Экономика

Бензин: не «лучше и дешевле», а «хуже и дороже»

Март 10
14:56 2010

Бензин: не «лучше и дешевле», а «хуже и дороже»


Федеральная антимонопольная служба (ФАС) хочет применить принцип Закона о торговле к Закону о нефтепродуктах: она собирается законодательно запретить нефтяным компаниям покупать и строить новые автозаправки, если их доля на розничном рынке превышает 35%.


Такое ограничение, по замыслу ведомства, должно воспрепятствовать завышению цен на бензин, сообщает «Бизнес ФМ». Сдерживать разрастание заправок одного владельца в рамках отдельного региона антимонопольная служба планирует двумя способами: не давать землю под строительство АЗС и запрещать покупку уже действующих заправок.


Похожие ограничения существуют и в западных странах. Но там это работает, а у нас же может оказаться неэффективным. И дело здесь в том, что наши нефтяные компании по структуре представляют собой ВИНКи (вертикально интегрированные нефтяные компании). Т. е. те, кто добывают нефть, они же ее и перерабатывают; они же и продают продукты переработки оптом и в розницу (на АЗС). Все нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) принадлежат нефтяным компаниям. Для своих сетей АЗС снабжение топливом идет по минимальным ценам и лучшего качества, для чужих (как правило, независимых) – подороже и похуже, «паленое» и неликвид. Независимые заправщики по этой причине вынуждены «бодяжить» топливо, что вызывает справедливые нарекания автомобилистов.


Теперь посмотрим, к чему может привести инициатива ФАС, если она будет принята законодательно. Нефтяные компании не смогут занимать все 100% регионального розничного рынка. На нем смогут работать сразу три компании (35, 35 и 30%, например). Реально же такого не будет. НПЗ у компаний расположены в разных регионах, некоторым может оказаться очень дорого перевозить свой бензин в определенные регионы, и они сосредоточатся на работе в других. Следовательно, их место займут независимые заправщики. Но им, как мы помним, бензин отпускают по большей цене, из-за чего они вынуждены его «бодяжить». Где же тут качество? Его нет. А ведь боролись именно за это.


Но выход есть, говорят эксперты топливного рынка. И он в том, чтобы создавать независимые НПЗ, которые не станут делить заправщиков на родных и неродных, для которых все они будут одинаковыми. Однако выход этот – никакой не выход, а скорее даже тупик. Независимых НПЗ сейчас нет: все они разобраны во время приватизации нефтяными компаниями. А построить новый завод – крайне дорого. Кажется, их с 1991 года и не построили ни одного: обходятся теми, что есть, латая их и подкрашивая.


Таким образом, без независимых НПЗ не стоит ждать ни дешевого, ни качественного бензина. И инициатива ФАС может иметь противоположный эффект – бензин станет хуже и дороже.


Что же касается доли рынка, то, по мнению аналитика ИК «Велес-капитал» Дмитрия Лютягина, сложности, вполне вероятно, возникнут у «Газпром нефти», которая собирается расширить свою розницу в Западной Сибири и на Дальнем Востоке. У ЛУКОЙЛа, Роснефти и ТНК-BP таких сложностей возникнуть не должно, поскольку, по словам эксперта, сильной экспансии в регионы они в ближайшее время не планируют. Между тем у этих компаний уже есть регионы, где доминирование на рынке АЗС превышает 35%. К таким владельцам АЗС от ФАС – особое предложение. Доминирующим компаниям будет рекомендовано обменивать свои заправки на АЗС конкурентов в других областях.


Представитель ТНК-BP Николай Горелов считает, что обмен заправочными активами вполне возможен, если компании сумеют договориться: «Мы считаем, что это вполне может происходить, потому что компании постоянно обмениваются активами, продают какие-то не интересные для одной компании заправки, которые могут быть интересны для другой, и т. д. Потому что нефтеперерабатывающие заводы, которые снабжают те или иные заправки, рассредоточены по всей России и принадлежат разным компаниям».


Леонид Рудницкий
Журналист, писатель, копирайтер