Интервью

Верховный Муфтий России Талгат Таджуддин: Божий храм должен быть в сердце

Верховный муфтий России Талгат Таджуддин
Верховный муфтий России Талгат Таджуддин
Декабрь 25
10:10 2015

Интервью Верховного Муфтия России, Председателя ЦДУМ Талгата Таджуддина Игорю Смыкову

Верховный муфтий России, Председатель Центрального духовного управления мусульман шейх-уль-ислам Талгат Таджуддин в эксклюзивном интервью Игорю Смыкову, ответственному за реализацию общественных проектов журнала «Экономические стратегии», высказывает свою позицию – позицию духовного и общественного лидера – по наиболее актуальным проблемам современности.

Последние годы последовательно идет процесс распространения Ислама на Северном Кавказе и в местах традиционного проживания российских мусульман, возрождаются духовно-нравственные традиции. Какие основные проблемы, на Ваш взгляд, стоят на современном этапе перед мусульманами России?

Полагаю, на Северном Кавказе не идет процесс распространения Ислама, потому что в этом регионе Ислам исповедуют уже сотни и сотни лет. Подавляющее большинство народов Северного Кавказа приняло Ислам еще в конце VII в., т.е. в первый век хиджры. Неправильно говорить и о распространении Ислама в местах традиционного проживания российских мусульман. Речь может идти только о духовно-нравственном возрождении. У нас есть принципиальная договоренность и с Русской Православной Церковью о том, что мы не будем заниматься миссионерской деятельностью среди паствы друг друга. Для нас важно обучить основам Ислама своих детей и внуков. Мы, мусульмане, как и представители других конфессий, хотим, чтобы наша Отчизна – Россия – процветала и чтобы у этого процветания была здоровая духовно-нравственная основа. Она веками сохранялась у народов великой России. Слава Богу, за семьдесят с лишним лет государственного атеизма мы ее не потеряли. Сотни церквей и мечетей, которые построены за последние 15-20 лет, – наглядное доказательство этого. Многие за рубежом думали, что в нашей стране после распада Советского Союза образовался духовный вакуум, и пытались нас учить, как верить в Бога.

Сегодня мечети строятся только по мере необходимости, т.е. там, где есть мусульманские общины. До Октябрьской революции в ведении Оренбургского Магометанского Духовного Собрания было 7500 мечетей. С 1917 по 1928 г. было построено еще 7000 мечетей. К 1950 г. в СССР осталась 151 мечеть, а в 1980 г. их было еще меньше – 94. В этот период я был избран Председателем Духовного управления мусульман европейской части СССР и Сибири. Сегодня в России где-то около 7000 тыс. мечетей. В одном только Татарстане их около 1000, а было всего 15. В Башкортостане их имелось 16, а сейчас около 700. В Оренбургской, Самарской областях от 80 до 100 мечетей.

Народ приносит пожертвования – и строятся скромные мечети. Больших мечетей в России не так уж много. Среди российских бизнесменов находятся люди, для которых духовно-нравственное возрождение – не пустой звук, они тоже помогают. В некоторых регионах, например в Дагестане, мечети строят при помощи спонсоров из-за рубежа. Помогают нам и государственные органы. В частности, в Уфе 9 лет строили мечеть на тысячу человек. Был образован попечительский совет, который возглавлял сам президент Башкортостана Рахимов. В возведении мечети помогали различные организации, верующие, предприниматели. В Казани, в кремле, заново возвели историческую мечеть. Там тоже помогали все районы Татарстана. Сегодня у нас проблема не в том, сколько построено мечетей и сколько надо еще построить. Мы считаем, что прежде всего Божий храм должен быть в сердце. Человеку нужны моральные ориентиры, духовность и нравственность должны стать для него приоритетными понятиями. Мало построить мечеть. Нужно подготовить достойного священнослужителя, имама. На это уходит не менее 10 лет. В СССР на 70 млн мусульман было одно единственное духовное училище в Бухаре, рассчитанное всего на 50 студентов. И сейчас подготовка кадров – это одна из важнейших проблем.

