Русский мир

Игумен Сергий (Рыбко): «Я глубоко верю в русскую молодежь!»

Март 06
14:51 2012

Игумен Сергий (Рыбко): «Я глубоко верю в русскую молодежь!»

 

Известный миссионер и неформал 70-х годов о России, молодежи, роке и многом ином.

 

Это беседа Игоря Шатрова и игумена Сергия (Рыбко). Поиск смысла в бессмысленности происходящего, который они совместно ведут в программе Здравствуй.Ру, потребовал продолжения. Отец Сергий выступает в данной программе в роли некоего духовного стержня, но периодически разговор возвращается к теме православия и жизни православной церкви. Выясняется, что многие мелочи повседневной церковной жизни, которые за годы безбожия выпали из поля общественного интереса, теперь, когда они вновь попали в зону внимания, вызывают весьма неоднозначное толкование в обществе, и стали серьезными общественного значимыми проблемами, потому что мешают уважительному диалогу общества и церкви, церкви и государства. Церковь для многих, даже называющих себя православными, осталась терра инкогнита, тайной за семью печатями. И речь идет даже не о незнании обрядов и правил церковного устава. Порой бытовые мелочи, на которые образованный человек не обращал бы внимания или делал бы верные выводы, приводят в оторопь и отталкивают от церкви невоцерковленного мирянина. Задавая свои порой «наивные детские» вопросы о. Сергию, автор  постарался  через его ответы рассказать о том, какова на самом деле сегодня Русская Православная Церковь.

 

 

Игумен Сергий(Рыбко):

 

«…Я глубоко верю в русскую молодежь, вижу, что как раз среди нее процент «купи-продаев» не так велик. Молодые русские юноши и девушки, прежде всего, хотят найти ответы на насущные вопросы бытия. Особенно же те, кто относят себя к неформальным движениям. Учитывая опыт моего поколения, смею заявить, что из сегодняшних неформалов выйдет будущая элита Русской земли. А значит, у нас есть будущее»…

 

…»На вопрос об итогах моей миссионерской деятельности мне однажды пришлось отвечать Севе Новгородцеву в эфире Би-Би-Си, и я сказал, что самый главный из них вижу в том, что в Церкви значительно изменилось отношение к рок-музыке и рокерам. Те, кто раньше были «не в теме», начали что-то понимать. При храмах стали обретать приют рок-группы. Многие православные сами когда-то были бунтарями-рокерами, слушают рок и сегодня»
 

…»Опровергать мнение тех, кто считает рок «сатанинскими ритмами», не вижу смысла, так как человеческое невежество, упёртость и глупость неистребимы. Если невежественный глупец хочет оставаться таковым — пусть им и остается…»

 

…»Рок-музыка – один из объединяющих факторов, язык общения некоторых субкультур. Посредством ее распространяют идеи, протестуют против лжи и неправды окружающего мира, того мира, который по свидетельству Евангелия во зле лежит. Рок-музыка подкупает своей честностью, правдивостью и искренностью, неприятием несправедливости. Настоящий рок не может быть коммерческим, продажным. Рок и другие серьезные стили музыки не терпят лжи и фальши. Именно поэтому рок до сих пор так популярен у молодых людей. Для них это не просто музыка, а образ жизни, мировоззрение, целая культура…»

«Рок – музыка вовсе не развлекательная, скорее, связанная с поисками молодым человеком Истины, Правды и смысла жизни, то есть, в конечном итоге, богоискательством. Вопреки бытующему мнению об агрессивности рока, с момента своего появления в 60-е годы XX века рок-музыка принципиально выступала против насилия и войн.

 

 

Опровергать мнение тех, кто считает рок «сатанинскими ритмами», не вижу смысла, так как человеческое невежество, упёртость и глупость неистребимы. Если невежественный глупец хочет оставаться таковым — пусть им и остается. Единственное, что могу сказать наверняка: такое мнение не является общепринятым в Православной Церкви, хотя оно достаточно распространено, особенно среди священнослужителей и прихожан пожилого поколения. Более молодые прихожане и священники не разделяют это мнение.

 

 

Рок-музыка — всего лишь явление культуры, не более того. Не стоит ее переоценивать. Но грех — недооценивать тот интеллектуальный потенциал, который присутствует в лучших шедеврах рок-культуры. Поэтому, рок не лучше и не хуже классической музыки. Выбор между этими двумя направлениями музыки – скорее, дело вкуса и воспитания. Кстати, вопреки распространенным заблуждениям, практически все «продвинутые» рокеры любят и классическую музыку. А рок-музыканты никогда не делают противопоставления, заявляя о том, что существует немало рок-композиций, на которые их вдохновила классическая музыка.

 

 

Несколько лет назад в Осло, в зале, где вручаются Нобелевские премии, престижную международную музыкальную премию получали одновременно известный российский дирижер Гергиев и группа «LedZeppelin». На вопрос: «Не смущается ли Гергиев таким соседством?» — дирижер отвечал: «То, что мы сейчас называем классической музыкой, когда-то исполнялось бродячими менестрелями. Века отсеяли хорошую, качественную музыку от плохой. И теперь это называется классикой. Пройдет какое-то время, и лучшее из того, что исполняет «LedZeppelin» также будет называться классикой».

