Экономика

Экономический кризис: рецепты лечения

Декабрь 09
23:39 2008

Александр Смирнов


Экономический кризис: рецепты лечения



     Среди причин развития кризиса можно выделить три основных: снижение цен на нефть, просчеты в денежно-кредитной политике и отток капитала из РФ. Каковы рецепты «смягчения» кризисных явлений?


     1. Основной риск для экономики РФ – снижение цен на нефть и сырье. Наиболее важный риск для нашей экономики — это возможное снижение цен на нефть и все сырьевые товары, вызванное мировым кризисом. В конце октября нефть brent достигла уровня чуть выше 60 долл. за баррель, а 1.12.08 – уже около 53 долл. за баррель.


     Снижение цен на нефть может существенно ухудшить платежный баланс страны и создать проблемы с погашением внешних корпоративных долгов. Золотовалютные резервы РФ (ЗВР) за период с 1.08.08 по 21.11.08, т.е. чуть более, чем за 3.5 месяца, снизились на 24.5 % или 146.0 млрд долл. (с 595.9 до 449,9 млрд долл.). В 4 квартале 2008 г. российским компаниям и банкам нужно вернуть нерезидентам по ранее взятым кредитам около 47.5 млрд долл. (42.5 – долг, 5 – проценты), но в 2009 г. – уже 115.7 млрд долл. (100.1 –долг, 15.6 – проценты). Нетрудно посчитать, что если меры государства будут недостаточны, наши резервы могут сократиться до менее безопасного уровня. Предложение нефти на рынки необходимо сокращать. Страны ОПЕК и РФ должны искать пути стабилизации цен. Падение цен на сырье вместе с возможностью внутренней рецессии может резко снизить поступления в бюджет и лишить РФ той ресурсной базы, которую Правительство закладывало под Стратегию-2020. Не следует забывать, что нефтяная зависимость уже дважды приводила нас к краху — проблемы СССР и кризис 1998 г. в значительной степени были вызваны низкими ценами на нефть.


     2. Ужесточение денежной политики создало условия для образования «финансовой неустойчивости». Что дала борьба с инфляцией в этом году? В 2007 г. инфляция была 11.9%, прогноз на 2008 г. еще выше — около 13.5%. Представляется, что борьба с инфляцией на фоне роста тарифов монополий — ярко выраженный «сизифов труд», при том, что их увеличение создало дополнительные предпосылки для сокращения темпов экономического роста.


     Известно, что на фоне мирового финансового кризиса центробанки всего мира включили» печатные станки, чтобы спасать свои экономики. В это время наши денежные власти, приняв близко «переживания» МВФ о «перегретости» нашей экономики, стали ешительно бороться с инфляцией путем ужесточения денежно-кредитной политики. При этом практически двойная «репетиция» нынешнего кризиса — в августе 2007 г. и январе 2008 г., когда нерезиденты выводили десятки миллиардов долларов «горячих денег», нас ничему не научила.


     Рост денежной массы (агрегат  М2) на 1.09.08 составил всего 9.5 % из планируемых  ЦБ в этом году 30-35 %, при инфляции за это же период 9.7 %. Реальный объем денежной массы практически не увеличился. Если оценить годовую планку роста M2 в 30%, рост М2 к 1.09.08 должен быть около 20% (30%*8/12). В 2000-2007 гг. сезонный рост агрегата М2 на 1.09 составлял в среднем около 19.7%. Минимальные значения — 13.4-13.9% были только в 2002 и 2004 гг.  Сколько нужно было денег, чтобы выйти на это уровень? Примерно 10.5% (20%-9.5%) от значения М2 на начало года (13 272.1 млрд руб.), т.е. около 1 394 млрд руб. Денежное «сжатие» создало предпосылки для «торможения» экономики и возникновения «неустойчивости» на финансовых рынках.