За последние 15-20 лет немало разных зарубежных исламских центров пытались распространять в нашей стране свое влияние. К сожалению, все негативное, что накопилось в исламском мире, в мусульманских арабских странах – ваххабизм, экстремизм, – проникло и к нам. Традиционные центры мусульман России этому противостояли. Мы благодарим Всевышнего за то, что в основном ваххабизм и религиозный экстремизм не прижились среди мусульман России. Веками народы нашей страны жили во взаимном уважении, мире и согласии, делили радости и горести, нашли золотой стержень взаимопонимания. Никогда в России не было противостояния Ислама и Православия. Как не выбирают мать, так и мы не выбирали Родину. На этой земле родились наши отцы, деды и прадеды. Как учит пророк Мухаммед, сосед – твой брат, живи с ним в мире и согласии. Мы кипели в одном котле судьбы: вместе защищали Отчизну от иноземных захватчиков, вместе пережили тяжелые времена государственного атеизма, когда были разрушены тысячи церквей, мечетей, синагог. В свое время я встречался с представителями мусульманского духовенства, которые вернулись из лагерей и со слезами на глазах рассказывали, как они вместе с православными священниками работали на лесоповале: с одной стороны пилу держал мулла, а с другой – батюшка. Это наша история, от нее не уйти.

К сожалению, в результате деятельности разных зарубежных так называемых «исламских центров» в нашей стране в начале 1990-х гг. появились параллельные структуры. Этому способствовало и изменение законодательства о религиозных организациях и свободе совести – по новому закону три фиктивные общины могли создавать «духовные центры». Их расплодилось немало, они получали подпитку из-за рубежа и постепенно подталкивали мусульман России к расколу. Но, слава Богу, этот кризис мы преодолели. Сейчас даже та часть молодого мусульманского духовенства, которая в свое время была обманута, осознала, что религиозный экстремизм, противопоставление конфессий и народов ни к чему хорошему не приведет. Это противоестественно, противоречит самой сути Ислама, вере в Единого Бога.

Как осуществляется духовное возрождение, много ли открывается мечетей, медресе, какой процент населения можно считать верующими? Изменилось ли отношение молодежи к мусульманским традициям?

Мы не подсчитываем процент верующих. В мечети сегодня приходит очень много молодежи – 75-80% молящихся. И это не дань моде. Мечеть посещают истинно верующие, те, кто следует заветам Всевышнего в своей личной жизни, во взаимоотношениях с людьми. Даже если человек приходит один-два раза в год на праздничные богослужения, мы считаем его верующим. Вера – его внутреннее дело, никто его проверить не сможет.

Приобщение молодежи к истокам исламской традиции и культуры, к духовно-нравственным ценностям Ислама помогает ей избежать тех напастей, которые сегодня распространены в обществе: пьянство, наркомания, хулиганство. К сожалению, в молодежной среде все еще ощущается некоторое влияние экстремистских деятелей. Это недопустимо. Если человек верит в Бога и любит Его, он не может ненавидеть людей, пусть даже и приверженных другой конфессии. К какой бы нации человек ни принадлежал, какую бы веру ни исповедовал, он есть достойнейшее создание Всевышнего. Пророк Мухаммед говорил: «Вы не войдете в рай, пока не уверуете в Единого Творца. Но вера не будет искренней, если вы не полюбите друг друга. Приветствуйте друг друга, распространяйте мир и спокойствие».

На территории России более 160 народов, которые не одно столетие мирно живут бок о бок, работают на благо единой державы. Всевышний объединил нас вместе: Россия возникла из сплава Киевской Руси и первого мусульманского государства в Европе Булгар. Мусульмане России – это не пришельцы с Луны. Они веками жили на этой земле. Сотрудничество православного и мусульманского духовенства началось еще до Октябрьской революции и продолжалось в эпоху государственного атеизма. Сегодня обе конфессии переживают период духовно-нравственного возрождения. Возводятся, реставрируются не только мечети, но и сотни церквей. Но главное не то, сколько появится новых храмов или медресе, а то, как возврат к вере отразится на поведении и мировосприятии россиян, на их отношении друг к другу. Пророк Мухаммед говорит: «Вера – это взаимоотношения людей». Он учит: «Кто обидел христианина или иудея, тот обидел меня. А кто обидел меня, с того Всевышний взыщет сторицей». Поэтому, участвуя в духовно-нравственном возрождении, мы должны прилагать все усилия для укрепления мира, дружбы и взаимопонимания между соотечественниками. Даже в годы государственного атеизма в нашей стране проводилось немало миротворческих конференций, когда религиозные деятели выступали за сохранение мира во всем мире, против угрозы атомной войны.

