Экономика

Дорога из депрессии

Октябрь 31
07:50 2011

Дорога из депрессии


Финансовые рынки толкают мир к новой Великой депрессии с непредсказуемыми политическими последствиями. Власти, особенно в Европе, потеряли контроль над ситуацией. Им  необходимо  восстановить его, и они должны сделать это немедленно.


Три смелых шага. Во-первых, правительства еврозоны должны согласиться в принципе на новый договор о создании общего министерства финансов для еврозоны. Одновременно, крупнейшие банки должны быть подчинены Европейскому центральному банку (ЕЦБ) в обмен на временные гарантии и постоянную рекапитализацию. В-третьих, ЕЦБ должен был бы позволить таким странам, как Италия и Испания временно рефинансировать свои долги по очень низкой цене.


Эти шаги должны успокоить рынки и дать Европе время разработать стратегию роста, без которого проблема задолженности не может быть решена. Действительно, важность разработки стратегии развития невозможно переоценить, потому что долговая нагрузка — отношение долга к годовому ВВП – взлетает и падает, в частности, в зависимости от темпов экономического роста.


Так как заключение договора еврозоны относительно создания общего минфина займет много времени, то государства-члены должны обратиться к тому финансовому органу, который уже существует — ЕЦБ, чтобы заполнить вакуум. В своем нынешнем виде, зародыш общего минфина — Европейский финансовый фонд стабилизации (ЕФФС) — это всего лишь источник средств, то как они расходуются — осталось в ведении государств-членов. Сотрудничество ЕФФС и ЕЦБ потребует создания нового межправительственного учреждения, которое должно быть санкционировано бундестагом Германии и, возможно, парламентами других стран-членов еврозоны.


Ближайшей задачей является принятие необходимых мер гарантирующих защиту от развития ситуации по «греческому» сценарию. Две уязвимых группы — банки и государственные облигации таких стран, как Италия и Испания — должны быть защищены.


Для выполнения этих задач, ЕФФС должен будет использоваться в первую очередь, чтобы гарантировать и рекапитализировать банки. Системообразующие банки должны согласиться с ЕФФС выполнять инструкции ЕЦБ до тех пор, пока гарантии остаются в силе. Банкам, которые откажутся выполнять инструкции, гарантии даваться не будут, но достаточно, чтобы ЕЦБ согласится предоставить необходимую критическую массу.


Затем ЕЦБ должен будет поручить банкам сохранять свои кредитные линии и кредитные портфели, при этом внимательно следя за рисками операций, которые они проводят за свой собственный счет. Эти меры остановят массированное сокращение доли заемных средств, что является одной из основных причин кризиса. Завершение рекапитализации снимет стимул для уменьшения доли заемного капитала, и в этот момент полные гарантии могут быть отозваны.


Чтобы облегчить давление на государственные облигации таких стран, как Италия, ЕЦБ должен снизить учетную ставку. Затем он будет поощрять заинтересованные страны финансировать себя полностью за счет выпуска казначейских векселей — и поощрять банки покупать их. Банки могли бы, благодаря ЕЦБ, переучесть векселя, но они не будут этого делать до тех пор, пока  на наличных зарабатывают больше, чем на векселях.


Такие меры позволили бы Греции объявить дефолт, не вызывая глобального кризиса (это вовсе не значит, что Грецию будут заставлять объявлять его). Если Греция выполнит поставленные перед ней задачи, EФФС мог бы гарантировать «добровольную» реструктуризацию долга, скажем, 50 центов за евро. ЕФФС имел бы достаточно денег, чтобы гарантировать рекапитализацию банков Европы, а рекапитализацию греческих банков он бы оставил МВФ. Как бы Греция процветала бы в таких условиях, уже зависело бы от самих греков.


Я считаю, что эти шаги, которые приведут к окончанию острой фазы кризиса евро, «перевязав» две главных кровоточащих «раны» (слабые банки и суверенные долги) и обнадежат рынки, дав время для нахождения долгосрочного решения проблем. Само такое долгосрочное решение найти будет сложнее, потому что режим введенный ЕЦБ не оставляет места для финансовых стимулов и проблема задолженности не может быть решена без роста. Как создать жизнеспособные финансовые правила для евро следовало бы оставить для дискуссий по договору.


В стадии обсуждения находятся и многие другие предложения, потому что теперь чиновники понимают, что «пинание банки по дороге» привело их к концу шоссе. Большинство из этих предложений предполагает использование ЕФФС в качестве или банка, или страховой компании, или организации специального назначения, которая принимает на себя риски государственно-частного партнерства. Хотя, вероятно, практически любые предложения принесут временное облегчение, и финансовые рынки согласятся с ними и найдут их желательными, особенно если они нарушают статью 123 Лиссабонского договора (оговорка о не-«спасении»), в то время как мое предложение скрупулезно учитывает эту оговорку. Тем не менее, некоторые рычаги могут быть использованы при рекапитализации банков.


Курс действий, изложенный здесь, не требует мобилизации или увеличения размеров ЕФФС. Но он еще более радикален, поскольку ставит банки под европейский контроль. Это вызовет оппозицию и банков и национальных органов власти, оппозиция, которую может преодолеть только общественное давление.