Духовная жизнь

Феодоровская — Костромская икона Божией Матери

Март 26
11:42 2012

Феодоровская — Костромская икона Божией Матери


Дни памяти:  Март 14,  Август 16


По преданию, Феодоровская икона написана святым евангелистом Лукой.  По иконографии близка к Владимирской иконе Божией Матери. Она находится в Костромском Успенском соборе; первоначально же находилась в Городецком монастыре, так называвшемся по имени Городца, города Нижегородской губернии. При нашествии Батыя, Городец вместе с другими городами был опустошен и сожжен, жители же его перед тем бежали, а икону не успели взять с собой. Но она сама явилась в 1239 году Костромскому князю Василию Георгиевичу в лесу, на сосновом дереве, во время охоты. Оказалось что икона из Городца скрылась, и жители Костромы видели, как перед её явлением князю, нес её по городу человек в богатой воинской одежде, очень похожий на святого великомученика Феодора Стратилата, как изображается он на иконах. Чудесное видение благочестивых граждан Костромы, а равно и соборный храм во имя великомученика Феодора Стратилата, в котором икона поставлена, подали повод наименовать, обретенную князем икону Богоматери – Феодоровской.



 Феодоровская икона Божией Матери в золотой ризе, изготовленной в 1891 году. Фото В.Н. Кларка. 1908 г.



Икона Божией Матери Феодоровская без ризы


На месте явления иконы, на берегу реки Запрудни, основан Запрудненский монастырь во имя Нерукотворного Образа Господня, потому что в этот день князь обрел икону Богоматери. С того времени туда ежегодно 16-го августа совершается крестный ход в память явления чудотворной иконы.


Около 1260 года к Костроме подступили Татары, и городу угрожало полное разорение. Выступив против татар, князь взял с собою икону Феодоровскую, и враги, пораженные необыкновенным от святой иконы сиянием, пожигавшим подобно огню полчища их, обратились в бегство.


«Три раза истреблены были пламенем огня те храмы, в которых находилась святая икона Феодоровская, и всякий раз она оставалась целою и неповрежденною. Так, один храм истреблен пожаром во время нашествия Батыя вместе с городом Городцом. А затем уничтожены были огнем два соборных храма в Костроме, существовавшие один после другого до построения нынешнего каменного соборного храма, посвященного имени Богоматери в честь славного Ея Успения, – (так как в день этого праздника святой Феодор Стратилат пронес по городу святой образ Богоматери), с приделом в честь святого великомученика Феодора Стратилата. В этом соборном храме и помещена была святая икона; здесь она находится (в иконостасе) и в настоящее время, не переставая источать, как и прежде, различные исцеления болящим.


 Название свое икона получила от великого князя Ярослава Всеволодовича (+ 1246), отца святого Александра Невского, носившего в святом крещении имя Феодор — в честь святого Феодора Стратилата. Обретена она была, по преданию, его старшим братом, святым Юрием Всеволодовичем (+ 1238, память 4 февраля), в ветхой деревянной часовне близ старинного города Городца — позже на том месте был устроен Городецкий Феодоровский монастырь. Князь Ярослав-Феодор, ставший после гибели в битве с татарами на Сити святого Юрия великим князем Владимирским, в следующем, 1239 году торжественно перенес его мощи из Ростова в Успенский собор Владимира, а оставшейся от брата иконой благословил своего сына, святого Александра Невского, вступившего в том же году в брак с полоцкой княжной Брячиславой.



Икона Божией Матери Феодоровская


 Ярослав-Феодор оставил значительную о себе память в русской истории. С ним, продолжателем славных традиций дяди — святого Андрея Боголюбского (память 4 июля) и отца — Всеволода Большое Гнездо, связаны почти все наиболее значительные события в истории Руси первой половины XIII века. Ему досталась в наследство Русь, сожженная и разграбленная в 1237 — 1238 гг. татарами. Он поднял ее из пепла, отстроил и украсил городами, святыми обителями и храмами. Им были восстановлены опустошенные врагом города Поволжья: Кашин, Углич, Ярославль, Кострома, Городец. Церковь Феодора Стратилата в Костроме и Феодоровский монастырь близ Городца основаны им в честь своего Ангела. Всего восемь лет стоял он у кормила великого княжения, но за это время он сумел направить страну по единственно верному в то время пути — военно-политического равновесия с Золотой Ордой на востоке и активного противостояния католической Европе на западе. Ближайшим сподвижником и продолжателем его государственного дела был сын, святой Александр Невский.


Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери — благословение отца — постоянно находилась при святом Александре, была его моленным образом. После его смерти (святой князь умер 14 ноября 1263 года в Городце, в основанном отцом монастыре) икона, в память о нем, была взята его младшим братом Василием.


 Василий Ярославич был «мизинным», то есть младшим (восьмым), сыном Ярослава Всеволодовича. В 1246 году после смерти отца (князь был отравлен в столице Монголии — Каракоруме), пяти лет от роду, он стал князем костромского удела — наименее значительного во владениях его отца. Но в 1272 году Бог судил ему стать великим князем Владимирским. Четыре года его великого княжения (1272 — 1276) заполнены обычными для того времени княжескими междоусобными бранями. Несколько лет вел он войну за Новгород с непокорным племянником Димитрием Александровичем. Поэтому, став великим князем, Василий не поехал во Владимир, а остался под защитой чудотворной иконы в Костроме, считая это место более надежным на случай новых усобиц.


   Пришлось ему защищать Русь и от внешних врагов. В 1272 году при очередном татарском набеге русское войско выступило из Костромы им навстречу. По примеру деда, святого Андрея Боголюбского, который брал с собой в походы чудотворную Владимирскую икону Божией Матери, князь Василий двинулся в бой с чудотворной иконой Феодоровской. Яркие лучи исходили от святого образа, попаляя врагов; татары были разгромлены и изгнаны из Русской земли.


Летописи рассказывают, что великий князь Василий питал особую любовь к Церкви и духовенству. После мученической гибели при штурме татарами Владимира 4 февраля 1238 года епископа Владимирского Митрофана долгие годы Владимирская епархия оставалась вдовствующей. Это печалило великого князя Василия. В 1274 году при его участии состоялся во Владимире большой церковный Собор. Непосредственным поводом его явилась хиротония во епископа Владимирского святителя Серапиона (+ 1275, память 12 июля), из Печерских игуменов, митрополитом Кириллом III (+ 1282) и собором русских святителей. Содержание соборных деяний было очень широко — это был первый Собор в Русской Церкви со времени монгольского нашествия. Много накопилось проблем и неурядиц в церковной жизни, Русская Церковь только-только вправлялась от постигшего ее бедствия. Но главной задачей было возрождение русской церковной письменности — восстановление традиций древнерусского «княжеского строения». Без книг невозможно было бы спасительное делание Церкви, они нужны были и для Богослужения, и для проповедничества, и для келейного вразумления иноков, и для домашнего чтения верующих. Трудами митрополита Кирилла, русских епископов и монастырских иноков-книжников эта задача, важнейшая для последующего христианского просвещения Руси, была успешно выполнена. Собор принял новую редакцию Кормчей книги — основного канонического кодекса православной церковной жизни.


  В 1276 году князь Василий завершил свой жизненный путь, важнейшие вехи которого были осенены благословением Феодоровской иконы Божией Матери. Он умер в Костроме и там же обрел место последнего упокоения. Святая икона пребывала с тех пор в Костромском соборе святого Феодора Стратилата.


 Восстановление памяти Феодоровской иконы Божией Матери и широкое распространение ее почитания по всей России связано с событиями начала XVII века — прекращением Смутного времени. В 1613 году чудотворной Феодоровской иконой из Костромского собора был благословлен при избрании на царство Михаил Романов. В память об этом историческом событии было установлено повсеместное празднование иконе Феодоровской Богоматери 14 марта. Появились многочисленные списки с Костромской Феодоровской иконы, один из первых был заказан и принесен в Москву матерью царя Михаила — инокиней Марфой. Со второй половины XVII века получают распространение иконы Феодоровской Божией Матери с клеймами, изображающими события из истории чудотворного образа.


