Экономика

Грузинский вентиль

Август 13
19:26 2008

Грузинский вентиль


Военные действия поставили под вопрос надежность Грузии как альтернативной России транзитной страны, в качестве которой она себя усиленно позиционировала перед энергетическиим державами


Надежность Грузии, которая старательно предлагает энергетическим державам свои услуги в качестве альтернативной России транзитной страны, оказалась под вопросом. Уже почти неделю не работает крупнейшая в регионе нефтяная магистраль Баку-Тбилиси-Джейхан (хотя к ее остановке Грузия и не имеет отношения), в понедельник начались перебои с поставками российского газа в Армению.

 



Скандальные трубопроводы



Грузия уже является участником одного альтернативного России газопровода — Баку-Тбилиси-Эрзурум. Она также упоминается в нескольких других проектах века: White Stream (Грузия-Украина-Евросоюз) и Nabucco. Цель каждого из этих проектов — привести азербайджанский газ в Европу в обход России.



Единственная точка, в которой газовые интересы России и Грузии пересекаются в настоящее время, — это поставки российского газа в дружественную России Армению. В понедельник без дополнительного предупреждения транзит российского природного газа в Армению был сокращен на 30%.

 



Официальной причиной стало внезапное желание «Грузинской нефтяной и газовой корпорации» провести испытательные работы на своем участке газопровода в Армению. Грузинская сторона, впрочем, это не подтвердила, заявив, что поставки газа в Армению «осуществляется в прежнем режиме».



Между тем поставки конкурентного российскому азербайджанского газа через Грузию в Турцию по газопроводу Баку-Тбилиси-Эрзурум не ограничиваются. Во всяком случае, турецкая сторона азербайджанской ни на что не жаловалась.



Россия тем временем предложила закупать все добываемые Азербайджаном и предназначенные для экспорта объемы газа и поставлять его в Европу по уже имеющейся магистрали, по которой раньше российский газ поставлялся в Азербайджан.



За день до начала военных действий в регионе вышел из строя нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД) — первый трубопровод, доставивший на мировой рынок каспийские энергоресурсы в обход России. Пожар, вызванный действиями курдских активистов на территории Турции, продолжался почти неделю.

 


Остановка БТД уже привела к тому, что добыча нефти на месторождении месторождений Азери-Чираг-Гюнешли (АЧГ) и газа с конденсатом на месторождении Шах-Дениз была существенно снижена.



В настоящее время идет период охлаждения сгоревшего нефтепровода.



Протяженность нефтепровода БТД составляет 1767 км, из них в Азербайджане — 443 км, в Грузии — 248 км, в Турции — 1076 км. Пропускная способность трубопровода — 50 млн т нефти в год.



Россия готова помочь

 



Посол России в Азербайджане Василий Истратов на брифинге в понедельник заявил, что Россия в ходе обеспечения безопасности в Южной Осетии не ставит целью создания проблем на грузинском участке нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан.



«Мы знаем, что в регионе, прилежащем к зоне боевых действий, проходит канал экспорта энергоресурсов из Азербайджана (трубопроводы Баку-Тбилиси-Джейхан, Баку-Супса и Баку-Тбилиси-Эрзурум — ИФ). Мы знаем, насколько он важен для Азербайджана, и никаких планов, касающихся этого канала, особенно по его перекрытию, у России нет», — сказал Истратов.



МИД Азербайджана также не обладает информацией о повреждении трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан. «МИД Азербайджана не располагает информацией о повреждении основного экспортного трубопровода в результате бомбардировки», — сказал пресс-секретарь МИД Хазар Ибрагим на брифинге в понедельник.

 



Он отметил, что продолжается транспортировка азербайджанской нефти по трубопроводу Баку-Супса.


Из-за аварии на турецкой части нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД) BP-Azerbaijan направила нефть, добываемую на месторождениях Азери-Чираг-Гюнешли азербайджанского сектора Каспия, по трубопроводу Баку-Супса и по железной дороге Баку-Батуми. Трубопровод Баку-Супса, остановленный на ремонт и простаивавший последние 19 месяцев, начал работать с июня. Также компания возобновила прокачку нефти по трубопроводу Баку-Новороссийск.



Вице-президент АК «Транснефть» Михаил Барков сообщил Агентству нефтяной информации (АНИ), что Государственная нефтяная компания Азербайджана (ГНКАР) обратилась в российскую трубопроводную монополию с просьбой об увеличении прокачки азербайджанской нефти по нефтепроводу Баку-Новороссийск.

 


«Если раньше прокачивалось из Азербайджана 83 тыс. т в месяц, то теперь по месяцу станет 166 тыс. тонн. То есть они попросили дополнительно прокачать 83 тыс. т в месяц», — сказал он.



При этом вице-президент добавил, что из-за технологического ремонта трубопровода в этом месяце нет дополнительных возможностей для транспортировки нефти помимо указанных объемов. «Дополнительные возможности появятся позднее, после завершения ремонта», — уточнил он.

