворить их потребности в добывающей технике, на которую цены завышены уже сейчас и снижаться не будут, негласные соглашения на этот счет исполняются строго. А политическое объединение стран-экспортеров сырья в обозримой перспективе вряд ли возможно. 


К тому же в руках импортеров есть рычаги давления не только политического и финансового, но и военного.


 


А может быть всё не так уж и страшно?


Ведь оборудование, которое 20 лет назад работало по две-три смены за сутки, т.е. часто практически безостановочно, сейчас, из-за сокращения объемов производства, действует одну, максимум две смены (часто по 3-4 часа за смену), т.е. используется гораздо менее интенсивно. Помимо этого, далеко не все оборудование (станки, механизмы) задействовано в производственном процессе. Например, средний коэффициент загрузки оборудования составляет 62-64%. Но и на простаивающее оборудование, согласно требованиям бухгалтерского учета, начисляется износ! 


Получается разрыв между формальным (отраженным в системе учета) и фактическим износом оборудования, который может достигать 2-3 кратной величины.  Необходимо отметить ту важную особенность, что износу подвергается фактически только активная часть оборудования (трущиеся части или расходные материалы), которая на предприятиях объединения регулярно заменяется на новое (т.н. техническая переоснастка оборудования). Пассивная же часть оборудования практически не затрагивается (не изнашивается), хотя оно также формально считается изношенным.


Сложившийся в порядок использования оборудования позволяет производить качественную продукцию на агрегатах, формально имеющих глубокий или полный износ (заметим, что моральный износ оборудования на объединении гораздо ниже физического). [54]


Тоже касается и многих других отраслей. 


Так что может быть, всё нормально и мы зря паникуем?


 


Литература:




  1. Элина Николаева «Хозяин башни не смог отрубить себе руку», интервью с Анатолием Батюшкиным/ «МК», 31 августа 2000 г., с.3 


  2. Владимир Путин «Россия на рубеже тысячилетий»/ Независимая газета, 30 декабря 1999 г. 


  3. Николай Гульбинский «Модернизация или смерть»./ Социалистическая Россия. Издание Социалистической народной партии России. №1 (129) 1999 г., с.2


  4. Евгений Арсюхин, Павел Арабов, izvestia.ru, http://newsland.ru/News/Detail/id/598825/


  5. Государственный доклад “О состоянии окружающей природной среды Российской Федерации в 1991 году”. М.,1992


  6. Александр Соколов «Катастрофа. Самый неутешительный прогноз дает главный редактор журнала «ЭКОС» Виктор Руденко/ «Версия», 5-11 сентября 2000 г., с.5


  7. Прохожев А.А. “Национальная безопасность. Основы теории, сущность, проблемы. (Учебное пособие для слушателей РАГС). — Москва — 1994


  8. Алексей Борисов “Война с Западом: победы не будет”/ Российский региональный еженедельник “Московский комсомолец”, “МК в Ярославле”, 1-8 апреля 1999 г., №12 (71), с.7


  9. Данные ВЦИОМ. 1992. Весна-лето. Россия, Опрошено 3003 человек по выборке, представляющей население России, 130 отечественных предпринимателей и 160 иностранных бизнесменов в Москве. Иностранная помощь: хорошо или плохо? // Радикал (Приложение к газете «Деловой мир») №38 (95). 1992. Октябрь. // Цитируется по «Социоэкспресс №6. Октябрь 1992 г. Российская академия управления. Социологический и социально-психологический центр. Институт комплексных социальных исследований./ Составитель сборника Н.Короткова. — М.: Луч. — 1992. — С.4


  10. Владимир Пехтин, председатель Комитета ГД по собственности «Без инвестиций энергетику не вытянем из тупика»/ Парламентская газета, 23.11.00, с.7 


  11. «Россия во мгле»/ Профиль, 12.02.2001, с.14-15


  12. Александр Величенков, Владимир Кучеренко Тайна одного сговора/ «Российская газета», N163, 23.08.2000


  13. Россiя, №16 (186)/ 31 января 2001 г., с.6


  14. Александр Соколов «Катастрофа. Самый неутешительный прогноз дает главный редактор журнала «ЭКОС» Виктор Руденко/ «Версия», 5-11 сентября 2000 г., с.5


  15. Анатолий Иващенко «Чужой хлеб. Россия потеряла продовольственную независимость». //Литературная газета. 30 августа –5 сентября 2000 г. (№34-35 (5801), с.3)


  16. НГ- Политэкономия, №3, 15 февраля 2000 г., с.6


  17. Юрий Куканов “Прощай “Кировец”?”/ Слово — №13 (29), 24-25 февраля 1999 г., с- 2


