Интервью

Интервью Предстоятеля Русской Православной Старообрядческой Церкви митрополита Андриана (Четвергова)

крест-старообрядческий-медный
Декабрь 21
15:30 2015
Митрополит Андриан (Четвергов)

Митрополит Андриан (Четвергов)

Когда интервью с митрополитом Андрианом, главой Русской Православной Старообрядческой Церкви, готовилось к печати, было получено сообщение о скоропостижной смерти 54-летнего владыки во время совершения возглавляемого им Великорецкого крестного хода в Кировской области.

Александр Геннадьевич Четвергов (таково мирское имя митрополита Андриана) родился в семье казанских старообрядцев, принадлежащей к известному роду купцов Четверговых. По специальности инженер-авиаконструктор, он в 1986 г. оставил светскую работу. Имея художественное образование, принимал участие в реставрации храма и икон, а затем писал иконы для храмов в Казани и Новосибирске. В 1999 г. рукоположен в сан диакона, в 2000 г. — священноиерея, а в 2001 г. принял иноческий постриг и был наречен именем Андриан. В том же году рукоположен в сан епископа. В феврале 2004 г. был избран Митрополитом Московским и всея Руси.

Во время пребывания на посту Предстоятеля Церкви митрополит Андриан активно боролся за возвращение древлеправославным исконно принадлежащих им храмов, причем не только на территории России.
В интервью, данному члену редколлегии журнала «ЭС» Игорю Смыкову, митрополит Андриан поднимает такие вопросы, как взаимоотношения Церкви и власти, РПСЦ и РПЦ, возможности их объединения, основы старообрядческого предпринимательства и многие другие.

 Как, на Ваш взгляд, можно охарактеризовать отношения между православной церковью и государством в России? 

Современное законодательство, регулирующее отношения государства и религиозных организаций, хотя и не лишено недостатков, но отвечает основным требованиям свободы вероисповедания. Согласно букве и духу закона, все религиозные организации равноудалены от государственных структур и имеют одинаковые права. Однако, к большому сожалению, на практике положения законодательства соблюдаются далеко не везде и не всегда. Это касается, в первую очередь, церковной собственности. Известно, что наибольшим благоприятствованием в этом вопросе пользуется Московская патриархия. РПЦ МП пользуется приоритетом в ходе возвращения храмов, монастырей и церковной недвижимости. Федеральные, региональные и муниципальные органы власти содействуют восстановлению старых и строительству новых церковных сооружений, создают благоприятные условия для финансирования церковных проектов. То же самое касается и движимого имущества. Иконы, древние книги, церковная утварь, изъятые из криминального оборота, в основном, передаются Московской патриархии. И это несмотря на то, что значительная часть икон и прочего церковного антиквариата изготовлена старообрядческими мастерами.

Для Русской Православной старообрядческой Церкви возвращение каждого храма, каждой иконы, каждой святыни сопряжено со значительными трудностями. Вопиющий пример – ситуация, сложившаяся вокруг храма Казанской иконы Пресвятыя Богородицы в городе Самаре. Несколько десятков лет (!) община наших христиан добивается возвращения церкви. Однако городская администрация под разными предлогами уклоняется от справедливого решения вопроса. В нынешнюю Пасху, на двадцатом году политических и экономических реформ, старообрядцы Самары вновь не были допущены в храм. Христиане вынуждены были встречать Воскресение Христово на улице, рядом с закрытым и запечатанным собором.

К счастью, на федеральном уровне отношения между старообрядческой Церковью и государством имеют позитивный характер. Предстоятель Русской Православной старообрядческой Церкви является членом Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ. Прошедшие торжества, посвященные 100-летию распечатания алтарей храмов духовного центра Церкви, посетили полномочный представитель президента по центральному федеральному округу Г. С. Полтавченко, советник Главного управления внутренней политики аппарата президента РФ Б. Лукичев. Плодотворное сотрудничество с властями наблюдается в крупных регионах РФ. Так, этой весной наш духовный центр посетил мэр Москвы Ю. М. Лужков. В ходе состоявшегося совещания было принято решение о восстановлении архитектурно-исторического комплекса Рогожская слобода. Президент Татарстана М. Ш. Шаймиев изыскал возможность помочь восстановить храм в Казани. Есть и другие положительные примеры сотрудничества власти со старообрядческой Церковью.