   У чудотворного Феодоровского образа Пресвятой Богородицы Михаил Феодорович Романов принес обеты верности Отечеству, Православной Церкви и русскому народу. Со времени этого события, явившегося началом преодоления Великой смуты, Феодоровский образ Божией Матери и Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь града Костромы стали особо чтимыми святынями царственного дома Романовых, а в память о призвании Михаила


 Феодоровича на царство было установлено еще одно празднование иконе – 27 марта, по новому стилю.


Со второй половины XVIII столетия многие члены царской семьи, в том числе все российские императоры, начиная с Николая I, считали своим долгом посетить Кострому – «колыбель дома Романовых» – и поклониться чудотворной Феодоровской иконе Пресвятой Богородицы. Особое почитание чудотворного образа Божией Матери династией Романовых нашло свое выражение в том, что переходившие из инославия в православную веру невесты членов царской семьи брали себе отчество «Феодоровна».


В 1670 году иеродиакон Костромского Ипатьевского монастыря Лонгин написал «Сказание о явлении и чудесах Феодоровской иконы Богоматери в Костроме». Не все содержащиеся в ней сведения совпадают с изложенными выше, у народной памяти, своя хронология, свои законы.


В годы гонений на Церковь в ХХ столетии чудотворная Феодоровская икона Пресвятой Богородицы не покинула храмовых стен, сохранилась как церковная святыня. Учитывая духовно-культурную ценность и значимость иконы для Православия, этот случай является уникальным в новейшей истории Русской Православной Церкви. С 1991 года чудотворный образ хранится в Богоявленско-Анастасиином кафедральном соборе Костромы. C 1991 года ведется летопись современных чудес, совершающихся по молитвам у Феодоровской иконы; к настоящему времени таких событий зафиксировано более 100.


 Феодоровская икона — двухсторонняя. На обратной стороне — образ святой великомученицы Параскевы, изображенной в богатом княжеском одеянии. Предполагают, что появление образа Параскевы на обороте иконы связано с супругой святого Александра Невского.


Пред иконой молятся женщины о даровании им чадородия, молятся о сохранении крепкой семьи, девицы молятся о даровании жениха, матери о здоровье своих детей и внуков, благочестивые мужья – о даровании благоденствия в семье.


Глава Дома Романовых у Феодоровской иконы Божией Матери, переданной на вечное хранение в обитель 


ЧУДЕСА ФЕОДОРОВСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ


 «Однажды благочестивый князь Василий Ярославич, в августе, 16 числа, помолившись в храме Богу, отправился на охоту в северные лесистые окраины города Костромы, сопровождаемый свитой и псами. Отъехав от города не дальше, как на одно поприще (около версты) и углубившись в чащу лесную, он услышал усиленный лай своих собак. Предполагая, что собаки завидели зверя, князь пустился на своем коне дальше в непроходимый сосновый лес, в надежде напасть на хорошего зверя. Вдруг он увидел образ Божией Матери, стоящий на сосновом дереве и сияющий небесной славой. Всмотревшись в образ и предполагая чудесное явление его, князь испытывал и страх и радость от радости у него покатились по лицу даже слезы. Собравшись с духом, он слез с коня, приблизился к образу и решился было взять его. Но образ чудесно поднялся по дереву на недосягаемую для князя высоту. Крайне опечаленный недоступностью образа, он несколько отступил от места явления, преклонил колена и начал с сокрушением сердечным и со слезами умолять Матерь Божию, чтобы сподобила Она принять образ в свои руки и унести в Кострому. Помолившись, снова приблизился к дереву с иконой с целью взять последнюю, но икона и на этот раз приподнялась на дереве. Тогда князь Василий, оставив охоту, поспешил в Кострому, чтобы поведать о столь необыкновенном событии духовенству и гражданам и посоветоваться: что предпринять по этому случаю. Кострома в это время была уже городом довольно благоустроенным, имевшим соборный и другие приходские храмы, и отличавшимся благочестием. Извещение князя о чудном явлении иконы возбудило во всех гражданах особенное удивление и благоговение. Костромское духовенство, с соборным протоиереем во главе, немедленно составили крестный ход и отправились к месту чудного явления. Множество граждан поспешили присоединиться к духовной процессии… Теперь увидели чудную икону на дереве уже не князь только, но и духовенство и граждане. Предварительно все коленопреклоненно со слезами на глазах начали молить Матерь Божию, чтобы Она, в лице новоявленной иконы, оказала милость городу Костроме, перешла бы в Кострому… Затем уже икона была духовенством беспрепятственно снята с дерева и в крестном ходе на руках священнослужителей принесена в Кострому и поставлена в соборный деревянный храм во имя великомученика Феодора Стратилата».(«Отсюда установился обычай носить святую икону в крестных ходах непременно на руках священников»). На месте же явления образа Божией Матери князем Василием впоследствии была основана первая иноческая обитель на Костромской земле Спасо-Запрудненский мужской монастырь (обретение иконы совершилось близ речки Запрудни).