  18. Юрий Сазонов “Мина под российский трактор”/ Парламентская газета. №35(165), 25 февраля 1999 г., с.2


  19. С.Волков, А.Погодин. “Приоритеты финансово-экономической политики”./ “Обозреватель — Obsrrver”, №4 (111) 1999 г., с.52


  20. Михаил Постол «Похитители Евразии»./ «Советская Россия», 20 января (№7 (11902) 2000 г.,, с..2


  21. Михаил Постол «Похитители Евразии»./ «Советская Россия», 20 января (№7 (11902) 2000 г.,, с..2


  22. Юрий Сазонов “Руины на берегах стальных рек”/ Парламентская газета. 22 января 1999 г., с.1,2


  23. Статистика ДТП. http://www.vashamashina.ru/statistics_traffic_accident.html


  24. Россия осталась без транспортного флота./ «Независимая газета» — 10.04. 2000, с.4


  25. Виктор Харченко. “После суда уплыли суда.”/Версты. 10-14 июня 1999 г.


  26. Россия осталась без транспортного флота. / «Независимая газета» — 10.04. 2000, с.4


  27. Из стенограммы «круглого стола» Комитета Государственной Думы по  промышленности  на  тему:  «Законодательное регулирование промышленной политики в Российской  Федерации». Здание Государственной Думы. Зал 830. 18 мая 2010 года. Из выступления заместителя директора Института прикладной математики имени Кельдыша Российской академии наук. Малинецкого Г.Г. Опубликовано на сайте «Движение за возрождение Отечественной науки»  http://www.za-nauku.ru/index.php?option=com_content&…;task=view&id=2992&Itemid=39


  28. Екатерина Титова «Мальтийский крест на триколоре»:/ «Профиль», 29 января 2001 г, с.57


  29. Сайт «Единая Россия». К 2015 году 80% самолетов полностью выработает свой ресурс, http://www.er.ru/news.html?id=114543


  30. Авиапром умер. Что дальше?/Дуэль, №41 (184), с.3


  31. Вера Калугина «Игры в «здоровую конкуренцию»/ «Независимая газете», 07.02.2001, с.4


  32. Там же


  33. Анна Новосельская “Уроки трагедии в Самаре”/ Независимая газета, 27 февраля 1999 г., с.2


  34. На грани обвала/ Метро — №108 (585) 28 июня 2000 г., с.2


  35. Там же


  36. Сайт «Единая Россия», Жилищный фонд страны характеризуется недопустимо высоким сверхнормативным износом, 21.11.2006 16:12 МСК


  37. Информационная служба ИА DAILYSTROY, Износ систем водоснабжения по России составляет 58% 25.01.2008 15:34, http://www.dailystroy.ru/news/87096.html


  38. «Государственные заслуги. Кто же главный виновник»/ Московские новости, 29 августа – 4 сентября (№34), с.3


  39. Элина Николаева «Хозяин башни не смог отрубить себе руку», интервью с Анатолием Батюшкиным/ «МК», 31 августа 2000 г., с.3


  40. Андрей Музымук “Как живешь, оборонка”/ Правда, 28 апреля 1998 г., с.7


  41. Виктор Ивантер «Много брокеров, мало инженеров»//Московские новости, 29 августа – 4 сентября (№34), с.5


  42. Председатель комитета Госдумы по охране здоровья Николай Герасименко, Независимая газета 20.05.99, — с.8.


  43. Парламентская газета, 3 февраля 1999 г., с.3


  44. Информационное агентство “Экспресс-хроника”


  45. Владимир Михеев «Еще один австриец»/ «Эксперт», 17 апреля 20000 г. №15 (228), с.59


  46. Юрий Голубчиков «Бегство с холодных пространств»/ «Новая жизнь», №1 2000, 9 декабря, с.10


  47. По материалам ИТАР-ТАСС/ «Дуэль», №7 (202), с.8


  48. Евгений Лакоза «Западу нужна железная рука Владимира Путина». / «Вечерняя Москва» — 26.02.2000. – с..3


  49. С.Волков, А.Погодин. “Приоритеты финансово-экономической политики” ./ “Обозреватель — Obsrrver”, №4 (111) 1999 г., с.52


  50. Карасев В.И. «Россия: Общее и уникальное в контексте мирового развития», монография. – М. ЛХА «Альманах», 1999, с.78


  51. Анатолий Уткин «Либерализм и государство»/ «Независимая газета», 03.03.01, с.3


