Экономика

Эти вещи нужно обязательно контролировать

Июнь 05
22:51 2008

Неадекватный рост тарифов на авиаперевозки делает некоторые регионы России, где слаборазвит наземный транспорт, отрезанными от центра. Данные регионы вынуждены либо экономически деградировать, либо переориентироваться на соседние государства, добраться до которых населению, порой, бывает дешевле, чем до Москвы. Таким образом, Россия рискует потерять контроль над своими территориями. Это проблема неоднократно поднималась правительством и президентом, но реальных мер по её решению до сих пор не предпринято.


В феврале 2008 г. на совещании в Хабаровске по развитию Дальнего Востока и Забайкалья министр транспорта Игорь Левитин пообещал тогда ещё первому вице-премьеру РФ Дмитрию Медведеву принять комплекс мер для того, чтобы «вдвое, до 10-15 тыс. рублей» снизить цены на авиасообщение между европейской территорией России и Дальним Востоком. Своё обещание он повторил в апреле на «правительственном часе» в Госдуме, признав цены на перелёт, к примеру, из Москвы в дальневосточные города «заоблачными». Между тем, уже в мае стоимость авиабилетов из Петропавловска- Камчатского до Москвы у основных авиаперевозчиков — компаний «Трансаэро» и «Арофлот» — выросла на 20%. Если в октябре 2007 года билет эконом класса из Петропавловска-Камчатского до столицы «Аэрофлот» продавал за 21 тысячу 243 руб, то с 1 мая его цена выросла до 25 тысяч 480 рублей. 


Авиакомпании, повысившие стоимость билетов, объяснили сложившуюся ситуацию повышением цен на авиационное топливо и наземное обслуживание воздушных судов. На Камчатке, по их данным, стоимость обслуживания воздушного судна выросла на 26-28%, а топливо подорожало на 32-35%. Тут не мешало бы вспомнить, что в своём апрельском выступлении перед депутатами Госдумы Игорь Левитин обещал решить проблему разделения аэропортов и авиакомпаний, с целью снижения ставок аэропортовых сборов. Спрашивается, почему же цены продолжают расти, неужели глава Минтранса, делая столь обнадёживающие заявления, не учитывал реальных возможностей их реализации?


Из вышесказанного следует довольно удручающий вывод – в России система государственного контроля за исполнением стратегически важных задач работает крайне неэффективно, что позволяет госчиновникам обещать и не делать, обозначать проблемы, но не решать их. Для примера, в любой, более-менее серьёзной корпорации подобное отношение к профессиональным обязанностям повлекло бы к немедленной смене руководящего состава. Таким образом, разговоры о том, что управление страной, начиная с 2001 года, строится по примеру международных ТНК, являются сильно преувеличенными. 


Конечно, рост цен на авиаперелёты, снижение уровня жизни россиян и неоправданно высокий показатель инфляции всегда можно оправдать международной статистикой: ростом цен на нефть, проблемами американской экономики, а также прогнозом ООН, согласно которому международный продовольственный рынок в ближайшие годы будет испытывать ряд трудностей. Но не мешало бы вспомнить, что Россия – не Африка, она не имеет дефицита паханых земель, не американская колония – зависимая от ипотечного кризиса США, и в её недрах достаточно энергоресурсов. Единственная наша проблема – это управление и контроль.


Кстати, о контроле. 3 июня президент России Дмитрий Медведев поручил постоянному представителю в Дальневосточном федеральном округе Олегу Сафонову обратить внимание на проблему авиационных перевозок в этой части страны, задействовав «все мыслимые способы её решения». «Если по федеральным перевозкам ситуация развивается, и развивается в положительном направлении, то местные перевозки просто развалены», — сказал президент.


Дмитрий Медведев рекомендовал активнее стимулировать конкуренцию в области перевозок, а также внимательнее рассмотреть отдельные специальные программы по Дальнему Востоку, переданные для анализа в Минтранс. Президент подчеркнул, что «эти вещи нужно обязательно контролировать».