Интервью Наиболее интересное

Интервью с русской художницей из Вильнюса Наталией Рябчук

Октябрь 28
10:16 2011

Публикуем интервью с художницей из Вильнюса Наталией Рябчук, в котором она ответила на вопросы главного редактора ИА «Русские Новости» Ярослава Мошкова. Беседа состоялась в Вильнюсе в «Доме народных организаций», на открытии её выставки картин «Мелодия старого Вильнюса».

Художница Наталия Рябчук

Художница Наталия Рябчук.

Вкратце о Наталии Рябчук:

Родилась в Вильнюсе, здесь же закончила художественную школу им. Веножинскиса. Закончила Вильнюсский педагогический университет. 15 лет назад началась её творческая деятельность. В 2000 году участвовала в фестивалях «Дни Вильнюса» Кракове и «Polekis» (фестиваль искусства учителей) в Вильнюсе. С 2001 года участвует в коллективных выставках, проводила персональные выставки в годах Литвы. Полтора года назад начала работать со стеклом. Оказалось, что этот хрупкий и холодный материал может способствовать рождению интересных композиций. В 2006-2007 вышли в свет пять детских книг с её иллюстрациями. С 2011 года является членом Союза народных художников Литвы.

 

Расскажите, пожалуйста, как вам пришла идея заниматься живописью по стеклу.

Я поменяла профессию, 9 лет я проработала учителем в школе, а потом судьба распорядилась так, что я стала дизайнером по стеклу, начала работать со стеклом и мне стало интересно какие бывают еще техники и возможности у стекла. Я искала техники, нашла одну, вторую и в своей живописи их соединила, потому что если делать просто – это скучно. Делается контур, заполняется краской и все, а хочется чего-нибудь художественного. Стала смешивать одно, другое, третье. Сюда добавились краски не только по стеклу, но еще и другие, новые лаки. Работы по-другому заиграли, стали не только прозрачными, но и полупрозрачными или совсем непрозрачными. Нашлись другие техники и получилось интересно.

Картины художницы Наталии Рябчук. Живопись по стеклу

Картины художницы Наталии Рябчук. Живопись по стеклу.

Насколько распространена такая роспись?

Живопись по стеклу была популярна во Франции и в Чехии. В средние века, в 17-19 веках, когда строились и расписывались соборы, выяснилось, что не везде можно сделать витраж. Например, лицо прописывалось. И появилась техника живописи по стеклу, потому что все вельможи у себя хотели видеть что-то эксклюзивное. Художники ведь тоже хотели заработать поэтому занимались этой техникой живописи. Здесь в Литве она никогда не была популярной. Сюда пришла из Польши. И к 20-му веку она была благополучно забыта.
 

Вы занимаетесь не только росписью по стеклу, но и традиционной живописью, верно?

Да, традиционной живописью маслом.

 

 Как часто бывают ваши выставки?

Стараюсь, чтобы раза два в год были. Обычно — осенью, весной. Мои картины находятся в лондонской галерее «Art Market», в американской галерее «Highlands Gallery L.L.C.» и вильнюсской «Lietuvos Tautodailininkų galerija».

 

Эта выставка посвящена Вильнюсу, расскажите о представленных картинах.

Эта коллекция собиралась не один год и называется «Мелодия старого Вильнюса», поскольку я выросла в старом Вильнюсе и я его люблю, поэтому я решила сделать такую коллекцию. Я не все картины продаю. Она собирается год от года. Когда проводится выставка, то хочется к ней подготовить что-то отличающееся от других выставок, поэтому на этой выставке решила представить картины с храмами Вильнюса. Очень давно хотелось это сделать. Когда только начала создавать храмы, то увидела, что они красиво звучат. Здесь выставлены не все картины, потому что помещение маленькое и вошло мало работ. Я думаю, что сделаю выставку, полностью посвященную храмам Вильнюса.

 

Картина вильнюсского Пречистенского Кафедрального собора художницы Наталии Рябчук. Живопись по стеклу

Картина Наталии Рябчук. Вильнюсский Пречистенский Кафедральный собор. Живопись по стеклу.

Как именно в Вашем понимании звучат храмы города Вильнюса?

Храмы Вильнюса — украшение старого города. Но это не просто здание — это дом Божий. Поэтому в работу вкладывается откровение, которое происходит с моей душой.

 

 Каким Вы видите старый город?

Это ощущение дома, ностальгия по детству. В старом городе мне всегда хорошо и уютно. В картину со старым городом вкладываются воспоминания из детства, историческое осмысление, прибавленное с годами, а также художественное восприятие и художественная техника. Если все получилось — картина «звучит», значит греет душу.

 

 А какие наиболее сильные воспоминания из детства у Вас о старом Вильнюсе?

Я выросла на маленькой, симпатичной улочке, в самом центре Вильнюса. Теперь эта улица Скапо, а раньше была ул. Талат-Кялпшо, потому что там находилось музыкальное училище. Проходя по улочке, каждый раз можно было слышать «пиликанье» какого-либо музыкального инструмента. У нас был маленький дворик с забором и воротами во двор министерства внутренних дел, с целой стаей котов и складиками с углем и дровами (в старом городе в большинстве домов было печное отопление), поэтому зимой запах из печных дымоходов, смешанный со свежестью мороза был родным и знакомым. А в соседнем дворе росла ива, она была большой и высокой, ветки свисали до самой земли. В нее можно было «нырнуть» и спрятаться!