— Как РПСЦ оценивает происходящие в стране политические, экономические и социальные события?

Безусловно, Церковь имеет свою духовную и социальную позицию. Можно сказать уверенно, что социальное положение большинства современных россиян далеко от действительной справедливости. Еще хуже дела обстоят на духовной ниве. Надо откровенно признать, что возрождения духовности, о котором у нас так часто говорят, на самом деле нет. Основным признаком возрождения духовности является нравственное, религиозное и физическое здоровье нации. На сегодняшний день русские — самая разобщенная нация в мире. Подавляющее большинство живет по принципу «моя хата с краю». Почти никого не интересует, что где-то рядом замерзают старики. Наши старики. От наркотиков гибнут дети. Наши дети. Население самой России уменьшается с катастрофической скоростью. Медленное, но неумолимое угасание науки, образования, здравоохранения и культуры, миллионы абортов, засилие содомского греха, алкоголизма, табакокурения и наркомании, азартные игры, поклонение «золотому тельцу» уничтожают наш народ не менее эффективно, чем танки и ракеты. И в этом нельзя винить только власти. Равнодушие, циничное молчание нередко проявляем мы сами.

Часто говорят, что в наши дни возводятся прекрасные храмы, украшаются чудесные алтари, позолотой сияют иконы и ризы. Но достаточно ли этого? Если при столь величественных храмах регулярно кается в грехах и причащается только 1 % населения страны, а в храмах регулярно бывает не более 6%. Какое же это духовное возрождение?

— Каковы перспективы диалога между Русской Православной Церковью Московского патриархата и Русской Православной старообрядческой Церковью?

Думаю, что все в руках Господних. Сегодня мы, древлеправославные христиане, должны следовать словам апостола Павла: «Рабу Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины, чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю» (2 Тим., 24-26). На мой взгляд, отношения между РПСЦ и РПЦ МП должны соответствовать понятию «дипломатические» или «добрососедские». Подобно тому, как соседи, живущие поблизости друг от друга, здороваются по утрам, в праздники обмениваются поздравлениями, мирно улаживают совместные проблемы, но при этом у каждого имеется свой дом, своя семья, свой устав, каждый славословит Господа в соответствии со своим духовным устроением.

— Какие сегодня существуют препятствия для объединения Русской Церкви?

За века, прошедшие с начала реформы патриарха Никона, между старообрядческой и новообрядческой церквями возникло немало разностей. Только человек, далекий от веры или плохо разбирающийся в истории, может сказать, что вся разница между нами заключается в сложении перстов при крестном знамении или написании имени Спасителя.

Конечно, в главных догматах, таких как исповедание Троицы или Богочеловечество Исуса Христа новообрядцы в основном придерживаются того же древнего учения, что и мы. Но в некоторых других вопросах, имеющих не менее важное значение, церкви имеют противоположные взгляды.Существенные различия наблюдаются в учении о таинствах. РПСЦ придерживается православного учения о том, что церковные таинства и священнодействия не имеют разделения на внешнюю форму и внутреннее содержание, что при изменении формы таинств изменяется и даже теряется духовный смысл. Новообрядцы же учат, что таинства вне зависимости от формы «равночестны и равноспасительны», а потому могут изменяться в соответствии с частными пожеланиями, культурными потребностями и модой. Особенно ярко это разделение проявляется в отношении к крестному знамению и таинству крещения. В Московской патриархии полагают, что человек может креститься, как захочет — одним пальцем, двумя, тремя или даже всей ладонью. Мы же считаем, что допустимо совершать крестное знамение только двумя перстами. Во-первых, только так мы можем исповедать главный догмат веры — Распятого Христа, во-вторых, эта традиция имеет апостольское происхождение, а потому никто не вправе ее менять.

То же самое касается таинства крещения. Новообрядцы допускают все «виды» крещения – как апостольское погружательное ( человек трижды погружается в воду крестильной купели или водоема – прим. ред), так и обливательное, окропительное и другие. Старообрядческая Церковь учит, что погружательное крещение и обливательное «крещение» отнюдь не равноспасительны и имеют разную природу. В погружательном крещении выражен догмат смерти и воскресения. Человек погружается т. е.погребается для старой жизни в грехе и рождается для новой жизни во Христе и его Воскресении.В обливательном лжекрещении человек не погребается и не рождается.