  52. Александр Соколов «Катастрофа. Самый неутешительный прогноз дает главный редактор журнала «ЭКОС» Виктор Руденко/ «Версия», 5-11 сентября 2000 г., с.5


  53. Александр Величенков, Владимир Кучеренко Тайна одного сговора/ «Российская газета», N163, 23.08.2000


  54. А.Трифонов, начальник отдела аналитической поддержки АКБ «Электроника» ОАО, 2007-04-12 Электроника, АКБ: «Износ основных фондов– непреодолимая проблема?» http://www.cbonds.info/ru/rus/comments/view_comment.php/params/id/23516

 


В работе были использованы следующие материалы:




  •  «За несколько месяцев разорен крупный завод.»/ «Солидарность» №3, 1999 г., с.2



  • «Конверсия в машиностроении», №5 (30) 1998 г. Сентябрь-октябрь. 



  • «Как вы станете у себя возрождать армию, флот и Россию?»/ ж. «Профиль», 4 сентября 2000 г., с.39.


  • «Россия осталась без транспортного флота». / «Независимая газета» — 10.04. 2000, с.4



  • «Социоэкспресс №6. Октябрь 1992 г. Российская академия управления. Социологический и социально-психологический центр. Институт комплексных социальных исследований./ Составитель сборника Н.Короткова. — М.: Луч. — 1992.


  • “С энергетикой в будущее”/ Торгово-промышленный вестник, №3 (167) 1-14 февраля 1999 г., с.3.


  • “Чрезвычайные происшествия”/ Информационный бюллетень “Диспозиция” №00, 25 января 1999 г., с.22-23.


  • «Президентский контроль», 1999, №1


  • Балашов Сергей «Поезда как зеркало российской экономики»/ «Комсомольская правда», 17.03.2001 г., с.12.


  • Барановский Андрей «Год без «Росугля» / «Независимая газета» 10.12.1998 г. — с.4.

