Духовная жизнь

Диакон Андрей Кураев сравнил Патриарха с шофером

Январь 24
03:04 2009

Диакон Андрей Кураев сравнил Патриарха с шофером


Наместник Оптиной пустыни пожелал миссионеру духовного врачевания и исправления


Наместник Оптиной пустыни архимандрит Венедикт (Пеньков) негативно отреагировал на статью миссионера и публициста диакона Андрея Кураева «Патриарху надлежит быть… молитвенником?», передает «Интерфакс-Религия». Так, по мнению отца Венедикта в статье диакона «много несуразностей». Архимандрит Венедикт назвал отца Андрея «не вполне здоровым автором» и пожелал «авторам подобных статей духовного врачевания и исправления».

«Сначала вникали, вникали… Может что-то глубокое… да нет там ничего глубокого. Чувствуется, что автор пытается на пустом месте разжечь огонь споров и пустых пререканий. Поэтому нет нужды много говорить, потому что это будет равносильно подливанию масла в огонь в угоду, если не злонамеренному, то, создаётся впечатление, не вполне здоровому автору. Вопрос ясен, как белый день. Если и от простого человека-христианина Бог требует молитвенности и добрых дел, то в какой же мере должен обладать этими качествами человек, призванный стоять у руля церковного корабля! И вполне закономерно, что весь народ желает иметь именно такого Первосвятителя, то есть и молитвенника, и одарённого способностями к делам церковного управления. Молитва – на первом месте. Ведь это обращение к Богу. А без Бога не можем творить ничесоже. Если молитва кривая, то и дела будут кривые», – сказал отец Венедикт в интервью Портал-Кредо.ru. «Мы должны так желать. Другое дело, кого Господь даст нам в соответствии с нашим духовным состоянием…», – добавил наместник Оптинского монастыря.

«В своём Первосвятителе народ хочет видеть человека праведной жизни. А молитва – это один из критериев праведности. Народ хочет видеть в Патриархе отца, а не ловкого администратора. Этого и вокруг Церкви хватает. Церковь же надмирна и именно этими устремлениями несёт свою миссию в этом мире», – сказал архимандрит Венедикт.

Диакон Андрей Кураев не оставил критику без ответа и на одно из замечаний отца Венедикта, что Патриарх должен молиться сам, заявил: «Устав Русской Православной Церкви, перечисляя требования к кандидату в Патриархи, перечисляет многое, но не делает особого акцента на том, что Патриарх должен быть молитвеннее всех остальных епископов».

«Я исхожу из того, что кандидат в Патриархи и так уже известен как достойный христианин и епископ. Но достаточно ли этих его талантов и качеств, чтобы понести особое, патриаршее, служение?» Миссионер заявляет, что «когда путаются требования к послушнику и к возглавителю, когда личное благочестие ставится выше жизненного, пастырского, политического опыта, тогда получается интервью отца Венедикта». По мнению отца Андрея «уязвимость Патриархов-молитвенников» заключается в том, что «они слишком далеки от столичных раскладов и потому в своей наивности могут действовать так, что поневоле вспомнишь: «простота хуже воровства»».

«Отец Венедикт, если Вы выбираете монаха-шофера для своей машины, кому Вы отдадите предпочтение – самому молитвенному брату или же тому, у кого наилучшая техника вождения?» – вопрошает диакон Андрей Кураев.

Заметим, что такое вызывающие сравнение отцом Андреем Патриарха с шофером очень симптоматично. В свое время известный думский либерал и масон Василий Маклаков, немало потрудившийся на поприще свержения русской монархии, сравнил Святого Царя Николая II с шофером. В памфлете, опубликованном в годы Первой мировой войны, Маклаков рассуждал о «безумном шофере», который «править не может», «ведёт к гибели вас и себя», но «цепко ухватился за руль» и не пускает людей, «которые умеют править машиной». Хотелось бы надеяться, что совпадение с «шофером» случайно, но уж больно оно показательно…