Представьте, каким способом можно устранить хотя бы это препятствие для объединения? Либо старообрядческая Церковь должна отказаться от древлеправославного учения и начать совершать таинства как попало, что, как вы понимаете, — невозможно, либо новообрядцы должны начать совершать все таинства в согласии с учением апостолов и святых отцов. А это даже технически представить трудно. Придется тогда крестить всех «облитых» и «окропленных» мирян, священников и епископов…

— Какова позиция Русской Православной старообрядческой Церкви относительно возврата к историческим формам государственного устройства, в частности, к монархии?

Этот вопрос сегодня звучит нередко. Однако задающие его, как правило, не поясняют, что имеют в виду под исторической формой государственного устройства в виде монархии. Монархия на Руси имела самые разные формы. Была монархия Киевской Руси, когда великий князь был лишь первым среди равных. Была монархия периода раздробленности. Тогда в каждом отдельном княжестве был свой монарх – удельный князь. Иной выглядит монархия времен Ивана Великого и Ивана IV. Это монархия собирания русских земель, монархия весьма жестокого подавления всякой самостоятельности. Своеобразно выглядела монархия Бориса Годунова и монархия самозванцев, пришедших к власти при помощи обмана. Монархия «тишайших» государей Алексея Михайловича и Федора Алексеевича привела к страшному расколу Церкви, к гибели десятков тысяч и бегству миллионов граждан Руси, не пожелавших принять никонову реформу. Была имперская монархия Петра I, Екатерины II, Александра I. Она разделила население России на высокородных господ и остальной народ – холопов «низкого происхождения». Защитники монархии часто ставят в пример времена Николая Первого. По их мнению, именно тогда государство достигло зенита своего могущества и порядка. Но мы, древлеправославные христиане, помним, как правительство Николая относилось к русским людям, исконным хранителям старой веры. Сотни храмов и монастырей были уничтожены. Десятки тысячи древлеписьменных и старопечатных книг, икон и святынь подверглись поруганию и безвозвратно погибли.

Думается, что брать пример с какой-то отдельной исторической эпохи и переносить его в современный день было бы неразумно. Если даже допустить, что монархия в России и будет восстановлена, то это может произойти на только современной основе, с учетом исторического опыта и, конечно, с сохранением всех социальных и духовных прав граждан страны.

— Ваше отношение к доктрине старца Филофея – «Москва Третий Рим»?

Мне кажется, что сегодня этой доктрине придают преувеличенное политическое значение. Многие забывают, что сочинения старца Филофея и других писателей средневековой Руси, прежде всего, касались религиозных и духовных вопросов. После того, как в XI веке первый Рим потерял связь с православием мира, стал центром латинской ереси и папизма, хранение правой веры стало уделом второго Рима — Константинополя, к тому моменту признанного лидера восточных Церквей. В XIV — XV веках начался закат второго Рима. Начавшись с падения нравов общества, он закончился в 1439 году подписанием союза с папским Римом и отступлением от чистоты православия. После захвата Константинополя турками в 1453 году единственным православным царством мира осталась Московская Русь. Тогда и возникло понимание третьего Рима как последнего государства, хранящего ни в чем не поврежденную христианскую веру. Именно по этой причине, а вовсе не из-за экономических или политических соображений, Москва считалась третьим Римом. С этим периодом связаны самые прекрасные моменты формирования национально-религиозного самосознания нашего народа. Здесь нашлось место идеям народа-богоносца и Святой Руси. К сожалению, в XVII веке этот период закончился. Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон неожиданно заявили, что русский народ не так молится, не так крестится и не так верит. Один из любимцев царя афонский архимандрит Дионисий подписал приговор Святой Руси : «Осталась земля сия не возделана, и возрасли тернии, и травы и иные дикие поросли, и темным омрачением омрачишася».

Началась длительная никоно-петровская реформа церкви и общества, эпоха третьего Рима была прервана, а Святая Русь ушла в лесные церкви, северные монастыр и таежные заимки, стала невидимой и неслышимой вместе градом Китежем, почивающим в святых водах озера Светлояр. Сегодня, конечно, не приходится говорить, что современная Россия продолжает следовать духовным заветам Святой Руси и является хранителем неповрежденной веры.

— Что Вы можете сказать о православных формах хозяйствования, ее основных нравственных принципах?

