Экономика

Газпром: европейские партнеры просчитались

Декабрь 30
07:36 2010

Европейские потребители «Газпрома», привязавшие контракты к спотовым ценам, сейчас платят больше, чем было бы без таких изменений, заявил официальный представитель российского газового холдинга Сергей Куприянов в эфире «РБК ТВ». «Сейчас те наши потребители, которые добились так называемых уступок, платят больше, чем если бы они сохранили контракты без изменений», — сказал Куприянов.


Он добавил, что средняя цена «Газпрома» по долгосрочным контрактам в 2010 году составляет 308 долларов за тысячу кубометров, тогда как на спотовом рынке цены уже поднялись примерно до 310 долларов. Комментируя мнение о том, что из-за негибкой ценовой политики «Газпром» теряет долю на рынке, Куприянов отметил, что холдинг слышит об этом не только от аналитиков, но и от клиентов, которые заинтересованы в дополнительных скидках. «Понятно, почему, им хочется получить дополнительные преимущества и дополнительные скидки. У нас ответ очень простой — мы работаем в рамках тех контрактов, которые были подписаны и тех обязательств, которые они на себя взяли.


Мы готовы давать определенную гибкость и делаем это. Прежде всего, это связано с отсрочкой физических поставок в соответствии с правилами take-or-pay. Что касается скидок и гибкой ценовой политики и потери из-за этого доли рынка… Знаете, если бесплатно отдавать газ, то можно было бы и 100% рынка получить, но нужно ли это?», — сказал он. При этом представитель «Газпрома» подчеркнул, что ценовая политика не сказалась на эффективности продаж холдинга. «Если мы посмотрим на эффективность наших продаж, даже в этой ситуации достаточно непростой на европейских рынках, то она не снизилась благодаря этой негибкости. Поэтому говорить о том, что мы в чем-то проигрываем конкурентам, было бы неправильно, мы боремся не за долю на рынке, а за эффективность наших продаж», — заявил он. Куприянов добавил, что долгосрочные контракты позволяют потребителю застраховаться не только от ценовой нестабильности, но и гарантируют поставки. «Те контракты, которые есть — это не просто хедж от ценовой волатильности.


На споте никто не гарантирует, что ты там возьмешь газ, в отличие от долгосрочных контрактов. Ты можешь прийти и не получить газ ни по какой цене», — отметил он. В начале года некоторые крупные европейские партнеры «Газпрома», в частности, E.On Ruhrgas и французская GDF Suez требовали снизить цену на газ, указанную в долгосрочных контрактах. Европейские компании утверждали, что из-за экономического кризиса на газовом рынке произошли значительные изменения, в частности, спрос на газ упал, а предложение спотового газа на ликвидных торговых площадках выросло, из-за чего спотовые контракты на газ стали гораздо выгоднее контрактов «Газпрома». По результатам переговоров российский холдинг и европейские компании пришли к решению ввести в отношении определенной доли поставляемого в ЕС газа привязку к спотовым ценам с изменением условий отбора (100% суточные обязательства «бери-или-плати»).