Министерство образования вводит в средней школе изучение основ традиционных религий. Как Вы относитесь к этой идее? Не ущемляет ли данное нововведение права приверженцев других конфессий?

В данном случае не вижу повода для ущемления чьих-либо прав. Этот вопрос обсуждался на Межрелигиозном совете России. В декабре прошлого года мы, руководители духовных центров мусульман России, встречались с Его Святейшеством Патриархом Алексием II и пришли к полному взаимопониманию. Сегодня представители четырех конфессий – православные христиане, мусульмане, буддисты и иудеи – готовят материалы, необходимые для преподавания основ традиционных религий. Мы не хотели бы делить детей по конфессиям, поэтому предполагается создать единый учебник, в котором будут освещены основы всех традиционных вероучений. В нашей стране очень много смешанных браков. В Татарстане и Башкортостане, например, половина населения – мусульмане, половина – православные. Их дети учатся вместе. В этой ситуации деление по конфессиональному признаку просто опасно. Хорошо, если молодое поколение получит представление об основах традиционных религий. Это позволит избежать непонимания и взаимного недоверия. Российские дети знают историю Египта и Рима, но не имеют представления о вере своего народа и своих соотечественников. Вот это и есть ущемление прав ребенка. Надеюсь, что включение в школьную программу нового предмета поможет учащимся сделать самый главный вывод: Бог един, все мы от Адама и Евы, этот мир один для всех, и мы живем в нем один раз.

А значит, только добрыми поступками и благочестием человек может заслужить милость Всевышнего. И любой народ, и каждый человек сам по себе ценен перед Богом. Если мы сможем донести это до детей, то нравственный климат в обществе существенно улучшится.

Как Вы понимаете диалог религий? Какова роль Ислама в межрелигиозном диалоге? Могут ли представители разных конфессий сосуществовать, не вступая в конфронтацию?

Такой диалог должен идти непрерывно, и прежде всего на бытовом уровне. Хорошо, если, встречаясь, люди приветствуют друг друга, стараются друг другу чем-то помочь. Для налаживания диалога на высшем уровне образован Межрелигиозный совет России, в работе которого принимают участие все духовные центры, представляющие традиционные конфессии. Совет успешно работает, потому что у нас общие проблемы, которые нужно решать сообща, в том числе и обращаясь для их решения в органы государственной власти.

На Ваш вопрос относительно возможности мирного сосуществования представителей разных конфессий отвечу: не только могут, но и обязаны. Люди должны видеть друг в друге прежде всего достойнейшие творения Бога. Исходя из этого принципа, мы будем вести диалог и сотрудничать во всех добрых делах, участвуя в духовно-нравственном возрождении российского общества, вносить достойный вклад в процветание нашей страны. Несмотря на все испытания, народы России, объединившись, каждый раз заново поднимали ее из руин. Поэтому она и называется Святая Русь.

Конфронтации быть не должно. Мы обязаны утвердить принципы взаимопонимания, взаимоуважения, сохранить их и передать нашим потомкам. Ведь Ислам в переводе означает «смирение перед волей Всевышнего».

С тревогой и волнением мы наблюдаем за процессами, происходящими в мире. Возможно ли, во избежание роковых конфликтов, объединение всех течений в Исламе?