 



Азербайджан с 1997 г. транспортирует свою нефть по трубопроводу Баку-Новороссийск. Трубопровод был восстановлен в рамках разработки месторождений Азери-Чираг-Гюнешли (АЧГ), оператором по его эксплуатации являлась АМОК. Однако после сдачи в эксплуатацию трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан АМОК приняла решение отказаться от прокачки добытой на АЧГ нефти по маршруту Баку-Новороссийск, а также от операторства над трубопроводом. Так, если в 2006 г. по трубопроводу мощностью 5 млн т было прокачано 4,5 млн т азербайджанской нефти (включая 2,9 млн тонн нефти АМОК и 1,2 млн т нефти ГНКАР), то в 2007 г. уже 2,2 млн тонн. АМОК с апреля 2007 г. прекратила экспорт своей нефти по этому маршруту. В 2008 г. ГНКАР планировала транспортировать порядка 1 млн т нефти.



Ранее «Транснефть» обсуждала с ГНКАР возможность транзита по трубопроводу Баку-Новороссийск казахстанской и туркменской нефти. При этом не исключалась возможность замещения нефтью третьих сторон объемов азербайджанской нефти, прокачиваемой в настоящее время по нефтепроводу Баку-Новороссийск. Так, Азербайджан рассматривал возможность для сохранения качества нефти поставок сырья не по Баку-Новороссийск, а по нефтепроводам Баку-Тбилиси-Джейхан, Баку-Супса или по железной дороге на грузинский терминал Кулеви.

 



Как продолжается транзит ресурсов



BP-Georgia заявляет, что боевые действия в зоне грузино-осетинского конфликта не нарушили объемы транзита каспийской нефти и газа по территории Грузии.



По словам представителя компании, в связи с последними событиями «резко возрос фактор риска», однако перекачка углеводородного сырья на мировые рынки по экспортным нефте- и газопроводам, проложенным через Грузию, продолжает осуществляться в обычном режиме.



«Перевалка нефти из Азербайджана в настоящее время ведется по трубопроводу Баку-Супса, газа — по Южно-кавказскому трубопроводу Баку-Тбилиси-Эрзерум», — сказал собеседник агентства. При этом он отметил, что усилена охрана обоих трубопроводов, а также остановленного на данный момент нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан.



Замначальника российского Генштаба генерал-полковник Анатолий Ноговицын опроверг сообщения СМИ о том, что российские самолеты наносят удары по нефтепроводам, проходящим по территории Грузии. «Мы нефтепроводы не бомбим. Подобные удары могут привести к тяжелым экологическим последствиям», — сказал Ноговицын в понедельник журналистам в Москве. По его словам, российская авиация наносит удары исключительно по военным объектам. «Авиация наносит удары также для того, чтобы воспрепятствовать действиям второго эшелона грузинских войск. Мы можем в этой связи нанести удары и по мостам, чтобы предотвратить переброску грузинских подразделений», — сказал он.



 

Война повышает цены

Стоимость фьючерсных контрактов на нефть растет на опасениях, что конфликт между Россией и Грузией может вызвать перебои с поставками сырья из каспийского региона.



Так, цена сентябрьского фьючерсных контрактов на нефть марки WTI в электронной системе Нью-йоркской товарной биржи (NYMEX) в понедельник на 13:30 МСК составляет $116,9 за баррель, что на $1,7 выше итоговой котировки 8 августа. Стоимость фьючерса на нефть Brent на сентябрь на лондонской бирже ICE Futures 11 августа поднялась на $1,99 — до $115,32 за баррель.



Участники рынка обеспокоены военными действиями в Южной Осетии, которые могут привести к дестабилизации ситуации на Кавказе в целом и вызвать перебои в поставках сырья из каспийского региона через Грузию.


Кроме того, в результате пожара на нефтепроводе Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД) в Турции, который начался 6 августа в результате взрыва, прокачка нефти из Баку была прекращена. Пожар был потушен только 11 августа.



 

Европа опасается



Между тем польская газета Wyborcza пишет, что Польша может столкнуться с проблемами поставок каспийской нефти и газа из-за войны в Грузии.



«Российское вмешательство в Грузию может сказаться на планах Польши по уменьшению ее зависимости от поставок российского газа и нефти», — отмечает издание.



Польша планировала получать нефть через нефтепровод Одесса-Броды-Гданьск-Плоцк, как только последняя очередь нефтепровода будет построена. Предполагалось, что поставки по этой системе будет осуществлять, в частности, Азербайджан.



Поставки нефти и газа из Азербайджана могут сыграть главную роль в уменьшении зависимости Польши и Европы от российских поставок, но, как сообщает газета, война в Грузии может заставить Азербайджан изменить планы.


В конце июля этого года Украина сообщала о своем намерении до конца года перевести нефтепровод Одесса-Броды, в последние годы работающий в реверсном режиме и прокачивающий российскую нефть в Одессу, на прямой (аверсный) режим для транспортировки легкой каспийской нефти.



В октябре прошлого года Азербайджан, Грузия, Украина, Польша и Литва подписали соглашение об учреждении совместного предприятия для проектирования и прокладки нефтепровода Одесса-Броды-Плоцк-Гданьск. Проект продления нефтепровода Одесса-Броды в направлении Плоцка и Гданьска планируется реализовать в 2011 году.


Нефтепровод Одесса-Броды первоначально строился для прокачки легкой каспийской нефти в Европу, однако на практике для этой цели никогда не использовался, а качал лишь российскую нефть в Одессу для последующей ее погрузки на танкеры.