     В значительной степени к этому процессу привела «экономия» бюджетных расходов. За период январь-сентябрь 2008 г. (на 1.10.08 — 75% бюджетного периода) профицит бюджета составил 2 521,4 млрд руб., план по доходам был исполнен на 79.8% — собрано 7 151,31 млрд руб., при этом израсходовано около 4 629,92 млрд руб, или 65.9% от плановой суммы – 7 021.9 млрд руб.  Разница в 9.1% (75%-65.9%) от плановой цифры расходов составляет около 638 млрд руб. или примерно 4.8% от денежной массы M2 на начало года. Создание профицита никак не может быть целью финансовой политики. Денежные власти любой страны (Минфин, ЦБ, регуляторы рынков) всегда несут основную ответственность за поддержание адекватного денежного предложения, необходимого для обеспечения достаточного уровня ликвидности, экономического роста и финансовой стабильности.


     Прирост денежной массы за сентябрь- октябрь под воздействием оттока капитала вообще стал отрицательным – 1.1% на 1.10.08, и -5.9 % на 1.11.08. Увеличение денежной массы с начала года на 1.11.08 составляет всего 1.9 %. Если вспомнить 1998 г, то рост денежной массы накануне кризиса, на 1.07.98 был практически нулевым 0.1 %, к 1.09.98 был отрицательным -6.3 %. Ситуация стала улучшаться после того, как в течении октября- декабря денежная масса была увеличена на 21.3 % относительно начала года. За 1999 г. рост М2 составил уже 57.5 %.


     Зато сейчас государству приходится формировать «пожарную» помощь из денег, «откачанных» из той же экономики. Хотя достижение финансовой стабильности можно было бы обеспечить путем адекватного «возврата» денег за счет соответствующего исполнения бюджета. Тем не менее, у государства по-прежнему есть все возможности, чтобы стабилизировать ситуацию. Последствия кризиса станут минимальными, когда мы увидим адекватный рост денежной массы.


     Накануне Великой Депрессии денежная масса М2 в США за период с 1928 по 1929 гг почти не росла – увеличившись только на 0.38% с 46.42 до 46.6 млрд долл. при практически стабильных ценах. Во время кризиса с 1929 г. объем денежной массы постоянно снижался, достигнув на «дне» в 1933 г. минимального значения — 32.22 млрд долл. (т.е. упав с 1929 г. на 30%). «Выздоровление» началось после того, как Ф.Д.Рузвельт начал использовать политику «денежного насоса» в духе рекомендаций Дж.М.Кейнса. В 1937 г. М2 почти достигла докризисного уровня — 45.68 млрд долл, а в 1940 г., когда страна почти полностью «оправилась» — уже превысила его, увеличившись до 55.2 млрд долл.


     А теперь обратимся к «денежной истории» РФ в течение «благоприятных» 2000-2008 гг., когда экономика росла в среднем на 7% в год. При этом средний рост (взвешенный по годам) денежной массы М2 за это время составлял около 44% в год, в том числе в предвыборные 2006-2007 гг. – 47%-48%. Средний темп роста госрасходов составил около 32%, в том числе в 2007 г. – 39% . Монетизация экономики (степень насыщения деньгами – отношение М2 к ВВП) выросла с 14.2% до 40%. Нетрудно увидеть, что причиной наших успехов была не только благоприятная сырьевая конъюнктура, но и активная денежная политика. Для снижения инфляции до уровня ниже 8% нужно грамотное госрегулирование и развитие конкуренции.


     Таблица 1. Основные параметры денежной политики и экономики РФ в 2000-08 г.г.








































































































Дата Денежная масса, млрд.руб. Инфляция, % Прирост денежной массы, % Реальный ВВП в ценах 2000 г., млрд.руб. Темпы роста ВВП, % Монети-зация (М2/ВВП), % Государ-ственные расходы, млрд.руб. Темпы роста госрасходов, %
01.01.2000 714.6 36.5             57.5 6 646.60 6.40 14.82 667.00  
01.01.2001 1 154 20.2 61.5 7 311.10 10.00 15.80 1 029.20 54.30
01.01.2002 1 613 18.6 39.7 7 684.00 5.10 18.03 1 321.90 28.44
01.01.2003 2 135 15.1 32.4 8 045.20 4.70 19.73 2 054.19 55.40
01.01.2004 3 213 12.0 50.5 8 632.50 7.30 24.26 2 358.60 14.82
01.01.2005 4 363 11.7 35.8 9 254.00 7.20 25.59 2 698.90 14.43
01.01.2006 6 045 10.9 38.5 9 846.30 6.40 27.95 3 514.40 30.22
01.01.2007 8 996 9.0 48.8 10 574.90 7.40 33.47 4 285.00 21.93
01.01.2008 13 272 11.9 47.5 11 431.40 8.10 40.23 5 983.80 39.65