Ислам един, его основа – священный Коран. Еще 1425 лет тому назад пророк Мухаммед послал трех своих сподвижников на берега Волги, и в 922 г. христианского летоисчисления древние булгары на государственном уровне добровольно приняли Ислам. Так началось распространение Ислама в Поволжье. С тех пор у нас никакого разделения не было. Остальное – привнесенное, то, от чего нужно очищаться. В основном мусульмане нашей страны относятся к двум богословским школам: ханафитской и шафиитской. Мусульмане центральной части России, Татарстана и Башкортостана – приверженцы ханафитской школы, а мусульмане Северного Кавказа – шафиитской. Сейчас немало мигрантов из государств Средней Азии, они тоже в большинстве своем являются мусульманами ханафитского толка. Объединение духовных центров мусульман России сейчас представляет три духовных центра. Старейший из них – Центральное духовное управление мусульман России с центром в Уфе – образован указом императрицы Екатерины Второй в 1789 г. Два других – Совет муфтиев России и Координационный центр мусульман Северного Кавказа. Наши последние встречи и консультации имели целью сближение позиций. Несколько лет назад мы образовали Совет по противостоянию религиозному экстремизму. Даст Бог, решим проблему объединения, и доброе сотрудничество станет реальностью.

Общеизвестно, что в Коране нет призывов к экстремизму. Кто, по Вашему мнению, препятствует правильному пониманию Ислама и принятию его людьми? Кому выгодно отождествлять Ислам с экстремизмом?

Коран, ниспосланный Творцом, – последнее откровение миру, переданное пророку Мухаммеду. До этого была Библия и сотни и тысячи пророков – посланников Божьих. Вера одна, различаются только обряды. Пророк Мухаммед говорил: «Мы – посланники Божьи – дети разных матерей, но вера у нас одна». Он не сказал, что «мы дети разных отцов», имея в виду Иисуса Христа, которого мусульмане чтут, ожидают его второго пришествия, когда он вместе с Эль-Махди, благословленным Всевышним предводителем мусульман, будет противостоять Антихристу. Призывов к экстремизму в Коране, конечно же, нет. Зато и в Коране, и в Библии говорится: кто проливает без вины кровь хотя бы одного человека, тот убивает целый мир. Только Всевышний дает жизнь, и только Он имеет право ее отобрать, когда приходит время.
К сожалению, сегодня немало тех, кто от имени Ислама пытается распространять экстремизм и отвратительнейшее явление современности – терроризм. В Ираке убивают. Когда взрывают автомобили, начиненные взрывчаткой, в суннитских кварталах, говорят, что это шииты, когда в шиитских – говорят, что это сунниты. Якобы таким образом они противостоят агрессии против своей страны. На самом деле ясно, что это наемники, которые сеют страх, проливают кровь, хотят лишить людей воли, чтобы народ смирился с агрессией. Священный Коран учит: «И сотрудничайте в благочестии и добродеяниях, не сотрудничайте в грехе и вражде». Если кто совершает деяния вопреки этому повелению Всевышнего, он нарушает нормы Ислама, а следовательно, не может считаться истинным мусульманином.

Что такое ваххабизм? Существует ли сегодня опасность распространения ваххабизма на территории России? Что предпринимает исламское духовенство для противодействия экстремистам?

Ваххабизм появился совсем недавно, 150-200 лет назад, и, как утверждают историки, был придуман английскими колонизаторами с целью удержания в подчинении обширных колоний. Идеи вроде бы привлекательные: очищение Ислама, возвращение к временам пророка Мухаммеда. Но в одну реку, как известно, нельзя войти дважды, так же как нельзя перечеркнуть столетия нашей истории. В России подавляющее большинство мусульман не воспринимает идеи ваххабизма. Попытки распространить ваххабизм предпринимались еще до Октябрьской революции. Но тогда наши духовные и религиозные лидеры смогли дать ему достойный отпор. К сожалению, в годы перестройки и в начале 1990-х гг. из-за нехватки кадров, грамотных богословов и в особенности из-за распада Советского Союза, обусловившего изменения в законодательстве, идеи ваххабизма и экстремизма проникли в нашу страну. Слава Всевышнему, традиционное мусульманское духовенство, несмотря на свою малочисленность, смогло с Божьей помощью сохранить прихожан от этой напасти. В противном случае то, что произошло в Чечне, могло бы распространиться на всю страну. К чему это может привести, мы видим на примере Югославии, где и православные, и мусульмане относятся к одному народу. И те и другие – славяне.
В одиночку, без поддержки общества и государства, исламское духовенство сделать ничего не сможет. Экстремизм, призывы к насилию – это нарушение законности. Не должно быть так, что «Васька слушает, да ест». Нужно и власть употребить.