Когда я выросла, то поняла, как мне повезло! В «резиночку» мы прыгали на площади Кутузова (теперь площадь возле президентуры), там же мы осенью сбивали колючие каштаны. С этой площади очень красиво смотрится башня Гедиминаса. Я ее видела каждый день, для меня она была совершенно обычной частью города. В двориках Вильнюсского Университета мы с детьми близ лежащих дворов играли в «казаки-разбойники». Еще в детстве меня просто поразила фреска в библиотеке университета. И витражи (правда, теперь я не помню где именно они там находились). На велосипеде я училась кататься на площади Гедиминаса, она для меня тоже была совершенно обычной. Через всю площадь, с 3 лет, меня каждое утро таскали на остановку, что бы сначала ехать в садик, а потом в школу. Кафедральный собор мне всегда нравился своим величием, торжественностью и белизной. Правда, тогда он был картинной галереей.

Историческую ценность всего этого я оценила уже потом. А в Пасху мы с мамой, пока в церквях посвящали крашенки, успевали обойти все церкви, начиная с Духова и до Успенского храма, где уже встречали Пасху…

 

Картины художницы Наталии Рябчук. Живопись по стеклу

Картины Вильнюса художницы Наталии Рябчук. Живопись по стеклу.

А какова вообще тематика Ваших картин?

Очень разная. Все что волнует мою душу, удивляет, радостью от чего хочется поделиться. Например: красотой природы, цветов, величием храма и т.д. Я увидела эту красоту, она меня порадовала, почему бы не поделиться этой радостью. Это очень важно, в обычном видеть и чувствовать дар Божий. Хочется быть лучше, быть достойным этого подарка. Хочется жить, проблемы не уходят, но ты становишься немного счастливее, значит сильнее.

 

 Что для Вас является самым значимым в раскрытии выбранной Вами темы?

Когда в картине прочитывается именно то, о чем хотелось поведать. Мои чувства и эмоции, которые переполняют душу, когда работаешь над темой. Например, если старый город, то воспоминания из детства вкладываются и картина получается «теплой», как на старой улочке с котами, им хорошо, когда вокруг холодно. Все передается зрителю и ему тоже становится теплее, пусть всего мгновение.

 

Чем является для Вас живопись: хобби, работой, важным для Вашего внутреннего развития процессом или способом отображения мира?

Все вместе. Это самовыражение. Это и любимое и интересное дело, которое не позволяет останавливаться, потому что теряются профессиональные навыки, и нет предела совершенству, поэтому постоянно находишь что-то интересное и новое. Человек меняется с годами, с приобретением  нового опыта и восприятия мира — меняются и мои картины.

Художница Наталия Рябчук

Художница Наталия Рябчук. Открытие выставки картин «Мелодия старого Вильнюса».

На ваших натюрмортах мы видим различные цветы. Почему Вы выбираете цветы как объект изображения?

Я увидела цветок, восхитилась  его красоте, совершенству формы и цвета, добавила свое настроение и поделилась с другими. Когда-то в юности, когда было просто хорошо и мало думалось о жизни, я рисовала пейзаж и одно дерево у меня никак  не получалось, я злилась, ко мне подошел старший брат и сказал, ты должна полюбить это дерево и тогда оно получится. Все просто. Надо полюбить, тогда согреешься ты и согреешь других.

 

Когда мы смотрим на Ваши картины, мы ощущаем  радостную, теплую, светлую атмосферу, ведь в них доминируют теплые тона. Есть ли в каких-либо работах драматизм и трагические нотки?

Добро и зло всегда рядом. Как на картине на каждом предмете есть свет и тень. Я хочу, что бы мои картины радовали людей. Что бы, пусть самую малость, внесли позитива в эту сложную жизнь. Поэтому не пишу когда мне самой плохо, на картине будет написано — мне плохо! Вокруг нас столько драматизма, что об этом не хочется, а что бы получилась работа в ней надо растворится, я не хочу растворяться в боли. Мне самой это было бы невыносимо. Я хочу сделать выставку на 9 мая, но это пока не родилось, только вынашивается, в этой теме рядом с горем, ужасом и смертью — мужество, люди сильные духом, любовь к ближним.

Какую технику Вы предпочитаете – масляную живопись или живопись по стеклу? Что наиболее интересует в настоящий момент?

Мне нравятся обе эти техники. У живописи маслом больше возможностей, у стекла больше загадочности. Они очень разные, поэтому и интересно. Я работаю много и в одной, и в другой технике.

 

 Что, по Вашему мнению, отличает талантливого художника от гениального?

Не знаю! Моцарт — гений! Как можно это объяснить, да и надо ли. Господь в темечко поцеловал — родился гений!

 

Картина художницы Наталии Рябчук. Пятницкая церковь в Вильнюсе. Живопись по стеклу

Картина художницы Наталии Рябчук. Пятницкая церковь в Вильнюсе. Живопись по стеклу.

Мы наблюдаем, что многие современные пейзажи – искусственны. В них используется такая цветовая гамма, которая создает эффект ненатуральности. Как Вы можете это прокомментировать? Ведь существует мнение, что картина – это не фотография и совершенно ненужно создавать картину, которая с точностью копировала реальную действительность.

Картина не копирует реальность, она вместе с реальностью отражает душу автора его мировоззрение, отношение к данной теме, технику исполнения. Если душа пустая — картина получается пустой, даже при теплом колорите и хорошей технике. Это совершенно реально читается. Картина родилась — живая, или нет — мертвая. А все остальное потом: стиль, жанр…

 

Когда Вы пишете картину, стремитесь ли Вы в ней отразить Ваше мировоззрение или для Вас это является внутренним, закрытым для внешнего взгляда миром?

Отражаюсь целиком и полностью, даже если не хочу!

Как Вы думаете, что должна Ваша картина вносить в дом человека, который ее покупает?

Добро и радость. Очень хотелось бы! Тот позитив, которого не хватает.