 


     3. Инвестиционный климат и поток капитала. Инвесторы, в отличие от избирателей, голосуют исключительно деньгами, которые можно почти всегда забрать обратно. В процессе предвыборной компании общество и власть самым активным образом обсуждали все наши «проблемы». Конечно, значительным фактором роста нашего рынка был рост цен на нефть. Но наши иностранные инвесторы также верили в «новое лицо» России, ожидая модернизации экономики и голосовали «за». В целом наш фондовый рынок, несмотря на спекулятивные «горки» продолжал расти.


     Но уже летом Россия стала «тормозить». Инвесторы ждали  инновационных реформ, но на повестке дня появился «план по борьбе с перегревом нашей экономики». Вопрос по снижению НДС был оставлен на отдаленное будущее. Уже в июне стали видны первые признаки замедления роста денежной массы и экономики. Наиболее «осторожные» игроки стали уходить с рынка уже в июне, чем вызвали первую волну снижения котировок. Безусловно, внес свою «лепту» начавшийся процесс снижения цен на нефть. Затем рынок «отыграл» дело «Мечела».


     Но самый существенный урон финансовым рынкам РФ был нанесен массированным оттоком капитала нерезидентов на фоне конфликта в Южной Осетии. Особенность рынка ценных бумаг в том, что при резком снижении котировок начинаются массированные продажи, ограничивающие уровень потерь (stop-loss), а также необходимые для пополнения обеспечения (margin call) по залогам под кредиты. Этот процесс вызывает «самообвал». Безусловно, на это «наложился» кризис мировой экономики и снижение цен на нефть, но фондовый рынок России по степени падения стоит в числе лидеров. 24.10.08 РТС пробил важнейший уровень 550, (который был в октябре 1997 г.,а также в 2004 г.), упав с максимальных значений в конце мая – 2450 — почти в 4.5 раза. Для сравнения: за тот же период индекс Dow в США упал только на 32%.


     4. Кризис: рецепты  лечения. Ситуация в нашей экономике во многом будет зависеть от оперативности и эффективности мер денежных властей по восстановлению финансовых рынков, а также от того, какие идеологические позиции окажутся сильнее – «либеральные» или кейнсианские. Сделать какие-либо определенные прогнозы очень сложно. В самом тяжелом случае мы можем пойти, пойдя по дефляционному сценарию, которого у нас еще пока не было.


     Сейчас многие компании, в том числе сырьевые, заявляют о сокращении своих инвестиционных программ. Падение доверия на рынке и негативные прогнозы приводят к оттоку рублевых ресурсов, что неизбежно приводит к усугублению проблем банков, которые вынуждены сокращать объемы кредитования. В результате кризиса  начнут сокращаться доходы компаний,  сокращение их штатов, снижение зарплат. В дальнейшем это приведет к значительному сокращению спроса, а, следовательно, и экономического роста в будущем. Неблагоприятная обстановка может вызвать рост неплатежей, объема просроченной задолженности по кредитам и пр. Затем может начаться снижение цен на недвижимость, уменьшение стоимости банковских залогов. Такой «сценарий» может вызвать дефляцию. Государству придется столкнуться с ростом безработицы, что потребует комплекса мер по нивелированию ее последствий.