Как известно, в России питательная среда для распространения течений, искажающих суть Ислама – безработица среди молодежи, отсутствие правильного религиозного воспитания и т.д. А каковы причины широкого распространения экстремистских учений во всем мире?

Частично я уже ответил на этот вопрос. Хочу только добавить, что о правильном религиозном образовании в нашей стране говорить не приходится, поскольку в течение 70 лет в СССР не было никакого религиозного образования. Первое духовное учебное заведение по подготовке мусульманского духовенства было открыто только в 1989 г. Сегодня Российский исламский университет в Уфе и его филиалы выпустили около 900 человек. Более 90% выпускников служат в мусульманских общинах. Это же мизер на всю Россию! Причины кроются в несовершенстве законодательства. Как я уже говорил, в начале 1990-х гг. только ленивый не создавал духовные центры, появились даже самозванные «пророки».

Как Вы оцениваете события, развернувшиеся вокруг публикаций в прессе ряда европейских стран карикатур на пророка Мухаммеда, и не столь давнее выступление Папы Римского? Не являются ли эти акции провокацией, организованной третьей силой с целью разжечь христианско-мусульманский конфликт в общемировом масштабе? Кто, по Вашему мнению, может стоять за этим?

Вполне понятно, что это делалось для того, чтобы противопоставить друг другу христиан и мусульман. Мы не должны допускать противостояния. Пусть рисуют хоть тысячу раз, шуметь по этому поводу не стоит. Реакция, которая имела место в исламском мире, в арабских странах, когда начали закидывать камнями посольства западных стран, абсолютно непозволительна. Те, кто сделал эти карикатуры и пытался распространять их в средствах массовой информации, рассчитывали именно на такую реакцию. Чуть только начнется сближение народов или предпринимаются попытки решения ближневосточного конфликта, который до сих пор является раной на теле мирового сообщества, тут же появляются карикатуры, делает заявления Папа Римский или еще кто-нибудь. Мусульмане к этому должны относиться сдержанно. Значит, мы вовремя не смогли донести до народов мира информацию о том, кем является пророк Мухаммед – Божьим посланником, которому было Откровение, последним пророком. Рассказать об этом – наша обязанность. Нам нужно терпение, чтобы не поддаваться на провокации. Потакать попыткам натравить друг на друга народы, государства, последователей традиционных конфессий – это огромнейший грех перед Всевышним! Я не знаю, кто за этим стоит, но, по всей видимости, это люди, которые хотят принести человечеству только беды.

Важнейшей целью российской геополитики со времен Российской империи являлось сохранение мира на Ближнем Востоке и Святой Земле. Как Вы оцениваете происходящие там события? Каковы последствия иракской войны и ливанского конфликта?

Святая Земля и Ближний Восток в целом всегда были дороги и христианам, и мусульманам, и иудеям, потому что по этой земле ступали все посланники Божьи. Там находится третья святыня мусульман – мечеть Аль-Акса, откуда пророк Мухаммед, мир ему, вознесся на небеса. В наших преданиях говорится о том, что там он молился вместе со всеми посланниками Божьими. Пока на этой земле не будет мира, вряд ли можно ожидать мира и спокойствия во всем мире. Эти территории находятся недалеко от границ России. Все, что там происходит, моментально отражается на нашей жизни. Поэтому мы полностью поддерживаем усилия Президента РФ и нашего государства, направленные на сохранение мира на Ближнем Востоке. Россия входит в международный квартет, и в конце прошлого года мы от имени Центрального духовного управления мусульман России обратились с призывом и к Главному раввину Израиля, и к Верховному муфтию Палестины, и к главам государств с предложением заключить перемирие на 40 лет. Земли на всех хватит. Само по себе противостояние на Святой Земле последователей традиционных конфессий и народов – это кощунство! Оружие должно оставаться только у армии, у правоохранительных органов, население необходимо разоружить. За 40 лет нужно попытаться наладить экономические отношения, добрососедское сотрудничество, а потом уже решать остальные вопросы. То, что сейчас происходит в Ливане и в Ираке, только усугубляет напряжение в регионе.