 

 

Заповедь «Не сотвори себе кумира» относится к идолам — ложным богам, олицетворявшим собой человеческие страсти: пьянство, гнев, блуд, сребролюбие, жестокость, кровожадность, властолюбие, чревоугодие и т.д. Слову «кумир» аналогично слово «идол» (отсюда «кумирница» т.е. языческое капище, место на природе или в храме, куда помещали идолов для поклонения им). Талантливый музыкант, художник или писатель — не есть идол, но человек, одаренный Богом талантами в душевной сфере, который, работая над собой, сумел эти таланты развить. Вполне такой человек заслуживает уважения окружающих людей. Особенно, если свои таланты он ставит на служение Богу, своим творчеством прославляя Его. Даже просто исповедуя себя верующим человеком. Как правило, творчество такого человека приводит его почитателей к уважению и его духовно-нравственных воззрений. Талантливый человек в духовной области называется праведным и святым».

 

 

 

Игорь Шатров: А ведь, действительно, даже многие верующие, а уж тем более невоцерковленные люди, часто воспринимают территорию внутри церковной ограды как резервацию, а Церковь как некое закрытое сообщество. Такое неверное представление о месте и роли Церкви в обществе — наследие безбожных лет построения рая на земле. Именно поэтому возникают вопросы, подобные обсужденному нами сегодня. И, похоже, разговор на эту многогранную тему нам предстоит продолжить и в следующих «Беседах».

 

_______________

 

СПРАВКА:

 

Отец Сергий (в миру Юрий Иосифович Рыбко)

 

Игумен Русской Православной Церкви, миссионер, известный проповедями в рок-среде и среди «неформалов», настоятель храма Сошествия Святаго Духа на апостолов на Лазаревском кладбище г. Москвы.
Родился в 1960 г., в г. Нелидово Калининской (ныне Тверской) области в атеистической семье. В 14 лет познакомился с рок-музыкой; увлекся идеями движения хиппи и одновременно – учением анархистов. В результате духовных поисков в 18 лет пришёл к Православию.
С 1979 г. служил псаломщиком в подмосковных храмах.
В 1988 г. поступил в возвращённую Церкви в том же году Оптину пустынь.
В 1990 г. принял монашеский постриг и священный сан.
В 1992 г. направлен на подворье Оптиной пустыни в Москве.
С 1994 г. настоятель храма Святаго Духа Сошествия на б. Лазаревском кладбище.
Создал при храме издательство Сестричества во имя свт. Игнатия Ставропольского.
Заочно окончил Московскую Духовную семинарию.
С 2002 г. также настоятель храма прп. Сергия Радонежского в Бибиреве, на территории которого ведет строительство нового храма во имя Собора Московских Святых, рассчитанного на несколько тысяч человек.
Является автором нескольких книг и брошюр.
Строго следует догматическому учению Православной Церкви, считая, что спасение возможно только в ней; ведет широкую миссионерскую деятельность, главным образом, среди неформальной молодежи, за что в 2004 г. награждён премией «Обретённое поколение». Награжден также Орденом св. блгв. Князя Даниила Московского III степени. Является православным монархистом и русским националистом.
При храме в Бибиреве действуют: Православно-патриотический клуб, Центр рукопашного боя, Культурно-Просветительский Центр для неформальной молодежи.
Отец Сергий считает любителей рок-музыки самой благодарной аудиторией: «У рок-музыки и Церкви одна задача – привести людей к Истине. Я никогда не воспринимал рок-музыку как развлекаловку, это та музыка, в которой поднимаются серьезные духовные и философские вопросы». Отец Сергий выступал с кратким словом проповеди на многих крупных рок-фестивалях: «Окна открой», «Мир без наркотиков«, «Нашествие–2008», «Narva-Bike–2009«, «Калининград In Rock«, «Рок над Волгой» — в 2010 и в 2011 гг. (250 тыс. слушателей) и др. Принимал в гостях в храме Кена Хенсли (один из основателей Uriah Heep), группу Рrocol Harum, общался с Яном Гилланом, Джо Сатриани, Тарьей Турунен, переписывается с Миком Боксом, дружит с К. Кинчевым, БГ, С. Калугиным, группами «Август«, «Если«, «Мордор«, «Воскресение«.

 

 

Игумен Сергий (Рыбко) выступает со словом пастыря.

 

 

 

На фото: Тарья Турунен, координатор СПБ РПЦ Юрий Агещев, игумен Сергий (Рыбко) на «Рок над Волгой 2011».

 

 

Один из основателей Deep Perple Ян Гиллан (в центре), игумен Сергий (Рыбко) и Юрий Агещев

 

 Один из основателей Deep Purple Ян Гиллан (в центре), игумен Сергий (Рыбко) и Юрий Агещев на «Рок над Волгой 2010». Фото: Галина Александрова.

Страны