  • Борисов Алексей “Война с Западом: победы не будет”/ Российский региональный еженедельник “Московский комсомолец”, “МК в Ярославле”, 1-8 апреля 1999 г., №12 (71), с.7.
  • Бушуев В.В. «Состояние и перспективы развития топливно-энергетического комплекса России»/ ж. «Конверсия и машиностроение» №5. — с.5-10.
  • Быков Дмитрий «Период полураспада»/ ж. «Профиль», 4 сентября 2000 г., с.20-24.
  • Варнавский Борис «Надежны ли наши электростанции.»/ «Энергия — Energy.», №7 (июль) 1994 г., с.2.
  • Величенков Александр, Кучеренко Владимир «Тайна одного сговора»/ «Российская газета», N163, 23.08.2000
  • Владимиров Александр “Дорога для инвестиций открыта.”/ Независимая газета, 27 февраля 1999 г., с.4.
  • Волков С., Погодин. А. “Приоритеты финансово-экономической политики.”/ “Обозреватель — Obsrrver”, №4 (111) 1999 г., с.52-56.
  • Гаврилов Виктор “Россия может и должна сохраниться.”/ “Независимая газета”. 16.03.1999 г., с.3.
  • Гольц Александр «Верхи хотят»/ Итоги. 2 мая 2000 г., с.10-13
  • Голубчиков Юрий «Бегство с холодных пространств»/ «Новая жизнь», №1 2000, 9 декабря, с.10.
  • Горев Евгений «Техперевооружение и реконструкция электростанций.»/ «»Энергия — Energy.», №9-10 (58) 1998 г., с.2.
  • Государственный доклад “О состоянии окружающей природной среды Российской Федерации в 1991 году”. М.,1992.
  • Графчикова Екатерина «Российские АЭС нуждаются в финансировании»./ «Независимая газета» 25.12.1998 г.
  • Гульбинский Николай «Модернизация или смерть»./ Социалистическая Россия. Издание Социалистической народной партии России. №1 (129) 1999 г., с.2
  • Давыдова Милана «На взлетной полосе»/ «Независимая газета». «НГ-политика» №20, декабрь 1998, с.7
  • Дубовский Сергей “Нет спроса — не нужно и производства.”/ Независимая газета. 27 февраля 1999 г., с.4.
  • Дьяков А.Ф., президент РАО ЕЭС России, председатель РНК МИРЭС “ЕЭС России и ее роль в создании мировой энергетической системы.”/ Энергия. №3 (39), март 1997 г.
  • Дьяков А.Ф., президент РАО ЕЭС России, председатель РНК МИРЭС “Электроэнергетика России. Состояние и перспективы.”/ Энергия. Спецвыпуск, декабрь 1995 г. 
  • Ивантер Виктор «Много брокеров, мало инженеров»//Московские новости, 29 августа – 4 сентября (№34), с.5
  • Иващенко Анатолий «Чужой хлеб. Россия потеряла продовольственную независимость». //Литературная газета. 30 августа –5 сентября 2000 г. (№34-35 (5801), с.3)
  • Игнатьев Владимир: «Как защититься от законов природы. О публикации Петра Свентицкого «Российские АЭС под угрозой». / НГ-регион, №6, 11.04.2000, с.6
  • Информационная служба «Стрэтфор»/ Дуэль, №37 (180), с.8
  • Иргашев Василий “Прощай океан.”/ Правда, 21 мая 1998 г., с.2.
  • Исайченков В.Н. “Патриоты России! Объединяйтесь”./ “Обозреватель — Obsrrver”, №4 (111) 1999 г., с.107-108.
  • Калугина Вера «Игры в «здоровую конкуренцию»/ «Независимая газете», 07.02.2001, с.4
  • Карасев В.И. «Россия: Общее и уникальное в контексте мирового развития», монография. – М. ЛХА «Альманах», 1999, с.216.
  • Катков Виктор «Инвестиционная политика вчера, сегодня, завтра.»/ «»Энергия — Energy.», №7 (июль) 1994 г., с.2.
  • Кедров Илья. “Новые армейские автомобили и БМП. Для закупки перспективной автотехники у военных нет денег”/ “Независимая газета”, 23.02.1999, с.2.
  • Кузнецов Виктор “Ищите где глубже”/ Версты. 10-14 июня 1999 г.
  • Куканов Юрий “Прощай “Кировец”?”/ Слово — №13 (29), 24-25 февраля 1999 г., с- 2
  • Кюстин А. де. “Россия в 1839 году”/ Россия первой половины XIX века глазами иностранцев. Лениздат, 1991. — 719 с. 
  • Лакоза Евгений «Западу нужна железная рука Владимира Путина». / «Вечерняя Москва» — 26.02.2000. – с..3.
  • Ларионов Сергей “Сегодня Россия проиграет любую войну”/ Российский региональный еженедельник “Московский комсомолец”, “МК в Ярославле”, 1-8 апреля 1999 г., №12 (71), с.9.
  • Лашкина Елена. «Крах мясного рынка»./ «Независимая газета», 21.01.2000, с.4.
  • Малосолов Андрей, Савельева Инга «Военно-морской хлам. Моряки Российского флота ждут новых катастроф»/ «Версия», 5-11 сентября 2000 г. (№34 (108), с.8
  • Вадим Медведев, член корреспондент РАН «Время осторожного оптимизма»/ «Новая жизнь», №1 (9 декабря 2000 г.), с.7.
  • «Миллиет», Турция/ Дуэль, №37 (180), с.8
  • Михеев Владимир. «Еще один австриец»/ «Эксперт», 17 апреля 20000 г. №15 (228), с.59.
  • Московский Ю. «За порогом предельной усталости»/ ж. «Предпринимательство» №1 1998 г., с.42-50.
  • Московский Ю.В. «Мы всё больше и больше ржавеем»/ «Вечерняя Москва», 2 сентября 1999, с.3
  • Музымук Андрей “Как живешь, оборонка.”/ Правда, 28 апреля 1998 г., с.7.
  • Мухин Владимир “Кантемировцы осваивают методы самовыживания”/ “Независимая газета”. 16.03.1999 г., с.2.
  • Мухин Владимир «Перевооружение дивизии за 2,5 млрд. рублей» / Независимая газета, 7 июня 2000 г., с.2.
  • На грани обвала/ Метро — №108 (585) 28 июня 2000 г.
  • Никольский Сергей “АПК разрушали и реформаторы и коммунисты, и сами аграрии.”/ Независимая газета. НГ-политэкономия, №3, февраль 1999 г., с.7.
  • Новожилов Игорь «Программа и стратегия электроэнергетики.»/ «»Энергия — Energy.», №7 (июль) 1994 г., с.1-2.
  • Николаева Элина, «Хозяин башни не смог отрубить себе руку», интервью с Анатолием Батюшкиным/ «МК», 31 августа 2000 г., с.3
  • Новосельская Анна “Уроки трагедии в Самаре”/ Независимая газета, 27 февраля 1999 г., с.2.