 «Немного времени прошло после чудесного явления Феодоровской иконы Богоматери, как Пречистая снова явила Костроме чудесное знамение Своего к ней благоволения: деревянный храм, в котором была поставлена чудная икона, вскоре сгорел, а икона, никем не выносимая из храма, соблюлась невредима от огня неведомой силой; в непродолжительное время сгорел и вновь выстроенный деревянный храм, а святая икона также осталась невредимой, никем не вынесенная из храма. После первого пожара на третий день икона найдена совершенно невредимой в пепле пожарища; во второй пожар была видима выше пламени стоящей на воздухе.


Одновременно с сими чудесными событиями и благочестивому князю явила Пречистая спасение через святой образ Свой. К Костроме неожиданно приступили толпы татар с обычной целью – воевать и грабить; князь наскоро собрал малую дружину в Костроме, но, не надеясь на свои силы, повелел нести пред собой икону Защитницы христиан и поставить её во главе своего малого воинства… Грабители, пораженные огненными лучами, исходящими от лика Пресвятой, смутились, тотчас обратились в бегство и, как говорит предание, многие ослепли. В память этого чудесного события и в назидание потомству на том месте, где стояла чудотворная икона Заступницы, поставлен был высокий дубовый столб, на котором вырублено было особое место для Феодоровской иконы (в копии), а в впоследствии времени вместо столба устроена каменная часовня… По тому же случаю и близлежащее озеро именуется Святое».


Молитва к Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой “Феодоровская”


О, Пресвятая Владычице Богородице и Приснодево, Марие, единая надеждо нам грешным! К Тебе прибегаем и Тебе молим, яко велие имаши дерзновение пред рождшимся от Тебе по плоти Господем Богом и Спасителем нашим Иисусом Христом. Не презри слез наших, не возгнушайся воздыханий наших, не отрини скорби нашея, не посрами упования нашего на Тя, но Матерними молении Твоими умоли Господа Бога, да сподобит нас грешных и недостойных свободитися от грехов и страстей душевных и телесных, умрети миру и жити Ему единому по вся дни живота нашего. О Пресвятая Владычице Богородице, путешествующим спутешествуй и ограждай и охраняй оныя, избави плененных от пленения, свободи страждущих от бед, утеши сущих в печали, скорбех и напастех, облегчи нищету и всяко злострадание телесное, и даруй всем вся потребная к животу, благочестию и жизни временней. Спаси, Владычице, вся страны и грады и сию страну и сей град, имже сия чудотворная и святая икона Твоя дадеся во утешение и ограждение, избави я от глада, губительства, труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных, междоусобныя брани, и отврати всякий гнев на ны праведно движимый. Даруй нам время на покаяние и обращение, избави нас от внезапныя смерти, и во время исхода нашего предстани нам явльшися, Дево Богородице, и избави нас от воздушных мытарств, князей века сего, сподоби на Страшнем Судищи Христовем стати одесную, и соделай нас наследники вечных благ, да славим вовеки великолепое имя Сына Твоего и Бога нашего со Безначальным Его Отцем и Святым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.