В последние годы российские социологи отмечают усиление монархических настроений в обществе. Считаете ли Вы возможным в перспективе восстановление монархии в России?

Главное – это не то, как власть называется, а то, в чем ее суть. Бабушки и дедушки учили нас тому, что миром правит Бог, государством – царь, а семьей – отец. Это вертикаль власти, Божья пирамида. Есть и другая пирамида, перевернутая: на первом месте отцы семейств или олигархи, потом царь или президент, а Бог на самом последнем месте. Так не должно быть! Верить в Бога, подчиняться законной власти, сохранять семью – вот правило, которому надо неуклонно следовать.

Не знаю, возможна ли реставрация монархии в России, но в мире нет ничего невозможного. Мы пережили много перемен, наши отцы и деды родились в империи, а потом увидели строительство социализма и коммунизма. Еще совсем недавно никто не поверил бы, что возможен распад СССР и крах социалистической системы. И только бабушки говорили: в стране произойдут изменения, и государство поддержит веру. Так и случилось.

Как осуществляется взаимодействие лидеров двух крупнейших традиционных конфессий России – Православия и Ислама?

У нас сложились замечательные отношения с Русской Православной Церковью, с Его Святейшеством Алексием II. Мы сотрудничаем уже тридцать лет и во всех добрых делах достигли взаимопонимания. Между конфессиями существует договор о миссионерской деятельности, суть которого сводится к тому, что каждый сеет в своем огороде.

В чем заключается исламская философия хозяйствования, каковы ее основные нравственные принципы?

Центральная установка исламской философии хозяйствования очень проста: все, что есть на земле, принадлежит Богу. Мы лишь на время пришли в этот мир и вернемся к Богу, поэтому нашим основным принципом должно стать: не хапать. Если ты что-то имеешь, поделись с бедными и сиротами. Одной из пяти основ Ислама является закят – очистительная милостыня. Если человек достиг минимума достатка – это 84 г золота или соответствующий эквивалент – и целый год может позволить себе его не тратить, то одну сороковую часть он обязан раздать неимущим и сиротам. Любой предприниматель должен знать, что богатства этого мира – от Бога. Всевышний одаривает человека с тем, чтобы он, насытившись сам, не забывал о ближних. Пророк Мухаммед говорит: «Не настоящий верующий тот, кто, засыпая вечером, знает, что его сосед уснет голодным. Должно ему помочь».

Как сочетаются, по Вашему мнению, такие понятия, как «бизнес» и «вера»? При каких условиях Ислам благословляет предпринимательский труд? Какие духовные усилия необходимо приложить, чтобы, занимаясь бизнесом, жить в соответствии с принципами Ислама?

Трудясь, добывая жизненные блага, человек должен соблюдать духовно-нравственные принципы. Все, что приобретается насилием, обманом, мошенничеством – это «харам», недозволенное и противное Богу. Если человек добывает материальные блага своим трудом, он должен благодарить за это Бога, а добытое употреблять на благо своей семьи и близких. Даже закят нельзя посылать в другую страну или другой город, нужно сначала поискать нуждающихся на своей улице, в своем селе или городе. Пророк Мухаммед однажды шел по улице и встретил одного из своих сподвижников. Пророк протянул ему руки, чтобы поздороваться, а тот спрятал руки за спину. Пророк удивился и спросил: «Почему ты со мной не здороваешься, посланник Божий с тобой здоровается». Сподвижник ответил: «Руки мои все в мозолях, и мне стыдно здороваться с тобой». Мухаммед взял его руки, поцеловал и сказал: «Эти руки любит Бог и Его посланник!»
Праведный труд угоден Богу и людям.

Что Вы хотели бы пожелать нашим читателям?

Читателям журнала «Экономические стратегии» желаю счастья, мира, благодати в этом и вечном мире.

«Экономические стратегии», №04-2007

Об авторе