  • Отдел расследований. «Они следили за убийцей «Курска»/ «Версия», 12-18 декабря 2000 г., с.2


  • Парламентские слушания по стратегии развития электроэнергетики России./ ж. “Энергетическая политика”, — М., 1997, выпуск 1-2.
  • Пастухов С. “Батальоны просят горючего.”/ Правда, 21 апреля 1998 г., с.3
  • Пинкус Уолтер “Американские эксперты оценивают военный упадок России.”/ “Вашингтон пост” перепечатка “За рубежом” — 4-10 марта 1999 г., с.1-2.
  • По материалам конференции “Оценка национального богатства страны”/ “Экономика и жизнь”, №50, 1999 г., с.1.
  • Подберезкин А.И. “Посеянное в тернии” (“Русский Путь: сделай шаг”)/ “Обозреватель — Obsrrver”, №4 (111) 1999 г., с.78-101.
  • Постол Михаил «Похитители Евразии»./ «Советская Россия», 20 января (№7 (11902) 2000 г., с.2.
  • Прокопенко Денис «Вдали от мировых стандартов.» НГ- Политэкономия, №3, 15 февраля 2000 г., с.5.
  • Прохожев А.А. “Национальная безопасность: основы теории, сущность, проблемы. (Учебное пособие для слушателей РАГС). — Москва — 1994.
  • Путин Владимир «Россия на рубеже тысячилетий»/ Независимая газета, 30 декабря 1999 г.
  • Рискин Андрей «Фермеры вымерли как класс. Новгородчина выживает за счет подворий и мясной «гуманитарки». НГ- Политэкономия, №3, 15 февраля 2000 г., с.6.
  • Сазонов Юрий “Мина под российский трактор.”/ Парламентская газета. №35(165), 25 февраля 1999 г., с.2.
  • Сазонов Юрий “Руины на берегах стальных рек.”/ Парламентская газета. 22 января 1999 г., с.1,2.
  • Сергиевский Сергей «За полчаса до весны. Агропромышленный комплекс Саратовской области мог бы быть прибыльным, да долги не позволяют.» НГ- Политэкономия, №3, 15 февраля 2000 г., с.6
  • Сокут Сергей, Титов Петр “Москва наступает, оборонка не сопротивляется”. / Независимая газета. 27 февраля 1999 г., с.2.
  • Соколов Александр «Катастрофа. Самый неутешительный прогноз дает главный редактор журнала «ЭКОС» Виктор Руденко/ «Версия», 5-11 сентября 2000 г., с.5
  • Соломонов Юрий: “Тополь-М способен преодолевать перспективную систему ПРО любого государства.”/ Независимая газета, 24 февраля 1999 г., с.8.
  • Специальный выпуск. «Железнодорожный транспорт — опроса единой России.» — Совместное издание Пресс-службы МПС РФ и журнала «Промышленный вестник России», 1996 г.
  • Тарасов Е.А. “Народ устал от лжи вчерашних кумиров.”/ Независимая газета 13.03.99, с.3
  • Тимченко Святослав «В Кремле услышали сигнал «SOS»? Вместо военных кораблей на вервях ВПК строят яхты»/ НГ-регионы. №19. – 28.12.1999, стр.6.
  • Титова Екатерина «Мальтийский крест на триколоре»:/ «Профиль», 29 января 2001 г, с.52-57.
  • Турченко Сергей “Потешный флот России”/ Северо-Западная газета — №1 (18 августа 1999 г.), с.9
  • Уткин Анатолий «Либерализм и государство»/ «Независимая газета», 03.03.01, с.3
  • Фарутин Андрей «Рыболовный флот идет ко дну»/ «Независимая газета» 26.01.1998 г.
  • Филиппов Александр «Клинтон уехал, мы с нашими проблемами остались.»/ Правда России, №22 (253) 14-20 июня 2000 г., с.4.
  • Харитонов Николай “Деревню на мякине не проведешь.”/ “Независимая газета” 05.02.1999, с.8.
  • Хоффман Девид “Вашингтон пост.” / перепечатка в “За рубежом”, 4-10 марта 1999, с.2
  • Шамшин Игорь «ИТАР — ТАСС»/ Дуэль, №37 (180), с.8
  • Шелест Елена. Интервью с Л.Н.Белоусовой — председателем московского обкома профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства. “Дорог густо, да в кармане пусто.”/ Солидарность, №9, 1999, с.10.
  • Шейндлин Александр, академик: «Экономика – это прежде всего энергетика». Интервью/ «Парламентская газета», №226 (28 ноября 2000.), с.1,4.


  • Юрьев Игорь «Прибыль таилась в издержках»/ «Общая газета», №12 (398), с.11


  • И другие материалы