     Кризис 1998 г. имел очищающее значение, он вылечил неэффективную экономическую модель, создал за счет девальвации отличный потенциал для развития экономики. Что может вылечить нынешний кризис? Возможно, только неразумную политику крупных госкомпаний, набравших долларовых кредитов, «пузырь» на рынке московской и подмосковной недвижимости, избыточные зарплаты в некоторых секторах экономики. Что касается девальвации, то ее влияние может быть неоднозначным. С одной стороны, эта мера окажется выгодной экспортерам и внутренним производителям, с другой – вызовет проблемы при обслуживании внешних займов, будет способствовать росту инфляции, сделает более дорогими импортные технологии и оборудование.


     От монополизации экономики и избыточного влияния государства кризис не излечит. Поглощение и укрупнение компаний еще более ослабит развитие конкуренции. Автоматическое увеличение доли государства в экономике на фоне механизмов перераспределения собственности может негативно отразиться на ее эффективности. Хотя идея активного вмешательства государства и строительства «госкорпораций» для решения приоритетных задач развития страны абсолютно нормальна, приоритеты будущего состоят в строительстве мощной, конкурентной и социально ответственной частной экономики. Идя по пути избыточной национализации мы можем повторить ошибки СССР. Нужна «золотая середина». Не говоря о том, что если над госсектором РФ срочно не установить жесточайший многосторонний контроль, он может «обрасти черными дырами».


     Возможно, РФ придется вести переговоры о реструктуризации внешней задолженности для своих крупнейших госкорпораций. Рефинансирование кредитов можно искать в третьих странах. Следует принять нормативные ограничения, ограничивающие рост внешней валютной задолженности резидентов РФ. Источники внешних займов следует постепенно заменить на внутренние за счет рационального роста денежной массы при увеличении степени монетизации экономики. В противном случае массированные внешние займы будут постоянно создавать девальвационный «навес», как это было накануне 1998 г, а также в последние несколько лет.


     Денежным властям необходимо срочно увеличивать денежное предложение и внутренний спрос за счет бюджетных расходов. Проведение плановых расходов бюджета при увеличении предоплаты по госзаказам способно самым существенным образом оздоровить ситуацию. В этом случае деньги попадут на счета предприятий, пополнив банковские балансы, уйдут на выплату зарплат.


     Россия имеет абсолютно не ограниченные возможности экономического роста за счет внутреннего спроса. Лучшее лекарство от кризиса – развитие программ массового строительства жилья, дорожной сети, атомной энергетики, машиностроения, сельского хозяйства, развитие ВПК и науки. Эти отрасли способны стать локомотивами нашего развития. Могут быть созданы новые рабочие места, которые будут компенсировать падение занятости. И если при этом наш бюджет станет из профицитного разумно дефицитным, ничего страшного не будет. Лучше умеренная инфляция и развитие, чем кризис.


     В ответ на мировой кризис Китай предложил мощнейшую программу развития инфраструктуры на 586 млрд долл. до 2010 г. с целью поддержки спроса. Отметим, что на стадии активного развития экономики Китай имел стабильно дефицитный бюджет, который составлял до 15% от доходной части в 1979 -1980 гг, до 7-10% в 1991-1997 гг. Известно, что новый Президент США Б.Обама собирается создавать в США новые рабочие места в том числе за счет программ развития и модернизации инфраструктуры и энергетики, повышения конкурентоспособности экономики.


     Чтобы поддержать экономику, целесообразно снизить налоговое бремя, в том НДС,  затормозить рост цен на услуги монополий, добиться адекватного снижения цен на топливо и бензин. Для обеспечения нормального будущего страны надо сделать все возможное, чтобы Россия стала одной  из самых комфортных стран в мире для ведения бизнеса. Основные факторы благоприятного инвестиционного климата  — низкие налоги, развитие инфраструктуры, финансовой системы, высокая степень экономической свободы и защиты прав собственности. Такие меры развернут потоки капитала обратно в РФ. Необходимы самые активные меры по борьбе с коррупцией, рейдерством, созданию цивилизованных рынков земли и недвижимости. Возможно, наши элиты наконец осмыслят необходимость модернизации экономической политики, начав уделять внимание не только сырьевому сектору, но и инновационному развитию. Приняв сегодня за точку отсчета не узкие, а общенациональные интересы, в будущем можно выиграть намного больше.