Сегодня часто приходится говорить о том, что единственным Творцом всего сущего является Бог. Человек только распоряжается дарами, находящимися в собственности Творца мироздания. Кому-то Господь дал более, кому-то менее. Но все несут ответственность за распоряжение этой собственностью. Сегодня, к сожалению, современные бизнесмены не рассматривают себя людьми, собственность которых дарована Господом. Некоторые из них полагают себя полноправными властителями всего движимого и недвижимого, видимого и невидимого. Из этого проистекают многие беды наших дней. Присваивая себе права Творца, такие деятели разрушают саму сферу бытия человека. Недра страны опустошаются, леса сводятся, воды загрязняются, а заповедники уродуются «новорусскими» застройками. Дореволюционный период старообрядческого предпринимательства демонстрирует совершенно иной опыт. Тогда предприниматель ощущал себя, прежде всего, приказчиком, исполнителем тех или иных дел, вверенных ему Господом. Благотворительность рассматривалась не как обременительный довесок к бизнесу, а как почетная, угодная Богу и обществу сторона деловой активности.

Вот что на тему предпринимательства писал известный промышленник-старовер В. П. Рябушинский: «Хозяин-православный во многом отличается от кальвиниста. Мiрской аскетизм есть и у нас, но он не постоянный, а связанный с постами. Отношение к богатству тоже другое. Оно не считается греховным, но на бедность не смотрят как на доказательство неугодности Богу. Поэтому в России нет того сухого, презрительного отношения к беднякам, которое появилось на Западе после Реформации. Протестанты, конечно, предписывают благотворительность, но, организовав ее очень хорошо формально, они вынули у нее душу, осудив личную милостыню, столь дорогую и близкую русскому человеку. Что же касается сознания своего положения, лишь как Божьего доверенного по управлению собственностью, то оно было внедрено в православного еще прочнее, чем в пуританина».

Уверен, что именно такой тип предпринимателя — активного бизнесмена, благотворителя и просвещенного церковного деятеля — необходим и в наши дни.

— Какова, на Ваш взгляд, должна быть личная стратегия жизни христианина в современном мире?

Служение Богу – главное предназначение человека в мире. Исполнять его всегда было непросто, а в современном мире, наполненном удовольствиями и соблазнами,  становится еще труднее. Не всегда удается отличить добро от зла, черное от белого.

Что тут я могу посоветовать? Надо настроить себя на необходимость трудной работы: жить, постоянно соизмеряя свои поступки с учением Христа, с голосом совести и обычаями Церкви.

Не надо гнать от себя мысли о вечном, если они приходят в сердце. Наоборот, надо постараться удержать их, сделать их своими обычными спутниками. Это поможет найти душевное равновесие и откроет путь к духовному совершенствованию.

Постараться избегать общения с людьми избалованными, развращенными, помня слова Псалмопевца Давыда: «Блажен муж, иже нейде на совет нечестивых».

И напоследок – самое главное. Напомню из Евангелия: «Книжник сказал Ему: хорошо, Учитель! истину сказал Ты, что один есть Бог и нет иного, кроме Его; и любить Его всем сердцем и всем умом, и всею душею, и всею крепостью, и любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв. Исус, видя, что он разумно отвечал, сказал ему: недалеко ты от Царствия Божия» (Мр., 12). Однако как часто мы видим в современном мире, что «любовь к Богу» становится причиной ненависти к ближнему. Очевидно, люди разучились любить Бога по евангельским заповедям и, называя себя христианами, по сути вернулись к ветхозаветным временам. Надо вернуть в наши сердца любовь.

— Ваша любимая притча?

Я бы выделил притчу о милосердном самарянине. В ней осуждается мнимая праведность и лицемерие священника и левита, которые не оказали никакого милосердия израненному и полумертвому человеку, «впадшему в разбойники». На примере самарянина Господь научает нас, что всякий человек обязан благотворить нуждающемуся в помощи, не взирая ни на национальность, ни на религиозную принадлежность, ни на положение в обществе. Милосердие и человеколюбие – это главные условия унаследования вечной жизни, а их-то как раз не хватает современному человеку.

Игорь Евгеньевич Смыков

Журнал «ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СТРАТЕГИИ», Москва, октябрь 2005 г.

Тэги
Страны
  • Анатолий Колчак: Прочитать Всем!